Архив:

«Дети мыслят без барьеров, они в головах у взрослых»

Инклюзия – это не только создание безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями. Философию инклюзивного мышления, которая подразумевает, что каждый человек, несмотря на свои особенности, имеет право на счастье, должно принять все общество. Но для этого необходимо показать, что "особенный" – он такой же ребенок, как и все остальные, что инклюзия нужна всему обществу. 

Вот уже несколько лет с этой проблематикой успешно работают специалисты Красноярского края. О том, как внедряются принципы инклюзии в регионе, корреспонденту РИА Новости Оксане Барановой рассказала председатель общественного движения "Право на счастье" КРОО "АЭРОСТАТ" Надежда Болсуновская. 

- Надежда Александровна, с чего началась ваша работа в этом направлении?

— В 2011 году я работала психологом. Ко мне на консультацию привели девочку,  родителям которой сказали: "ваш ребенок необучаемый, вам не положен детсад, школа". Мы начали заниматься с Катей, она показала отличную динамику в своем развитии. Кроме того, оказалось, что таких детей как Катя, у нас в регионе тысячи. Так и возникло движение "Право на счастье", главная задача которого заключалось в поддержке "необучаемых" детей и обеспечение их права на образование.

Мы открыли группу кратковременного пребывания для таких ребятишек, получив под это грант. Проект признали успешным, на нас обратила внимание региональная власть, были приняты системные решения. После этого у нас в крае ситуация с особыми детьми изменилась. Школьников стали брать в школу, стали решаться вопросы с детскими садами. Но в процессе работы мы выявили еще одну большую проблему — наше общество не было готово принять тех, кто чем-то отличается. Родители рассказывали, что выходя на улицу со своим ребенком на коляске, они ощущали себя как в зоопарке.

До последнего времени общество было разделено на два мира: наш и мир ребятишек с ограниченными возможностями. Поэтому мы начали большую кампанию по информированию, стали продвигать в крае философию инклюзивного образования.

- Речь идет о создании конкретных проектов?

— Первое, с чего мы начали – стали "миксовать" детей, создавая пространства, где самые разные дети получают важный опыт инклюзивного взаимодействия, который необходим, чтобы научиться принимать и общаться с тем, кто чем-то отличается. Организовали инклюзивную мастерскую, где дети с инвалидностью и без, вместе занимались творчеством. Еще у нас есть студия стиля и моды, где ребятишки  в инклюзивном формате осваивают искусство стиля, создавая коллекции одежды. Работает инклюзивная фитнес-студия, театральная студия.

Мы регулярно организуем большие инклюзивные пространства в рамках городских фестивалей, арт-проектов, где горожане могут получить инклюзивный опыт. Все это меняет мировоззрение людей. О наших проектах, достижениях детей мы рассказываем в социальных сетях и в СМИ. Мы активно продвигаем идею, смысл которой заключается в том, что все дети разные, но равные. А от совместного общения, обучения самых разных детей выигрывает каждый. Инклюзия обогащает каждого.

- Вы были инициатором проекта по апробации модели инклюзивного дошкольного образования?

— Мы разработали проект "Детский сад для всех" и в прошлом году стали победителями регионального конкурса инновационных услуг. Вместе с  общеразвивающим детским садом №16 начали апробировать модель инклюзивного образования, выстраивая целостную систему. Для каждого ребенка была разработана своя адаптированная образовательная программа. Мы работаем с ребятишками и с родителями по принятию принципов инклюзивного образования, обучаем педагогов технологиям работы. Когда педагоги видят, что у них есть поддержка, они иначе смотрят на детей с ОВЗ. Их не пугают образовательные задачи. Сейчас мы оказываем методическую поддержку 11 детским садам города в реализации инклюзивного образования.

- Много ли еще предстоит сделать в крае, чтобы инклюзия стала нормой жизни?

— За последний год сделано многое в плане развития инклюзии. Про наш город стали говорить, что он становится территорией, где активно продвигается инклюзия. Появляются инклюзивные пространства, развивается система инклюзивного образования. Родители, видя наши ролики о работе детского сада, студий, целенаправленно хотят отдавать детей в учреждения, где есть инклюзия, для того чтобы ребенок получил опыт общения со сверстниками, которые чем-то отличаются от него. И здесь, конечно, многое зависит от эффективного взаимодействия между властью, некоммерческими организациями, специалистами, населением. Я рада, что нас слышат, как представители власти, так и общество. Но я понимаю, что это только начало большого пути.

Источник: РиаНовости

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ