Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Скрипач фруктового сада

Андрей Тихонов с красным дипломом окончил Архангельский музыкальный колледж по классу скрипки, а также факультет зарубежных языков в Северном федеральном арктическом университете - «Английский и немецкий языки».

Невозможно забыть его дивное исполнение на скрипке всем известной мелодии из «Спокойной ночи, малыши» в джазовой обработке или «Темную ночь». Один раз он помог совершенно пьяному незнакомцу перейти дорогу на Троицком проспекте – так родилась веселая композиция «Троицкий блюз».

18084b0f878886d71dc049625558512e.jpg

В школе преподаватель химии сказала Тихонову. 

- Тебе часто придется не жалеть себя. 

- Я был в 8 классе и не совсем понял, что она имела в виду, - вспоминает Андрей, - это осознание пришло позже, когда нужно было обеспечивать себя и строить планы на будущее. Не нужно жалеть себя, даже думать, что у тебя есть инвалидность.

83ea8fc528bb763ebb8ebe642a1e576a.jpg

Не сдавайтесь!

В одном из казанских отелей спикер прочитал лекцию «Инновационные пути самореализации человека с нарушениями зрения». Энерджайзер призывает инвалидов быть организованными, чтобы в течение дня сделать огромное количество дел. 

- Не сдавайтесь! - подвел он в конце выступления. Благодаря грантам, семинарам, всевозможным стипендиям он стал настоящим путешественником – Северная Европа, США, из азиатских стран пока только Таджикистан. Еще очень хочется побывать в мусульманских странах, а также в Японии, Австралии и Канаде.

9fc56b848430fc8fb4958bba6376ca89.jpg

Компанию за трибуной лектору составила Вера Агеева, которая провела с французскими коллегами матч по футболу между незрячими из Бордо и Москвы и рассказала, как реализовываются детские мечты и развивается новый вид спорта с большим потенциалом.

Вера представляет Комитет по физической культуре Правительства Санкт-Петербурга. Зачастую ее проекты связаны с инициативами других государств, именно так она поняла, как могут жить инвалиды. Дистанция с Россией, конечно, очевидна.

- Это такая грустная тема. В Санкт-Петербурге меня поражает факт, что две станции метро оборудованы лифтами для людей на колясках. Ты можешь съездить до Невского проспекта и все. Глупость этой ситуации зашкаливает. Зачем это было сделано? А если человек живет на севере города, а эта станция на юге?

0a466aec4efb7ba94540fbf0d7225569.jpg

Андрей согласен, что многие подобные решения просто разбазаривают бюджет. 

- Делается непродуманно потому, что выполняется для отчетности. Допустим, «Доступность города» - они поставят один пандус, причем не под правильным углом, а если пандус есть у мэрии, дорога туда не доступна. Вторая причина – часто эти совершенствования дизайна города делают без консультации с самими инвалидами. У нас не спрашивают, что конкретно мы бы хотели улучшить.

46bff1b55f7d2fba4b07c65171dd3e1b.jpg

В Казани живут реалисты

Перед концертом гостя своим творчеством поделились незрячие участники детского ансамбля «НиЗаМи», оказавшиеся здесь неслучайно. Встреча прошла весьма полезно для казанского сообщества. Родители высказались против инклюзивного образования, не позволяющего хорошо освоить точные науки, и пожаловались, что им самим приходится покупать карты по географии и оплачивать уроки плавания. На самом деле незрячим приходится преодолевать много сложностей, о которых не подозревают остальные люди. Прожить на пенсию неработающим родителям тоже непросто, поэтому в лозунг «Все для инвалидов», тиражируемый по стране, семьи не верят. Но мамам и папам нужно думать о будущем своих детей, так что опыт Андрея пришелся кстати.

9b86669c82c862f16138063803d1929d.jpg

Главный толчок для развития ему дали родители. Мать оставила работу, чтобы сын получил образование. Отец сурово брал за шиворот и ставил на лыжи, когда мальчик летел в 8 лет с крутых горок. Еще родители научили его плавать и всегда помогали с уроками.

- Я помню засыпающего отца с книжкой «Истории древнего мира», у которого под конец герои могли ходить по Москве, - вспоминает скрипач.

Еще несколько забавных историй

В университете Андрей писал по Брайлю (рельефно-точечный тактильный шрифт), а это занятие шумное. На лекции по истории Англии преподаватель остановилась и возмутилась.

- Что это за шум, как на лесопилке? 

Кто такой Брайль она не знала, но посмотрев записи, сказала: «Пишите дальше» и продолжила пару. 

Успевать за лектором трудно, поэтому студент придумал свою краткопись и некоторые конспекты сейчас уже понять не может. Для бумаги парень брал плоскопечатные журналы, что там внутри, он, разумеется, не знал. Однажды знакомые ему подсунули экземпляр с эротическим содержанием, о чем бедняга узнал только на парах.

161a78cc6eefad6c3a95f3a619e12bf9.jpg

А позже, когда Андрей сам начал преподавать, стало ясно, что историю он творит сам, вместе с учениками. Как-то раз незрячие ребята спросили, а смогут ли они когда-нибудь приготовить вкусный обед? В итоге на маленькой кухне учителя веселая компания организовала шикарный праздничный стол - жаркое, суп, разносолы... вкуснятина!

Был и такой случай. Однажды архангельская организация взяла Тихонова переводчиком-синхронистом на конференцию по теме транспорта в горнодобывающей промышленности. Это было страшно трудно. После первых 15 минут Андрей уснул от усталости, разбудила его коллега, когда закончила свою часть перевода.

b758bf6a86e41ea80375616c5edc62b4.jpg

Как прожить жизнь

Преподаватель из Архангельска говорит, что многие люди с инвалидностью боятся не создать семьи. Однажды он поздно возвращался с работы. Таксист, служивший в Чечне, по дороге рассказал про друга, которому ампутировали руки и ноги – думал, что совсем пропадет. А тот через пару лет нашел боевого товарища в социальной сети и рассказал что у него счастливая семья, двое детей, свой бизнес, личный шофер – удивительная история.

359e55a068ee5c2b3c994180735f6893.jpg

В 2008 году Андрей поехал в Мичиганский государственный университет совсем один. Ему было 23 года, когда пришло официальное приглашение по программе «Fulbright». Тихонов сомневался, никак не мог принять решение - ехать или нет. Он до этого даже из города один не выезжал, так что позвонил отцу и рассказал про эту возможность. И минуты не прошло, как тот сказал: «Конечно, ехать!». В 2013 году Андрей поехал уже в Чикаго, где учился работать на сенсорных приборах, ориентироваться в пространстве. Там совсем другой мир – инвалидов трудоустраивают, учат проходить интервью, составлять резюме, презентовать себя. Андрей потрясен возможностями незрячего человека в Америке. А как у нас?

a8685931b152a30fb1004b588f4cd744.jpg

Фрукты

Еще в школе один из тифлопедагогов сказала мальчику, что образование в России он получить сможет, а вот найти работу - сложно. Но, как оказалось, можно. Сегодня у Андрея много рабочих мест. Начинается день в 8 утра, когда нужно отвечать на деловые письма, отчитываться по грантам, переводить документы. Дел хватает - Андрей сотрудничает с московским фондом «Мир искусства» и общественной организацией «Перспектива». После обеда нужно ехать в архангельскую школу, потом в «музыкалку» к детям. Вечером время «халтурки»: в ресторане - в качестве джазового музыканта, в санаторной школе-интернате - в роли учителя. Время уходит и на работу в Центре адаптивных Технологии РООИ «Надежда». И сегодня Андрей пришел к четкому заключению: инвалидность – это барьер, установленный в голове.

b280e7eaccd334d540569cd49f16d75a.jpg

- Наш мир - это огромный фруктовый сад, где спелые фрукты - это возможности. Нам требуется просто найти в себе достаточно смелости, воли и желания, чтобы протянуть руку и сорвать нужный плод.

3154827cffb9e95e60501fec272220aa.jpg