Архив:

Рекомендации опытного пациента

Есть отдельные группы больных, которым положены бесплатные или льготные препараты. Но и им далеко не всегда удается получить положенное. Их оставляют без лекарств чиновники. Как добиться выписанных врачом жизнеобеспечивающих лекарств? Об этом рассказывает Ольга Душанькова, которой препараты по жизненным показаниям не выписывали полтора года.

Ольга живет в Вольске Саратовской области. Два года назад ее выписали из стационара в Саратове, а мужу сказали, что жить ей осталось полтора месяца. Никаких рекомендаций по дальнейшему лечению не дали. Просто отправили домой умирать. Оле тогда было 36 лет, а дочке шел тринадцатый год.

Мужу посоветовали не искать ничего: бесполезно. Но он перевернул интернет и вышел на московского хирурга Вячеслава Егорова, который в московской больнице проводит операции на поджелудочной железе. Они во всем мире считаются особенно сложными.

В Москву приехали без звонков и договоренностей — просто свалились, да Ольга еще и в обморок упала в приемном покое. Душанькову госпитализировали — сначала в реанимацию. А потом прооперировали в московской больнице № 5. Диагноз: «тотальный рак поджелудочной железы». О нем Ольга узнала только после операции.

Но хирург Вячеслав Егоров и лечащий врач Роман Петров заверили: на ноги поставим. Только после такой операции — полного удаления поджелудочной железы — естественные функции, которые выполняла в организме железа, теперь должны регулировать медицинские препараты: фермент поджелудочной железы — креон, и регулирующий сахар в крови — инсулин.

Препараты, чтобы поддерживать такого больного, есть. Надо только, чтобы их регулярно назначали пациенту.

Ольге рекомендовано принимать креон 40000 с каждым приемом пищи, креон 25000 с каждым легким перекусом. Измерять уровень глюкозы в крови 6 раз в день перед приемом пищи до введения инсулина и в соответствии с показателями корректировать дозу.

И на креон, и на инсулин врач по месту жительства обязан выписывать рецепты, по которым в аптеке лекарства отпустят бесплатно. Покупать за свой счет нереально. Ольге после назначения инвалидности дали пенсию — 12 тысяч рублей, а на лекарства в месяц нужно 9 тысяч.

Но чтобы добиться таких рецептов, необходимо собраться с силами и запастись терпением. Как рассказывает Ольга, она билась полтора года. С декабря прошлого года лекарства получает регулярно, но произошло это только после суда, который она выиграла. Ольге помогла ее специальность: она юрист.

Пройдя все круги, женщина решила поделиться опытом и дать пошаговую инструкцию любому, кому положены по рекомендации врача бесплатные лекарства.

Итак, инструкция от опытного пациента

1. После операции (после выписки из стационара) необходимо предъявить выписной эпикриз лечащему участковому терапевту или онкологу (в эпикризе должно быть указано, что препарат жизненно необходим, и должна быть расписана дозировка, потому что в поликлинике ориентируются именно на это).

2. Поскольку моя операция проводилась в другой области (не там, где я живу), то потребовалось подтверждение областного гастроэнтеролога в необходимости креона. Так же с любым другим заболеванием потребуется подтверждение главного специалиста по профилю.

3. Необходимо собрать пакет документов для предъявления в Медико-социальную экспертизу (МСЭ) для получения группы инвалидности.

К сожалению, именно инвалидность является неоспоримым пропуском за бесплатными лекарствами, хотя своевременное лечение могло бы в ряде случаев предотвратить инвалидность.

4. Сдать справку МСЭ лечащему терапевту и добиться, чтобы вас уведомили, что на вас направили дополнительные списки для получения лекарства, если это конец года. Эти списки направляются в министерство здравоохранения региона, и там проводятся торги по закупкам лекарственных средств между фармацевтическими компаниями.

Надо только требовать, чтобы ваша фамилия в списки попала. «На все это может уйти около трех месяцев. В моем случае это длилось полтора года», — уточняет Ольга.

5. Особая история, если вы попадаете в стационар. Больница должна обеспечивать положенными вам лекарственными средствами. Я проходила курс химиотерапии, и первый раз мне не давали креон. Я сначала покупала его за свой счет, но в аптеке брала кассовый и товарный чеки (оба вида чеков будут необходимы). После выписки из стационара чеки можно предъявить для оплаты в страховую компанию, где вы получали медицинский полис. Форма заявления простая, можно даже направлять письма заказной почтой с приложением всех копий чеков и выписных эпикризов. Есть одна особенность: дата покупки лекарственного препарата должна совпадать с днями, когда вы находились в стационаре.

6. Если вы лечитесь дома, то за рецептом придется ходить каждый месяц. Для ряда препаратов, в моем случае для выписки креона, обязательно проведение врачебной комиссии (ВК) в поликлинике. Это тоже выясняйте: в карточке должен быть протокол ВК.

7. Если что-то не складывается, направляйте запросы на имя главного врача, лучше письменно, и себе оставляйте копии.

Если это не помогает, необходимо направить письмо в министерство здравоохранения региона с вопросами, почему вам не выдают жизненно необходимый препарат. Можете поинтересоваться, проведены ли в отношении вашего лекарственного средства торги и когда начнется выдача (это вам необходимо знать, чтобы компетентно ответить врачу, когда он отказывает в выписке препарата). Письма направляйте заказной почтой либо отнесите лично и получите отметку о том, что письмо принято.

8. В то время, когда вам не выписывают или не выдают в аптеке выписанное лекарство, а вы ведете переписку с чиновниками, препарат покупаете сами, чеки складывайте. Если и по результатам переписки вы так и не получите препарата, начинается не менее длительная стадия — судебный процесс.

9. Обращайтесь в суд по месту жительства или по месту нахождения министерства здравоохранения с исковым заявлением о взыскании всех потраченных денежных средств на приобретение лекарственных препаратов и еще выдвигайте требование о принудительном проведении торгов на закупку лекарственного средства для вас, если они не проведены. К исковому заявлению необходимо приложить все кассовые и товарные чеки, письма, которые вы направляли в поликлинику, в минздрав, и полученные ответы, выписные эпикризы из стационара, назначения профильных специалистов (у меня это гастроэнтеролог и эндокринолог). Если у вас были транспортные расходы, чеки тоже прикладывайте. Можно выставить требования о возмещении морального вреда. Подлинники всех чеков и писем в суде предъявите лично судье, почтой не отправляйте: могут потеряться.

В моем случае биться пришлось только за креон. С инсулином проблем нет, выдают сразу в надлежащем количестве.

После удовлетворения моих требований в суде минздрав торги провел. Мне выплатили деньги, потраченные из семейного бюджета на лекарства. (Не оплатили только те лекарства, которые я покупала до того, как в поликлинике прошла врачебная комиссия, хотя, конечно, это не я виновата, что ее провели позже.) Мой моральный ущерб оценили в 2000 рублей, судебные издержки — в 5000 рублей (надо понимать, что за такую сумму юрист даже исковое заявление не напишет). С декабря 2014 года креон получаю в аптеке регулярно.

Есть у меня еще совет: жалобы на врачей поликлиники писать не стоит. Они не виноваты: это такая в России система, что у минздрава нет денег.

Министру здравоохранения РФ В.И. Скворцовой

Уважаемая Вероника Игоревна!

Обращаемся к Вам с просьбой о встрече с Ольгой Душаньковой, которая на страницах газеты поделилась своим нелегким опытом. Она ведь пациент не только конкретных клиник, но и всего здравоохранения, следовательно — и Ваш как руководителя важнейшей для страны отрасли. Полагаем, что прямой диалог между вами послужит общему делу. У Ольги Душаньковой наверняка есть к Вам вопросы и пожелания. Вы, в свою очередь, можете без посредников объяснить ей и тысячам читателей, как и для чего проходит реформа здравоохранения. Газета опубликует запись этой беседы, которая, надеемся, состоится в обозримом будущем, несмотря на Вашу большую занятость на высоком поприще.

Справка

При 5-й ГКБ Москвы создано «Апанкреатическое общество», которое помогает пациентам без поджелудочной железы, но помощь эта не финансовая — рекомендации, советы, воздействие на местные органы здравоохранения и власти.

Несмотря на все усилия, еще одной молодой пациентке хирурга Егорова, о которой писала «Новая», в статье мы ее назвали Елена, так и не дают положенного бесплатного креона в Московской области, хотя редакция обращалась с запросом в областной минздрав.

А прооперированный в этой же больнице заслуженный летчик-испытатель Валирад Домашкин умер через год после операции, принимая дозу креона, в 10 раз меньше необходимой, потому что был вынужден его покупать: бесплатно не давали.

Людмила Рыбина

Источник: Новая газета

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ