Архив:

Использование зарубежного опыта трудоустройства инвалидов в России

Валерий Селезнев: "Россия может с успехом использовать зарубежный опыт трудоустройства". Приморский депутат в Государственной Думе РФ рассказал о своем видении решения проблем на рынке труда.
Депутаты Государственной Думы России продолжают разработку новых законопроектов и поправок к действующему законодательству в сфере труда и занятости. О том, как идет эта работа, что делает российская власть для борьбы с кризисом и о своем видении решения проблем на рынке труда, в первую очередь для миллионов российских инвалидов, рассказывает депутат Государственной Думы от ЛДПР, член комитета Государственной Думы по международным делам Валерий Селезнев.
- Валерий Сергеевич, что Вы могли бы рассказать нашим читателям о современном состоянии рынка труда России и Вашего региона?
- Общая ситуация на рынке труда России, к сожалению, остается тяжелой. Но после первой волны кризиса ситуация, например, в Дальневосточном регионе начинает понемногу стабилизироваться. Вновь начала работу крупнейшая в Приморье компания "Дальполиметалл", где с ноября 2008 года в вынужденном отпуске находились 2 тысячи сотрудников. В Приморском крае официально остаются свободными более 4 тысяч вакансий. Согласно данным Росстата в прошлом месяце количество принятых на работу увеличилось на 28,6 процента, уволенных - уменьшилось на 23,7 процента. В то же время скрытая безработица остается серьезной проблемой для края. По количеству увольнений в мае 2009 года среди субъектов ДВФО Приморье опередил только Хабаровский край - там было уволено 7,5 тысячи человек, принято на работу - 6 тысяч.
- Что Вас, как депутата, более всего тревожит? И есть ли факты, вселяющие оптимизм?
- Меня тревожат в первую очередь попытки нечистоплотных людей нажиться на кризисе, получить выгоду от крайне острой ситуации на рынке труда. Появляется все больше откровенно мошеннических организаций, которые берут с клиентов деньги, обещая им трудоустройство. Хотя на деле получив гонорар, такие фирмы просто составляют резюме и рассылают его по сайтам кадровых агентств. В последнее время наметились попытки лоббировать легализацию в России заемного труда. Это так называемый "аутстаффинг" - вывод персонала за штат, при котором функцию работодателя берет на себя агентство. При такой организации труда агентства вынуждают соискателя заключить с ними гражданско-правовой договор, так как не хотят нести никакие риски. В результате этого соискатель лишается тех гарантий, которые предусмотрены трудовым законодательством в нашей стране. Фактически лоббисты от так называемых хедхантеров ратуют за создание рынка бесправной рабочей силы, полностью зависящей от агентства. А это уже попытка возрождения работорговли! Что же касается оптимизма, то оптимизма у меня пока мало. Всемирный банк прогнозирует, что к концу года число безработных достигнет в России 12 - 13 процентов от экономически активного населения. И коренным образом решить проблему занятости у государства пока не получается.
- Расскажите, пожалуйста, о принятии Государственной Думой Европейской социальной хартии. Что она даст России?
- Знаете, довольно странно, что именно в разгар кризиса Государственная Дума ратифицировала эту хартию, которая касается права на труд, права на объединение - не буду всего перечислять. Но обеспечение всех этих прав требует дополнительных вливаний из бюджета. А денег на реализацию положений хартии пока не предвидится. Мне кажется, что принятие хартии было попыткой увода общества от реальных проблем. У нас есть Трудовой кодекс, у нас есть гражданское законодательство, которое необходимо совершенствовать и выполнять. А мы же в очередной раз пытаемся понравиться Европе, начинаем заигрывать с нею. В самой Европе сейчас множество социальных проблем, причем многие из них порождены как раз положениями этой хартии. Зачем, спрашивается, России с ее безработицей уравнивать права мигрантов и наших собственных граждан на работу? Если мы даем мигрантам те же права на труд, вознаграждение и социальную защиту, то ущемляем права собственных граждан! Мы сегодня не можем обеспечить полноценную социальную защиту своим гражданам, россиянам.
- Валерий Сергеевич, Вы известны как депутат и политик, последовательно и жестко защищающий права инвалидов. Что Вы можете сказать об использовании в России труда инвалидов?
- Основную проблему я вижу в том, что люди с ограниченными возможностями здоровья не рассматриваются в России, как полноправные участники рынка труда. В соответствии с Конвенцией ООН о правах инвалидов, к ратификации которой готовится Россия, признается право людей с ограниченными возможностями на равный труд. То есть признается право на получение возможности зарабатывать себе на жизнь свободно выбранным трудом. Понятие "нетрудоспособность" воспринимается, как неспособность человека выполнять ту или иную работу. Но в действительности нетрудоспособность - это не недостаток самого инвалида. Это недостатки среды, его окружения, рабочего места. Сегодня в России в рыночных условиях люди с ограниченными возможностями здоровья неконкурентоспособны.
- 26 июня Владимир Путин провел встречу с руководителями российских общественных организаций инвалидов. Он объявил, что в 2010 году планируется разработать государственную программу "Доступная среда для инвалидов". А много ли инвалидов хотят работать?
- Показатели трудоустройства инвалидов очень низки, причем в последние годы наблюдалась тенденция к их снижению. По данным исследований, проведенных Санкт-Петербургским институтом проблем МСЭ и реабилитации инвалидов, в начале 90-х годов в России работали более 55 процентов всех инвалидов. Сейчас, по различным оценкам, работают не более 15 процентов. При этом большинство людей с инвалидностью 80 процентов хотят работать. Именно такую цифру озвучивают эксперты.
- А как воспринимают обстановку с занятостью инвалидов сами инвалиды?
- Люди с ограниченными возможностями считают неравные условия трудоустройства наиболее серьезными после ограничения свободы передвижения. К трудоустройству людей с инвалидностью у нас существует множество барьеров, преодоление которых требует комплексного подхода. Это изменение системы образования, медицинской экспертизы, профессиональной реабилитации. Столь масштабные задачи не могут быть решены в одночасье. Поэтому я, как депутат Государственной Думы, предлагаю сделать три первоочередных шага, которые нам под силу. Во-первых, это придание закону о квотировании рабочих мест для инвалидов обязательного характера. Наряду с этим должны быть введены экономические меры, поощряющие работодателей, которые трудоустраивают людей с ограниченными возможностями здоровья. Стимулирование работодателей может быть осуществлено за счет введения налоговых льгот и механизмов компенсации дополнительных затрат при переоборудовании рабочих мест и приеме на работу инвалидов.
- То есть использовать положительный зарубежный опыт?
- Да, именно так. Можно привести пример Германии, где за каждым инвалидом "закреплены" государственные средства. Это поощряет работодателя создавать привлекательные условия для людей с ограниченными возможностями. Если инвалиду не понравятся условия работы - он уйдет, а с ним уйдут его деньги. Даже возвращение к системе стимулирования, которая существовала в России раньше, принесет сегодня положительные изменения. Третьей мерой должна стать отмена ограничения права на труд для инвалидов с третьей степенью ограничения трудоспособности. Это ограничение противоречит 37-й статье Конституции России, оно полностью исключает трудоустройство инвалидов этой категории. Сегодня человек, желающий устроиться на работу или учиться в вузе, вынужден идти в бюро медико-социальной экспертизы, получать более низкую степень, а значит, терять в пенсии, не приобретая при этом зрения или слуха. Я считаю, что, даже если человек может работать хотя бы на один процент, он вправе получить работу.
Источник: primamedia.ru
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ