Архив:

Орел: «Доступная среда» отложена на завтра

Что толку от пандуса на ступеньках в театр, если на пути до него узкие лифты, высокие бордюры, и вообще на весь Орел лишь три низкопольных автобуса, расписание движения которых – тайна, покрытая мраком. 2015 год – «крайний» этап реализации госпрограммы «Доступная среда». За четыре года субъектам РФ на улучшение жизни инвалидов и других маломобильных групп населения было выделено более 160 миллиардов рублей. 

Но, как показала жизнь, даже столь колоссальная сумма оказалась не в силах в корне изменить ситуацию. Среда не стала доступнее, и тому есть как объективные, так и субъективные причины. Учитывая все факты, президент Владимир Путин еще в прошлом году дал поручение продлить программу до 2020 года. Однако, несмотря на обещания чиновников профильного министерства представить правительству проект программы до середины мая, к началу июня он так и не внесен. Да и к итогам пройденного этапа 2011–2015 годов вопросы только множатся.

Путаница по понятиям

– Выполнение поручения президента о продлении госпрограммы «Доступная среда», действие которой завершается в 2015 году, оказалось под угрозой срыва, – считают эксперты Общероссийского народного фронта. – Владимир Путин поручил принять соответствующее решение до 1 июня, однако Министерство труда до сих пор не внесло в правительство проект программы на период до 2020 года, хотя должно было сделать это, по обещаниям руководства ведомства, не позднее 12 мая.

Речь о сроках зашла не просто так. Это не тот случай, когда неповоротливость бюрократической машины никому не мешает. Замедление процесса грозит тем, что положения госпрограммы могут просто не успеть внести в проект бюджета на будущий год, и «Доступная среда» останется без денег.

Тем временем, собственно проект госпрограммы «Доступная среда» на 2011–2020 годы «висит» на едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения. И ... уже вызывает критику.

Проект программы на 2011–2020 годы содержит четыре подпрограммы: обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; совершенствование системы комплексной реабилитации инвалидов; формирование условий для профессионального образования и последующего трудоустройства инвалидов; совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы.

– Одной из целей формирования доступной среды в соответствии с новой концепцией госпрограммы является оценка состояния доступности объектов и услуг инвалидам, – пояснил заместитель председателя комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Терентьев. – Однако до сих пор отсутствуют единые критерии оценки этой доступности. Необходимо разработать такие критерии, которые позволили бы сформировать достоверную картину состояния доступности приоритетных объектов. Также считаю необходимым обратить особое внимание на совершенствование системы доступности транспортной инфраструктуры, которая должна включать общественный транспорт, службу «социального такси».

Жилье и транспорт берем штурмом

Новая концепция еще не утверждена, а старая программа, доживающая последний год, уже признается провальной.

– В 2015 году мы продолжаем вести мониторинг реализации программы «Доступная среда» и принимаем участие в общественном обсуждении целей и задач региональной программы «Доступная среда» на 2016–2020 годы. Сегодняшние результаты ее реализации нас не удовлетворяют, практической пользы для инвалидов нет, – открыто заявил председатель Орловского отделения союза инвалидов, член регионального штаба ОНФ Николай Столяров. – В частности, мы уже вышли с предложением, чтобы на участках, выделяемых под многоэтажную застройку, как минимум 10 процентов домов были оборудованы под нужды инвалидов. Что касается транспортной доступности, то для Орла нужны 15 автобусов и минимум три социальных такси.

Жилье – вопрос отдельный. О том, что те же «хрущевки» (да и панельные девятиэтажки) «доступными» стать не могут априори, говорить не приходится, а вот в новостройках соблюсти условия для равных возможностей можно вполне.

– Квартиры в наших домах пользуются большим спросом – в том числе у представителей маломобильных групп населения – прежде всего потому, что на сегодня мы делаем максимум из всех застройщиков, что должны делать в рамках требований к проектно-сметной документации, – рассказал «ОВ» председатель совета директоров ОАО «Орелстрой» Владимир Строев. – Важно понимать, что маломобильные группы – это не только инвалиды-колясочники, но и старики, беременные женщины, люди с временными проблемами со здоровьем, те же мамы с детскими колясками. Продумывая проектные решения, мы должны найти компромиссные варианты, учитывающие интересы каждого.

Действительно, электрический подъемник, который был бы удобен инвалиду-колясочнику, для многих мам вариант малоприемлемый: оставить коляску с ребенком на подъемнике удобно не каждой. Для мамочек предпочтительнее удобные пандусы или легкие откидные аппарели.

– Лестничный марш на пути к лифту – единственное узкое место в наших панельных девятиэтажках, – рассказывает Владимир Владимирович. – Эти дома проектировались в 90-х годах прошлого века, на тот момент не шла речь ни о каких требованиях по маломобильным группам. То есть мы заложники тех условий, в которых работаем и из которых для всех, я подчеркиваю – для всех, мы пытаемся найти компромиссный выход. В том числе и из желания облегчить передвижение для маломобильных граждан, мы приняли решение о разработке абсолютно новой серии 16-этажных панельных домов. Здесь инвалидам обеспечен доступ от уровня земли до шахты лифта с помощью длинного пандуса. То есть не будет промежуточного лестничного марша, как в девятиэтажном доме, и можно будет без труда добраться от входа в дом до входа в квартиру.

А вот что касается тех же требований по расширенным дверным проемам, приспособления санузла под нужды инвалидов – здесь решать что-то за будущего собственника квартиры застройщик не в силах. Если бы муниципалитеты на проекте планирования новых домов заказывали определенную часть квартир для инвалидов, проектировщики могли бы предусмотреть все нюансы. Но, согласитесь, проектировать такие квартиры, которые потом купят неинвалиды, по меньшей мере неудобно: вряд ли кто-то захочет иметь более широкий дверной проем, для которого потом и покупка самой двери станет целой историей.

Есть о чем задуматься

К слову, с 1 июля проектировщикам все равно придется что-то менять. Становится обязательным соблюдение требований свода правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», которые предусматривают более пологие пандусы, ограничивают высоту лестничного марша, габариты разворотной площадки. Не исключено, что тут альтернативным выходом станут именно подъемники. Правда, тогда собственникам квартир придется решать, как этот подъемник будет обслуживаться, сохраняться и так далее.

Да и властям есть о чем задуматься. По информации председателя городского отделения российского Красного Креста Валерия Бурковского, напряженная ситуация складывается с обязательствами по оказанию гарантированной медпомощи инвалидам на дому. Бюджеты городского и регионального отделений Красного Креста позволяют теперь содержать только четырех медсестер, а минимальная их потребность по Орлу – не менее 20. Коммерческие службы, предоставляющие аналогичные медицинские услуги, не в счет: их почасовой тариф в 150 рублей недоступен для большинства лежачих инвалидов. Выход из положения руководитель Красного Креста видит в конкурсном получении федерального гранта.

Члены регионального отделения ОНФ в Орловской области провели мониторинг ряда осуществленных в 2014–2015 годах госзакупок по выполнению ремонтных работ на социальных объектах области. Оказалось, что модернизация инфраструктуры для инвалидов почти не проводилась. Хочется надеяться, что при утверждении концепции программы до 2020 года эти факты не пройдут мимо внимания разработчиков и тех, кому потом в этой концепции работать и жить.

Андрей Кислов

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ