Архив:

Жертвы экономии. Дженерики для льготников

Москвичи, которые получают от государства бесплатные или льготные лекарства, начали жаловаться на их качество. Все дело в системе госзакупок: часто вместо оригинальных лекарств сейчас покупают дженерики, на качество которых жалуются врачи и пациенты. Регулирующие органы проблем не замечают: они полагают, что дженерики аналогичны по качеству оригинальным лекарствам, а также опасаются коррупции. В итоге во главе угла при госзакупках стоит цена препарата. 

Ирина Дмитриева — мама семилетней Марфы, которой в первый месяц после рождения диагностировали муковисцидоз. Марфа — инвалид детства. Соответственно, она имеет право получать льготные лекарства. Покупать лекарства для ребенка самостоятельно сложно. По оценке матери, на лекарства в год уходит порядка 1,5 млн рублей.

С лекарствами всегда было нелегко, рассказывает Дмитриева. Особенно под конец года часто не было каких-то препаратов. Однако после вступления в силу ФЗ № 44 ситуация резко ухудшилась. Теперь закупают тот препарат, который выгоден по цене, а в рецепте пишут лишь название действующего вещества, поясняет Дмитриева. «Никого не волнует качество лекарства, качество сырья, из которого он изготовлен, да и количество того самого действующего вещества тоже», — уверена она.

Дмитриева приводит пример: в этом году в тендере на закупки панкреатина, жизненно важного лекарства для больных муковисцидозом, без которого большая часть пациентов просто не может выжить, победил препарат «Микразим» отечественного производства. При этом сами врачи жалуются на побочные действия этого препарата и его низкую эффективность.

«Поскольку наших врачей поставили в ситуацию, в которой их мнение не учитывается, они заявили, что все пациенты, включая всех детей, должны пробовать на себе сомнительный препарат и идти по пути фиксирования побочных явлений», — возмущается Дмитриева. Она полагает, что на ее ребенке собираются ставить опыты.

Она написала письма в Минздрав и прокуратору, а сейчас готовит иск в суд. Она также встречалась с одним из депутатов Мосгордумы. Пока ей отвечают, что проблемы в качестве лекарств нет. А закон принят для борьбы с коррупцией. Кроме того, так проще предотвратить сговор врачей.

ФАС: дженирики эффективны так же, как оригинальные препараты

Госзакупки регулируют два основных закона: ФЗ № 223 от 2011 года и  ФЗ № 44 от 2013 года. Фактически законы создали систему, при которой основную роль играет цена — закупается самое дешевое лекарство.

Часто это дженерики, то есть не оригинальное лекарство, а его аналог, который производят другие компании. В дженериках обычно используется те же действующее вещества, но состав лекарства в целом может отличаться. При этом производители дженериков, как правило, не проводят клинических испытаний в отличие от производителей оригинальных лекарств.

Активно ФЗ № 44 начал применяться в начале 2014 года, тогда больные и начали жаловаться на некоторые проблемы с лекарствами.

При этом власти никаких проблем с качеством лекарств не видят. БГ попросил ФАС прокомментировать ситуацию. В ведомстве пояснили, что нет доказательств того, что дженерики менее эффективны, чем оригинальные препараты.

Контроль за качеством препаратов ведет Росздравнадзор. Туда следует обращаться при обнаружении некачественных лекарств. БГ обратился в Росздравнадзор за комментарием, пока мы ожидаем их ответа.

Мнение врача: эффект от дженерика может быть существенно ниже

В медицинском сообществе проблему заметили. Врач Анастасия Катышева из профсоюза «Действие» пояснила БГ, что единого мнения по поводу дженериков у врачей нет. Сама Катышева полагает, что производители дженериков также должны проводить клинические испытания лекарств.

«Вспомогательные вещества вряд ли как-то сильно влияют на организм, скорее, они влияют на биодоступность препарата, а значит, и его эффективность, — пояснила Катышева, — И если эффект от оригинала доказан в исследованиях, то у дженерика он может быть существенно ниже, однако, аннотация просто переписывается «под копирку»».

Сейчас врачи обязаны выписывать препарат по международному названию. Фактически врач лишается возможности назначить эффективно работающий препарат, жалуется Катышева. Это должно было исключить сговор фармкомпаний с врачами. Теперь подбор препарата лег на плечи фармацевтов в аптеке.

Ольга Траханова

Источник: Большой город

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ