Архив:

Картинки с выставки слепого художника

Музыкальный мир отмечает 65-летие гения – Стиви Уандера. О детстве великого музыканта, о его пути наверх и о вкладе в искусство. Слепота – недуг способный не только существенно ограничить физические возможности человека, но и лишить его многих радостей жизни, взамен наполнив ее грустью и унынием. 

В случае с живой легендой мировой музыки Стиви Уандером все произошло с точностью до наоборот. Более того, как это ни парадоксально, можно утверждать, что именно отсутствие зрения, помноженное но невероятное жизнелюбие и огромный талант, помогли Уандеру стать одним из самых выдающихся музыкантов и исполнителей в истории поп-музыки.

Стиви Уандер родился в большой семье, в которой кроме него было еще шесть детей. Зрение он потерял в результате кислородной передозировки в барокамере, куда его поместили из-за недоношенности. Зрение, но не слух, который с тех пор неистово ловил звук! Именно это необыкновенное ощущение звука помогало ему создавать трепетную, яркую музыку, наполненную жизнью и чувством. 

Что примечательно, солнечный оптимизм и радость доминировали в его записях разных лет вне зависимости от того, были ли это лирические песни или в них поднимались серьезные расовые или политические проблемы. Мать, старавшаяся держать слепого ребенка дома, делала все, чтобы ему скучно не было, и однажды стала приносить сыну музыкальные инструменты: гармонику, барабаны. Всеми этими инструментами Стиви овладел довольно быстро. К тому же он пел в церковном хоре. Один из его кумиров детства – Рэй Чарльз, также лишенный зрения. Великий Рэй был пианистом, и вскоре Стиви тоже начал играть на пианино, сделав его главным инструментом своей жизни.

Музыкальная всеядность и хороший творческий авантюризм превратили Уандера в жанрового полиглота. В его эклектичных записях гармонично уживались соул, фанк, рок-н-ролл, джаз, реггей, поп-музыка бродвейского фасона и африканские мотивы. 

Человек-оркестр Стиви Уандер научился совершенно по-новому использовать синтезаторы, видоизменив этим весь ландшафт поп-музыки. Эластичный голос, мелодическая изобретательность, талант аранжировщика и любовь к сентиментальным балладам – из таких кирпичиков складывался разнообразный и удивительно обаятельный образ. А необыкновенная чуткость и внутреннее зрение способствовали созданию совершенно особого стиля музыки наполненного невероятным количеством и сочетанием самых разнообразных звуков окружающего мира. 

Это и есть наиболее характерная отличительная черта лучших творений Стиви Уандера, подарившего миру музыку, абсолютно точно соответствующую его творческому псевдониму. Музыку, ставшую без всяких преувеличений настоящим чудом. Ему удавалось достичь этого эффекта даже в произведениях, где изощренные аранжировки уступали место подчеркнуто камерному исполнению в сопровождении единственного инструмента.

Правда, к своему классическому стилю Стиви пришел совсем не сразу, что с одной стороны объясняется общим характером музыки конца 50-х и начала 60-х, когда на фирме Motown records, специализировавшейся на афроамериканских ритмах, были выпущены самые ранние записи юного гения. С другой – менеджеры, продюсеры и аранжировщики Motown records по первоначальному контракту не давали Уандеру особой творческой свободы, предпочитая практически полностью контролировать репертуар и стиль юного исполнителя. Впрочем, даже несмотря на жесткий контроль “матауновского худсовета”, Уандер довольно быстро добился успеха.

В Детройт, где c 1959 года базировалась Motown records, Стиви перебрался из родного Мичигана сразу после развода родителей и уже спустя год менеджеры лейбла подписали с ним первый контракт. Несмотря на очевидное природное дарование первые записи Чудо Стиви не снискали какого либо заметного успеха у публики. К тому же у Стиви Уандера началась мутация голоса, и на несколько лет его вокальную карьеру пришлось отложить. За это время он успел пройти курс классического фортепиано в Мичиганской школе для слепых. К 16 годам он делает первые шаги к тому, чтобы полностью взять под контроль свою собственную карьеру, выступая соавтором большей части новых песен. И наконец, в 1969 году достигает, пожалуй, первого значительного успеха – его сингл My Cherie Amour, pаписанный за три года до этого, становится лидером в американском Top-5.

Еще год спустя 20-летний Стви Уандер музыкант становится уже настолько опытным продюсером, что берет на себя создание саунда релиза 1970 года Signed, Sealed & Delivered (Тор 25 поп-рейтинга) и выступает как соавтор одноименной композиции вместе с певицей Сиритой Райт, коллегой по лейблу Motown.

В сентябре 1970-го Сирита становится его женой. И хотя этот брак продлился недолго, невозможно переоценить влияние новых чувств, возникших вместе с ним, на последующее десятилетие. Это время принято считать золотым периодом в творчестве Стиви Уандера! Его песни в свой репертуар включают такие выдающиеся исполнители, как Нейл Даймонд, Барбра Стрейзанд и даже Мирей Матье. Сам же он, стремясь расширить аудиторию слушателей, принимает участие в совместных выступлениях с самыми известными белыми исполнителями. Например, с самими The Rolling Stones, находящимися в туре в поддержку альбома Exile On Main Street.

Именно в это десятилетие создаются самые значимые, концептуальные альбомы Where I'm Coming From (1971), Talking Book (1972), Innervisions (1973), Fulfillingness First Finale (1974) и два грандиозных двойных альбома Songs In The Key Of Life (1976) и Journey Trough The Secret Life Of Plants (1979).

Весьма значительным подспорьем в этом явились не только сочетание личных и творческих обстоятельств, но и новый уровень развития электронной музыкальной и звукозаписывающей техники. Настало время сложных аранжировок и неведомых ранее звуковых эффектов – звуков природы, разговорной речи и городских шумов. Настало время раскрыть многие животрепещущие темы социального, личного и культурно-исторического характера на совершенно новом уровне музыкальной драматургии. Включая даже жанр пародии. Такой стала песня с альбома Innervisions, повествующая о непростых отношениях с собственной матерью всегда очень переживавшей за сына, что выражалось порой в серьезном выяснениях отношений.

А дальше о проблеме негритянских гетто больших американских городов – с альбома Songs In The Key Of Life.

Зажигательная танцевальная Bird Of Beauty с альбома Fulfillingness First Finale, cтавшая одной из самых запоминающихся стилизаций в танцевальных программах американского телевидения 70-х. Или откровение об огромном и удивительно прекрасном мире, находящимся за обычным окном. С альбома Journey Through The Secret Life Of Plants

Однако была и еще одна причина появления этих выдающихся записей: Стиви Уандер решил не продлевать контракт с лейблом, как ожидали его боссы, а вместо этого потратил появившиеся у него дополнительные средства на создание собственной студии звукозаписи и на обучение теории музыки. Сейчас, договариваясь о сотрудничестве с Motown records, он мог уже диктовать свои условия. Музыкант выторговал значительное повышение процента отчислений, полный контроль над художественной стороной своих записей и возможности для работы собственного лейбла Black Bull Music.

Уже через год после выхода Journey Trough The Secret Life Of Plants в активе музыканта была новая студийная работа совсем другого толка. Чтобы ни у кого не возникло никаких сомнений в том, что он ушел в элитарные дебри, Уандер записал стопроцентный поп-альбом Hotter Than July (1980). Композиция Happy Birthday с большим успехом использовалась в широкой кампании за признание дня рождения Мартина Лютера Кинга национальным праздником и Уандер был одним из самых активных участников этой акции. Первый день рождения Кинга был всенародно отпразднован 15 января 1986 года, и одной из центральных фигур торжественного концерта стал, конечно, Стиви Уандер!

С художественной точки зрения, Hotter Than July оказался несколько слабее его релизов середины 70-х, но это все равно была работа мастера. Поклонники же настолько заждались возвращения своего кумира и с такой любовью относились ко всему, что выходило из его студии, что, как это ни странно, именно этот диск стал первым обладателем платинового сертификата в его карьере.

В 1981 году Уандер приступил к созданию новой пластинки, и работа над ней затянулась надолго. Релиз несколько раз откладывался. Поговаривали, что артист исчерпался и не в состоянии вернуться в хорошую творческую форму. Однако за эти несколько лет у Стиви жизнь била ключом. В 1982 году вышел его дуэт с Полом Маккартни Ebony and Ivory, посвященный гармонизации межрасовых отношений, и этот сингл стал хитом номер один во многих странах.

В том же году он впервые обращается к художественному кино и по предложению Френсиса Форда Копполы исполняет в фильме “Изгои” великолепную песню Stay Gold на музыку отца знаменитого кинорежиссера Кармина Копполы. В фильме дебютировали такие будущие звезды Голливуда, как Том Круз, Патрик Суэйзи, Мэтт Диллон.

В 1984 году Стиви Уандер написал саундтрек к комедии Джина Уайлдера The Woman in Red. Эту работу нельзя было назвать полноценным альбомом музыканта, но в фильме прозвучала лирическая композиция I Just Called to Say I Love You, которой по иронии судьбы суждено было стать самым популярным и растиражированным хитом в биографии музыканта. При этом в фильме было немало другой не менее замечательной музыки, что и подтвердила премия “Оскар” в этой номинации.

Эта работа ознаменовалась встречей с замечательной певицей и многолетней коллегой по Motown records Дайан Уорвик, вместе с которой, а также многими легендами американской эстрады в том же 1984, олимпийском для США году были созданы знаменитая запись и видео We are the world (USA for Africa).

А затем, в 1986, в квартете с ней же и двумя гигантами мировой эстрады Элтоном Джоном и Гледис Найт – композиция That What Friends Are Fore, доходы от которой пошли на благотворительные цели.

Относительно сольных проектов можно сказать, что с 1985 по 2005 год их было всего четыре: In Square Circle (1985), Characters (1987), Conversation Peace (1995). И самый последний – A Time to Love, вышедший в 2005 году.

Сейчас Стиви Уандер не пополняет свою дискографию сольными альбомами. Может быть взял тайм-аут, а может быть готовит какое-то очередное необычное творение, неизменно меняющее мир поп-музыки Однако так ли это важно, учитывая огромный вклад великого слепого музыканта в историю. Музыка Стиви Уандера уже стала настоящим чудом для многих поколений меломанов.

Валерий Богачев

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ