Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Каждый ребенок – тайна Творения. Российский православный священник-психолог и педагог из Германии вместе написали книгу об «особенных» детях

Презентация книги «Каждый ребенок – особенный» (М: Никея, 2015) состоялась 11 мая на Психологическом факультете Российского православного университета (РПУ). Книгу написали в соавторстве декан этого факультета – священник Петр Коломейцев (как психолог он является специалистом в области специальной и коррекционной психологии) и выдающийся психолог и педагог из Германии Кристель Манске—руководитель созданного ею Института развития функциональных систем мозга в Гамбурге. 

Более 40 лет она работает с «особенными» детьми -- с синдромом Дауна, аутистами, СДВГ и другими, является автором методик обучения таких учеников чтению и математике.

Как сказал, представляя издание, о. Петр Коломейцев, эта книга призвана  преодолеть чувство ксенофобии, отстраненности, которое возникает у многих людей при встрече с «особенными» детьми. Эта тема, которая отзывается болью и страданиями для родителей таких детей,  является в обществе «непрезентабельной», она напоминает о «неприятном», побуждает разделять детей на «наших» и «ненаших». «Для большинства такие дети оказываются «никакими» детьми. В этом есть глубокая давняя проблема отвержения всех, кто не такие, как мы. Но мы сами настолько люди, насколько мы принимаем особенных детей. Мы сами к себе будем относиться гораздо лучше, если научимся их принимать», -- сказал священник. Новая книга может этому научить, тем более, что авторы, как сказал о. Петр, сосредоточились не на медицинском, а на социальном аспекте  темы.

d7bdef1701501ea544bd140930d76220.jpg

Сам он долго шел к этой книге: через работу в летнем  лагере и интернате для детей-инвалидов, настоятельство на приходе для глухих, курсы сурдопереводчиков, дефектологический факультет, психологическую аспирантуру. Сейчас, утверждает о. Петр, все больше священнослужителей и мирян стремятся квалифицированно работать с «особенными» детьми, а для этого – обучаться и готовиться. «Церковь ощутила свою преемственность в особом отношении к особенным людям. История показывает, что перемена отношения к этим детям, начиная от законов Ликурга, которые предписывали уничтожать их сразу после рождения, к их принятию, обучению и включению их в жизнь – это во многом заслуга христианской Церкви», -- отметил он.

 Часть новой книги о. Петр посвятил человеку, которого считает своим главным учителем в области психологии и педагогики, – Л.С. Выготскому. Священнику пришлось «защищать» учителя: «Он считается марксистским ученым, но на самом деле он гораздо ближе нашему православному мировоззрению». Одна из глав так и называется --  «Выготский – психолог, который вернул психологии и педагогике душу».

Корифеи советской педагогики—Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев – совершили переворот в сознании Кристель Манске 40 лет назад, когда она вместе с коллегами терпела поражение за поражением, работая в школе для детей из социально неблагополучных семей в Мюнхене. Она рассказала, что именно знакомство с советской системой обучения наполнило ее «педагогическим оптимизмом» и стало отправной точкой для создания собственной педагогической системы: «У Выготского особое мышление. Его мысль в том, что проблема «дефекта» ребенка – в наших руках: мы можем действовать так, что дефект ребенка исчезнет! Проблема не в ребенке, а в педагоге. Наследие Выготского надо читать сердцем. Его книги излучают любовь ко всем детям», -- сказала К. Манске, известная в Германии как автор бестселлеров «Плохих учеников не существует», «Сила исходит от детей» и других.

А еще она утверждает, что подход Выготского к особым детям «примирил ее с Творением»: «Творение производит, слава Богу, разных детей, и мы должны быть благодарны за это разнообразие. Чем больше различия между нами, тем больше наш шанс себя развивать и расти за пределы себя. Наша культурная история делает из нас христиан, мусульман, иудеев,  марксистов, но любовь к детям универсальна, в этом мы все едины». По ее словам, работа с особыми детьми  – это  «точка пересечения общества, нацеленного на комфорт, благосостояние, доход и т.д., и духа Творения, который все принимает».

872e2c957a623092e3de426f91b628b9.jpg

Во многих странах считается, что такие дети недостойны любви и самой жизни, продолжила немецкий педагог. Она привела высказывания детей с синдромом Дауна, которые так проговаривают свою боль: «Когда я родилась, моя жизнь уже закончилась»; «К сожалению, я ненастоящий человек»; «Моя мама несчастна, потому что я у нее есть».   В Германии 98% таких детей подвергаются абортам. А в Дании гордятся, что почти в 100% случаев удается избавиться от детей с патологией до рождения. «Насколько мы далеко ушли от духа Творения!» -- с горечью констатирует К. Манске. Она решила противопоставить этому не просто «эмоциональный протест», но свою научно обоснованную и закрепленную на практике теорию  формирования функциональных мозговых систем, с учетом культурно-исторического контекста. «Наш педагогический оптимизм научно обоснован — мы знаем, что с особыми детьми можно так работать, что они развиваются. А мы, работая с ними, развиваемся сами. Мы признаем, что каждый ребенок – тайна творения, которую он приносит в мир. Эта таинственная потенция может открыться только такому педагогу, который воспринимает каждого ребенка без всякой предвзятости, без всякого плана. Педагог должен присутствовать в каждом моменте общения с полной открытостью, не думая, что должно быть; он сливается с настоящим моментом ребенка. Чем меньше мы хотим, тем большего мы достигаем. Отсюда идет «квантовый скачок» – выход сознания на другой уровень. Исцеление, любовь, развитие происходит – их нельзя сделать», -- свидетельствует соавтор новой книги.

Она не раз убеждалась, что традиционные педагогические инструменты в работе с особыми детьми не работают: «Мы перед этими детьми стоим с пустыми руками, мы терпим крах и должны признать нашу собственную неспособность». Но именно это побуждает К. Манске и ее коллег искать новые пути, с учетом всех возрастных особенностей их учеников. Она говорила о том, что младенцы находятся в «живом контакте с таинственным бытием - Небом», что их защитные механизмы – это своеобразный «ангел-хранитель» каждого малыша. На втором году жизни человек    «покидает рай чистого ощущения»: обнаруживает свое Я, обретает «совместно-разделенный опыт» со взрослым, учится подавлять свои чувства и находит «мир так называемых истинных ценностей, например, «любить и бояться Бога»». Кстати, сама Манске с 6 лет «точно знала: благого Бога я не должна бояться! Меня всегда тревожили  библейские слова о страхе Божьем». Отсюда – урок: «Каждую навязываемую истину мы должны поверять своим внутренним ощущением, иначе мы потерпим крах».

«Совместно разделенный опыт» -- одно из ключевых понятий педагогики К. Манске. Она рассказала об этом на примере работы с подростком-аутистом, который изо дня в день на занятиях делал только одно – рвал всю свою одежду. Ему не помогали никакие терапии.  Кристель догадалась, что надо делать: она просила своих коллег принести из дома одежду, которую не жалко, и всю неделю они вместе с мальчиком увлеченно рвали ее на части, напевая при этом песенку: «Рвать материю прекрасно!» И впервые за много лет юноша остановился, заговорил, а через некоторое время он уже стал складывать из разорванных кусочков картинки, называл их – «Солнце», «Земля»... Так он открыл для себя речь. А потом  стал писать тексты! «Мы тогда поняли, что только разрывание ткани доставляет ему удовольствие, и мы разделили с ним эту радость. Чтобы вступить в коммуникацию, нужно совместно разделенное ощущение чистого счастья, общее разделенное настоящее. Важно понять, что другой человек важен для моей радости», -- утверждает профессор Манске.

Она рассказала также об опыте обучения чтению детей с синдромом Дауна с помощью особой азбуки. Ее ученики начинают читать в 3 года! В коротком выступлении она не смогла описать все подробности своего подхода, но завершила опять словами благодарности учителями, которые оказались общими у нее и у ее соавтора о. Петра: «Я так благодарна советским теориям обучения – они направляют наш взгляд в другую сторону. Это была революционная идея: любого ребенка мы можем привести к цели, если только правильно преподаем. Для особых детей мы не должны заранее определять цель, она возникает в пути, в диалоге. Мы должны доверять той силе, которая есть в ребенке, она может нам помочь».

Юлия Зайцева

Источник: Благовест-Инфо

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ