Архив:

Бизнес с лицом мамы. Российские женщины штурмуют азы предпринимательства

В России наметился тренд на увеличение числа женщин, занятых в предпринимательстве, причем на тропу изначально мужской сферы деятельности выходят молодые мамы. Бизнес, оказывается, хорош для них тем, что позволяет совмещать сразу две «должности». Остановить может только отсутствие специального образования, необходимого опыта и неуверенность в собственных силах, но и эти проблемы в последние два года успешно решаются благодаря социальному проекту «Мама-предприниматель». 

О том, как рождение ребенка вдохновляет на бизнес и почему экономический кризис не мешает, а, наоборот, помогает начинающим предпринимателям-женщинам, - в материале АПИ.

Русские женщины известны во всем мире не только своей красотой, но и описанием Николая Некрасова, ставшим метафорой, применимой в современной жизни: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Подтверждают удивительную стойкость и способности россиянок взять дело в свои руки данные исследования международной сети независимых аудиторско-консалтинговых фирм Grant Thornton International «Женщины в бизнесе 2015: путь к лидерству». Согласно ему, РФ является мировым лидером по числу женщин, занятых на высших управленческих позициях, - 40% из общего числа руководителей. По данным той же сети, за последние годы выросло количество россиянок, открывающих собственный бизнес, практически сравнявшись в 2013 году с числом мужчин-предпринимателей при том, что в 2006 году женщин в этой сфере было втрое меньше.

Особенный интерес открытие собственного дела, как показало социологическое исследование ВЦИОМ, проведенное в 2013 и 2014 годах, вызывает у молодых и многодетных матерей. По данным опроса, идея открыть свой бизнес привлекает более 90% опрошенных жительниц крупных российских городов, в частности 88% в Свердловской области. Многие из них не решаются начать свое дело из-за отсутствия стартового капитала, опыта, недостатка идей и специальных знаний, а также финансовых рисков. При этом 95% опрошенных по стране и 93% в уральском регионе видят необходимость в посещении специальных курсов, которые помогли бы им создать собственный бизнес.

Для того чтобы дать женщинам, временно выключенным из активной экономической жизни, - многодетным матерям или же находящимся в отпусках по уходу за ребенком - возможность получить знания и необходимый для открытия бизнеса опыт, в России в 2013 году появился социальный проект «Мама-предприниматель». Его партнерами стали ведущие вузы, торгово-промышленные палаты, ведомства по поддержке малого бизнеса и бизнес-ассоциации. За два года бесплатное обучение по программе «Основы индивидуального предпринимательства для женщин» прошли около 450 представительниц слабого пола в пяти крупных городах России, среди которых 80 человек - в Екатеринбурге.

«У молодых мам большой потенциал, но им важно иметь гибкий график, который позволял бы совмещать самореализацию и заботу о семье. Такую возможность предоставляет формат самозанятости. Курс «Основы индивидуального предпринимательства» - это 72 часа, посвященные маркетингу, менеджменту, правовым вопросам, управленческим компетенциям - всему, что нужно знать для стартапа. Но также в него включены такие дисциплины, как управление временем, борьба со стрессом, успешные презентации и другие навыки, которые помогут молодым женщинам преуспеть в бизнесе. Итогом курса для каждой слушательницы становится бизнес-план, под который можно искать инвесторов или партнеров. Выпускницы курса получают сертификат государственного образца о повышении квалификации», - рассказывает региональный советник по связям с общественностью компании Amway - инициатора проекта - Елена Тамазова.

По ее словам, преуспеть в бизнесе помогает не логика, а смелость, уверенность в собственных силах и поддержка близких, ведь сложнее всего не начать, а продолжить, несмотря на возникшие первые сложности.

Олеся Русакова, детский клуб «Яркая песочница»: «На проекте я не только получила необходимые знания, но и нашла свою целевую аудиторию»

Финалистку проекта «Мама-предприниматель», а ныне владелицу двух детских клубов «Яркая песочница» Олесю Русакову подтолкнуло к открытию своего бизнеса рождение ребенка и, как следствие, появившееся время подумать, чем интересным можно было бы заняться в дальнейшем. Тем более что пришлось столкнуться с проблемой: с совсем маленьким ребенком оказалось некуда пойти в непогоду. Игровые площадки в торговых центрах города рассчитаны на детей от трех лет, детских клубов для малышей нет вообще. Так и зародилась у Олеси идея открыть детский клуб с большой игровой площадкой для малышей.

Отправившись на обучающий курс, Олеся, по собственному признанию, получила не только знания в области предпринимательства, но и целевую аудиторию. Она провела опрос о том, каким молодые мамы видят идеальный детский клуб, что их привлекает или наоборот отталкивает в тех, которые приходилось посещать. Дело осталось за малым - воплотить идею в жизнь.

«На момент появления первого клуба моему сыну было 1,4 года. Конечно, в связи с этим пришлось столкнуться со сложностями, но все преодолимо при должной организации времени и пространства. К тому же очень помогал муж, он поддержал как морально, так и «физически». Все, что можно было сделать своими руками для открытия клуба, было сделано именно руками моего мужа», - рассказывает Олеся.

Основные трудности, по ее словам, заключались в подборе персонала: «сложно найти именно того человека, который бы отвечал всем требованиям». Но сейчас штат уже полностью укомплектован, готовится открытие третьего клуба по партнерской программе.

«Мы развиваемся с учетом сегодняшней ситуацией в экономике страны, стараемся оптимизировать затраты и открывать клубы более бюджетного формата. Возможно, еще через 2-3 месяца откроется клуб в другом городе. Кроме того, сейчас у нас будет и онлайн-обучение для дошкольников в новом проекте «Учебная полянка». Проект дает возможность заниматься дошколятам из отдаленных районов и городов, детям с ограниченными возможностями. Конечно, онлайн-обучение - самый бюджетный вариант обучения, что сегодня немаловажно», - делится успешная мама.

Помимо непосредственно знаний, помогающих открыть свое дело, выпускницы программы могут получить грант в размере 200 тысяч рублей для обеспечения стартового капитала. Конкурс бизнес-планов при этом проводится в каждом городе, где реализуется проект. Авторы защищают свои задумки перед независимым жюри.

В 2013 году из 29 представленных бизнес-планов в Екатеринбурге в финал вышли пять идей: дизайнерская студия, «Сад в коробке», сеть аппаратов по изготовлению кислородных коктейлей, досуговый центр «Яркая песочница», а также производство имбирных пряников. В 2014 году - шесть проектов: «SweetLine» - сладкий бар для детских праздников, салон галотерапии (соляная комната), проект по выпечке без муки, сахара и масла «BEZMUKI», детский центр развития «Копилка знаний», выездной фитнес-лагерь для подростков с избыточным весом «Второе дыхание» и проект «Русский сувенир», поддерживающий развитие народных промыслов. Победителем в первый раз стала Ирина Борисова с «пряничным бизнесом», во второй - Анастасия Талыжкина, выпекающая низкокалорийные пирожные и торты в рамках своего проекта «BEZMUKI».

Анастасия Талыжкина, «BEZMUKI»: «Самым сложным было подготовиться к презентации проекта, но мне удалось убедить комиссию в его перспективности»

Отпуск по уходу за ребенком, как и в случае с Олесей Русаковой, расставил приоритеты в карьере Анастасии Талыжкиной. Освободившееся время для того, чтобы прислушаться к своим желаниям, пересмотреть прежние ценности, - а за спиной у молодой мамы оказались должности секретаря и впоследствии замдиректора компании, - позволило превратить хобби в настоящий бизнес. Желание привести в форму фигуру после беременности, не отказывая при этом себе в сладком, научило девушку готовить низкокалорийные десерты сначала для собственного удовольствия, а затем и на заказ. Появились группы в социальных сетях, куда добавлялось все больше пользователей, спустя некоторое время - бренд «BEZMUKI». Причем автор заложила в название двойное прочтение: «Без мукИ», имея в виду ингредиент, и «Без мУки», отсылая к мукам совести за съеденное сладкое. Но для развития проекта пришлось немало потрудиться.

«На тот момент, когда я начала заниматься этим проектом, моему сыну было полтора годика. Дети в этом возрасте невероятно любознательны, им постоянно требуется мамино внимание, поэтому днем я была просто мамой, а вечером, уложив ребенка спать, доставала свои венчики и шла колдовать на кухню. Было время, когда, начав печь торты в 9 вечера, я заканчивала к 5 утра, дремала пару часов, и с 7 начинался мой новый мамин день. Было сложно, но я справилась», - поясняет девушка.

Как признается Анастасия, с самого начала реализации проекта ее поддерживал муж, помогал делать первые шаги, оказывал содействие в расчете и формировании финансовой стороны. Основной сложностью стала подготовка к презентации в рамках программы «Мама-предприниматель» для получения гранта.

«Я долго готовилась, и у меня получилось убедить комиссию в том, что «BEZMUKI» - это действительно перспективный проект. Я стала первой в городе, кто предлагает по-настоящему низкокалорийную выпечку без сахара, муки и масла. Немаловажным моментом стало и то, что десерты «BEZMUKI» подходят людям, страдающим сахарным диабетом и редким заболеванием целиакией - непереносимостью злакового белка», - говорит Анастасия.

Выигранный грант она потратила на оформление юридического лица, оплату двух первых месяцев аренды кондитерского цеха и его частичного оснащения необходимым оборудованием. Затем в бизнес удалось привлечь инвестиции, которые пошли на покупку дополнительного оборудования для расширения производства, маркетинговые программы и регистрацию товарного знака.

Сейчас «BEZMUKI» продолжает развиваться, появились заведения-партнеры, где можно приобрести продукцию порционно. В команде трудятся уже семь человек: кондитеры, маркетолог и курьер. Благодаря распространению информации через соцсети начали поступать заявки из других городов на приобретение франшизы. Кризис, по словам Анастасии, компании не мешает, а, даже наоборот, помогает: быстрее учиться, быть смелее там, где другие боятся рисковать. А рост цен на ингредиенты подталкивает к тому, чтобы на ходу оптимизировать производство.

На Урале проект «Мама-предприниматель» поддерживает министерство экономики Свердловской области, Екатеринбургский центр развития предпринимательства, Союз малого и среднего бизнеса, а также Уральский федеральный университет, где и проходят курсы. Обучение по программе традиционно начинается в Екатеринбурге в сентябре, прием заявок открывается в июле. Стать участницей может женщина, находящаяся в декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком, или мама детей дошкольного возраста, а также многодетная мать. Обязательным условием является наличие высшего или средне-профессионального образования, возможность посещать занятия в соответствии с расписанием и, конечно, желание заниматься собственным бизнесом, растить его, как собственного ребенка.

Анна Федорова

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ