Архив:

Чтобы не быть на обочине

В конференц-зале Воронежской областной библиотеки имени.И.С.Никитина состоялась традиционная встреча воронежских инвалидов с представителями власти и общественных организаций. Вопреки ожиданиям собравшихся на встречу не пришли ни мэр Воронежа Александр Гусев, ни главный федеральный инспектор по Воронежский области Александр Солодов. Власть региона представлял лишь депутат областной Думы Сергей Рудаков. Тем не менее на «круглом столе» были озвучены многие проблемы воронежских инвалидов, которые требуют незамедлительного решения.

Александр Попов, руководитель учебно-ресурсного центра «Доступная среда»:

– Наш центр вкупе с Коминтерновским отделением Воронежской областной организации Всероссийского общества инвалидов в настоящее время занимается в основном двумя задачами: контролем и развитием безбарьерной среды, а также созданием специализированной службы по трудоустройству инвалидов, что стало возможным благодаря выигранному нами гранту. Однако на этом пути нам приходится сталкиваться со значительными трудностями. 

Сейчас много говорят о том, что у нас закуплен низкопольный транспорт, который, к слову сказать, приобретен по Программе «Доступная среда», то есть за деньги, выделенные инвалидам. Однако, как выясняется, многие инвалиды не могут им воспользоваться, поскольку водители не оказывают им при посадке и высадке никакой помощи и не несут за это никакой ответственности. 

Для таких водителей не проводятся обучающие семинары, они не подписывают никаких должностных инструкций, обязывающих оказывать помощь инвалидам, и в регламенте ни одной транспортной компании не прописана личная и материальная ответственность шофёра за неоказание такой помощи. Выход здесь только один: в выдаваемых лицензиях на маршруты должно быть включено положение о наложении штрафов на таких нерадивых водителей, а также на хозяев их маршрутов и транспортных средств. 

Вторая проблема связана с выделением технических средств реабилитации (ТСР). В связи с тем, что в прошлом году было большое недофинансирование данной программы, многие люди, приобретшие ТСР на собственные средства, этой компенсации не получили. Нередко приходится буквально с боем, вплоть до судов, доказывать то, что тебе положено выдать по закону. Типичная ситуация: в требование вписаны две коляски – одна прогулочная, вторая домашняя. Выдают только прогулочную, очевидно, полагая, что этого вполне достаточно. Однако по действующим законам должны выделяться две электроколяски, без которых невозможен режим реабилитации инвалида. Такая же ситуация была в нынешнем году и с памперсами, когда выигравшая тендер компания начала поставлять их не с начала года, а только с апреля, да и то не самого лучшего качества.

Татьяна Беляева, председатель городского отделения Всероссийского общества инвалидов:

- В прошлом году мы выходили с вопросами транспорта на главу Воронежа Александра Гусева. Он нас заверил, что создается городская программа по доступной среде и что наш вопрос будет решен, о чем мы будем дополнительно извещены. И вот прошел почти год, а нам из мэрии, как говорится, ни ответа, ни привета, если не считать письма, в котором сообщалось, какой вид транспорта сколько может работать. Фактически то была отписка на десять поставленных нами вопросов.

Александр Попов:

- Еще один больной вопрос: адаптация жилого фонда для инвалидов-колясочников. Существует областная Ппрограмма «Доступная среда», в которой на адаптацию подъездов зданий, где живут инвалиды-колясочники, не выделено ни копейки вплоть до 2020 года. И получается казус, когда пандусами и подъемниками оснащаются соцучреждения, больницы, театры, спортивные комплексы, но люди в них не могут попасть, потому что не в состоянии выбраться из дома. Таким образом, возникает насущная необходимость создания подпрограммы «Доступная среда» по адаптации жилищного фонда. 

Мы, в частности, создали областной реестр инвалидов-колясочников и сейчас начинаем проводить анкетирование этих людей, в процессе которого выясняем потребности в их обучении, работе, средствах ТСР, в том числе и касающиеся адаптации жилого фонда. Рассчитываем узнать, какое количество подъездов необходимо приспособить и какова средняя стоимость таких подъездов, чтобы выйти со своими предложениями на областное правительство и областную Думу. Тем более, что наша область в этом плане находится в числе отстающих. 

В России уже есть немало примеров создания подобных городских и областных программ, когда между подрядчиками через механизм тендеров разыгрывались по 10-30 подъездов, которые впоследствии реконструировали и оснащали нормальными пандусами и подъемниками. Необходимо, чтобы такая программа появилась и у нас.

Юрий Тапкин, инвалид первой группы:

–Что касается колясочников, то у нас накопились большие претензии к работе социального такси. В настоящее время в городе функционируют всего четыре такие машины, хотя спрос на них превышает предложение во много раз. Эти автомобили не работают в вечернее время, не обеспечиваются запчастями и техобслуживанием, а также подменными водителями. Кроме того, отсутствие централизованной службы заказа социального такси и колонны, в которой обслуживались бы все машины города, не позволяет рационально использовать их при различной загруженности, в связи с чем можно говорить, что социальное такси в Воронеже и области фактически не работает. 

Но даже если тебе удается заказать социальное такси, стоимость услуги оказывается для инвалидов очень высокой – 160 рублей в час. А если попадешь в пробку, то получается и того больше. Если же просишь водителя подождать, пока ты вернешься из учреждения, в которое он тебя привез, то вообще выходит 500 – 600 рублей.

Александр Попов:

- Выходит, единственной возможностью для инвалидов добраться куда-то остается личный транспорт или обычное такси, водитель которого не всякого колясочника посадит в салон, да и удовольствие это тоже не из дешевых. Но и для того, чтобы передвигаться на личном транспорте, люди должны, во-первых, приобрести его, а во-вторых, быть обучены навыкам вождения. И тут снова возникают проблемы. 

Недавно Центр реабилитации молодых инвалидов создал специализированный класс по обучению людей с ограниченными возможностями здоровья. Закупили машины, «раздатку» к ним, пробили ставку преподавателя, но тут выяснилось, что у них нет полигона для обучения. Точнее, площадь, которую они имеют, не позволяет проводить обучение согласно имеющимся нормативам. В результате руководитель этого Центра уже год бьется и не может добиться решения об обучении инвалидов на другом полигоне. 

Я думаю, что это исключительно административная проблема. Уверен, что есть руководители полигонов, которые пойдут нам навстречу, и нужна только помощь властей, чтобы решить эту не самую сложную проблему. Еще одной важной проблемой является отсутствие в городе-миллионнике хотя бы одной специализированной машины «Скорой помощи», оснащенной переносным рентгеновским аппаратом, а сама машина была бы оборудована подъемником для перевозки колясочников. 

Немаловажный вопрос и выделение инвалидам земельных участков. По закону, мы имеем право на внеочередное получение таких участков под личное строительство. К сожалению, мало кто сегодня вспоминает об этом законе, хотя он позволяет получить земельный участок и построить на нем собственный дом.

Сергей Рудаков, депутат областной Думы:

- Я здесь в известной мере оказался случайно, поскольку в Думе не занимаюсь вопросами инвалидов, хотя опыт общения с ними имею. И у нас есть социальные комитеты в областной и городской думах, есть отдел социального обеспечения. Надо приглашать их руководителей сюда на подобные «круглые столы», и я думаю, что они придут. Что касается меня, то я готов содействовать встрече инвалидов с депутатами областной Думы.

Юрий Тапкин:

- При губернаторе есть Совет по делам инвалидов, куда входит и депутат областной Думы Анна Царалунга. Так вот, она мне сказала, что по вопросам, связанным с инвалидами, с ней там уже никто и разговаривать не хочет.

Сергей Рудаков:

- Возможно, это происходит из-за проблем с финансированием? В нынешнем году денег стало меньше. И не только для инвалидов.

Татьяна Беляева:

– Да, но дело в том, что нам и не нужно много денег. В своем письме к властям мы указывали, что можно сделать совсем без денег, с использованием только административных ресурсов, и какие вопросы легко решить с минимальным количеством средств. Понятно, что есть вопросы, которые из-за больших финансовых вложений надо на какой-то срок отложить, но мы просим указать конкретное время, когда это будет сделано, и на кого конкретно будет возложен за это контроль. Пока же все заканчивается словоблудием.

Сергей Рудаков:

– Если мы говорим только о том, что можно сделать без денег, а люди этого не делают в силу недостатка культуры или дисциплины, то за это надо наказывать. Я давно работаю в Думе, но не припомню, чтобы кто-то поднимал этот вопрос. Значит, нужно встречаться с представителями властей и требовать то, что положено вам по закону.

Татьяна Беляева:

– В прошлом году в сентябре мы с журналистами проводили рейд по доступности наземных переходов. Посмотрели их около базы «Олимпик», возле военного городка и на выезде из города по Курской трассе – везде переходы оборудованы подъемниками, в каждый из которых вложено по полтора миллиона рублей. Строители отчитались, что они сданы. Вот только почему-то ни на одном из них нет кнопки вызова специалиста, который бы приходил, включал подъемник и поднимал на нем человека с ограниченными возможностями. 

Только на «Олимпике» мы с большим трудом нашли такого человека, но для этого пришлось самим пройтись по кабинетам, рядом с которыми висела издевательская вывеска: «Нажмите на кнопку – придет специалист и перевезет вас». И до сих пор ни одной кнопки вызова на наземных переходах в городе нет, хотя ее установка стоит копейки.

Сергей Рудаков:

– Если сделали работу на миллионы, но забыли про копеечную кнопку, то это – бардак, за это надо наказывать. Что же касается чиновников и депутатов, то нам тоже следует постоянно напоминать о ваших проблемах. Есть такой инструмент, как парламентские слушания, где даются советы и рекомендации по различным вопросам, которые должны быть исполнены. Возможно, вас надо пригласить и на них.

Петр Шатилов, инвалид-колясочник:

– Мы обязательно придем. А то раз в год, в Международный день инвалидов, устраивают нам концерты и чаепития, на том всё и заканчивается. Но я что-то не слышал, чтобы в этот день кто-то из чиновников или депутатов встретился с инвалидами для решения их проблем.

Виталий Мухин

Источник: Коммуна

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ