Архив:

Забайкалью нужна таблетка от бедности. В крае не хватает денег на лекарства для льготников

Жительница Читы сообщила о проблемах с обеспечением больных диабетом первого типа инсулином и тест-полосками для экспресс-анализа крови на сахар.

“Моя мама, Надежда Леонидовна, инсулинозависима. Ей выдают бесплатно инсулин — по пять ампул в коробочке. Одной ампулы хватает примерно на шесть дней. Упаковку дали пока одну. А тест-полосками для глюкометра ее вообще не обеспечивают, хотя уровень сахара в крови нужно проверять ежедневно — утром и вечером. Покупать тест-полоски самостоятельно нам не по карману — упаковка из 60 штук стоит больше тысячи рублей”, — рассказала журналисту газеты Оксана Кузнецова.

“Мы побывали в отделе лекарственного обеспечения министерства здравоохранения края, и его руководитель сообщила, что проблемы с обеспечением населения лекарствами, не только инсулином, связаны с недофинансированием. Причем, если федеральные льготники, а к ним относится и моя мама, могут быть относительно спокойны, то региональным, действительно, придется в этом году непросто”, — добавила она.

Недодали 150 миллионов

Начальник отдела лекарственного обеспечения краевого минздрава Татьяна Касаткина прокомментировала “ЗР” ситуацию с обеспечением лекарственными препаратами забайкальцев-льготников. “Действительно, на сегодняшний день проблемы в крае есть, — подтвердила она. — Если говорить о региональных льготниках, средств на обеспечение их бесплатными медикаментами выделено из краевого бюджета всего 12 процентов от потребности — 22 вместо 179 миллионов рублей. При этом у нас есть неоплаченные контракты за 2013-2014 годы, кредиторская задолженность перед поставщиками составляет сегодня 16,5 миллиона рублей. Вот в такой ситуации мы и работаем: нужно рассчитываться с долгами, закупать новые лекарства, а финансирование здравоохранения крайне недостаточное. Неудивительно, что поставщики лекарств (а они практически одни и те же, то есть выбирать минздраву не из кого) просто-напросто не выходят на аукционы”.

Тем не менее, Татьяна Касаткина заверила, что, какова бы ни была финансовая обстановка в регионе, совсем без лекарств люди не останутся, в том числе больные сахарным диабетом, которые не имеют инвалидности по данному заболеванию, то есть являются льготниками регионального уровня. Буквально на днях министерство здравоохранения изыскало 2,8 миллиона рублей, на которые будет закуплен инсулин.

А вот с тест-полосками и в самом деле у нас если не беда, то неразбериха полная. Худо-бедно, но с 2008 года федеральные льготники ими обеспечивались, однако с января 2015-го в утвержденном на уровне правительства страны перечне медицинских изделий, отпускаемых по рецептам при предоставлении набора социальных услуг (речь идет уже о федеральных льготниках), они, как таковые, больше не значатся. Целиком система мониторирования уровня глюкозы в крови — глюкометр, тест-полоски, скарификатор для прокола пальца — в документе прописана, отдельно скарификаторы — тоже, а вот тест-полоски — нет, поэтому закупать их в краевом минздраве не могут. “Мы дважды делали запросы в Министерство здравоохранения РФ, Росздравнадзор с просьбой разъяснить порядок обеспечения больных данным видом изделий медицинского назначения, пока ответа не получили”, — сообщила Касаткина.

Цифры есть, а денег нет

Вообще финансирование “лекарственной” статьи расходов из бюджета края хромало всегда. С 2005 года, когда льготников разделили на две категории — федерального и регионального уровней, — первых обеспечивали лекарствами, которые в регион отправлял Минздрав России (полномочия по лекарственному обеспечению федеральных льготников переданы краю только в 2008 году). Что касается региональных, по словам Татьяны Касаткиной, министерство неоднократно выходило с проектами постановлений на основе 890-го постановления правительства РФ “О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения”, в котором оговариваются заболевания, дающие право на получение по рецепту бесплатных медикаментов и лекарств с 50-процентной скидкой. Однако в связи с дефицитом бюджета эти проекты так и оставались пустыми цифрами на бумаге.

Только в конце 2010 года законом Забайкальского края “О мерах соцподдержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении отдельным категориям граждан” удалось-таки утвердить перечень заболеваний, при которых лекарственные препараты гражданам должны выдаваться бесплатно. Тогда в краевом минздраве сумели включить в закон только восемь заболеваний — туберкулез, инфекции, передающиеся половым путем, гепатиты Б и С, ВИЧ, злокачественные новообразования, сахарный диабет, психические расстройства и расстройства поведения. Но и этого списка хватило, чтобы осознать, что обеспечить льготников лекарствами в полном объеме не представляется возможным. А включение в 2012 году в вышеназванный список бронхиальной астмы, ревматоидного артрита и острой красной волчанки и вовсе прошло незаметно для самих пациентов, поскольку на эти заболевания никаких средств не выделялось в принципе.

Нужна переоценка

— У федеральных льготников сегодня тоже не все так гладко, как может показаться на первый взгляд. Да, средства на обеспечение их лекарствами идут из госказны, а не из дистрофичного краевого бюджета. Но в данной ситуации важно не откуда, а сколько. “Ежегодно на снабжение их медикаментами выделяется около 420 миллионов рублей. В расчете на одного человека это 707 рублей в месяц — таков норматив финансовых затрат в текущем году на лекарственное обеспечение одного льготника федерального уровня, не отказавшегося от набора социальных услуг (НСУ)”, — рассказала Татьяна Касаткина.

Между тем, столько нынче “стоит” всего один поход в аптеку. Причем покупаем мы там банальные противовирусные, жаропонижающие препараты, средства от кашля и насморка. А большинству льготников, которые оставили за собой право на НСУ, необходимы действительно редкие и дорогостоящие лекарства, поэтому в 700 рублей в месяц они не укладываются никак. “Чтобы обеспечить медикаментами всех льготников федерального уровня, нам нужен миллиард, а не 400 миллионов рублей”, — заметила специалист краевого минздрава.

В 2005 году, когда отказываться от льгот в натуральном виде, заменять их деньгами было еще невозможно, средства, выделяемые на всех льготников, каждый месяц между ними перераспределялись, поскольку один какое-то время обходился без лекарств, а другой здесь и сейчас нуждался в дорогом препарате. И в итоге денег в системе здравоохранения хватало, чтобы обеспечить каждую заявку. Сегодня же те, кто может прожить без редких лекарств, например, человек, лишившийся конечности (в отличие от инвалида по основному заболеванию), отказались от НСУ и получают вместо него денежную компенсацию. Остальные постоянно лечатся, находясь, без преувеличения, на грани жизни и смерти, и не могут отдать “свои” деньги другим больным.

Еще одна забота министерства здравоохранения края — обновленный перечень ЖНВЛП, из которого с марта 2015 года исключены 80 наименований лекарственных препаратов (120 препаратов, наоборот, в перечень включены). “Некоторые аукционы разыграны на весь год, препараты закуплены в соответствии со старым перечнем, поэтому сегодня у нас возникают вопросы относительно дальнейшей работы в этом направлении”, — поделилась Татьяна Касаткина.

Уступаем соседям?

Отдел исследования социально-экономических проблем и общественных процессов аппарата Законодательного Собрания Забайкальского края в мае минувшего года провел анализ того, как обеспечиваются лекарственными препаратами льготные категории граждан в других субъектах страны.

Аналогичные законы о мерах социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении действуют в Хабаровском крае, Иркутской и Томской областях, Чукотском автономном округе. В некоторых регионах данные вопросы регулируются постановлениями губернатора или правительства.

К примеру, в Амурской области в 2013 году на льготное лекарственное обеспечение право имели 79 734 человека. Для обеспечения “региональных” льготников были выделены средства в размере 27,7 млн. рублей. Общая сумма средств на приобретение медикаментов на 2014 год составила 77,8 млн. рублей.

В Алтайском крае в позапрошлом году из средств регионального бюджета на обеспечение больных лекарствами по бесплатным рецептам освоено 205,7 млн. рублей. Лекарствами обеспечено 120 224 человека. Реальная потребность граждан в медицинских препаратах удовлетворена на 54,6 процента.

В Томской области размер бюджетных ассигнований, предназначенных для льготного лекарственного обеспечения граждан с каждым годом растет. В 2010 году на это было выделено 95,5 млн. рублей, в 2011-м — 153,3 млн. рублей, в 2012-м — 183,9 млн. рублей, на 2013 год было запланировано 217,3 млн. рублей.

В Красноярском крае насчитывается более 800 тысяч получателей бесплатных медикаментов, что составляет треть жителей края. В 2013 году для пацентов, нуждающихся в дорогостоящем лечении, из бюджета было выделено дополнительно 200 млн. рублей. В целом на 2013 год по всем видам льгот из федерального бюджета края выделено 2 943,7 млн. рублей.

В Красноярском крае около 500 детей страдают сахарным диабетом В 2013 году за счет средств краевого бюджета дети, находящиеся на помповой терапии, были обеспечены расходными материалами к инсулиновым помпам на сумму более 8 млн. рублей.

В Хабаровском крае, как свидетельствуют данные исследования аппарата Заксобрания, за последние пять лет в 1,6 раза увеличился объем финансирования льготного обеспечения лекарственными препаратами нуждающихся граждан. Право на льготное обеспечение лекарствами в 2012 году имел каждый восьмой житель субъекта. На эти цели было направлено 260 млн. рублей из бюджета Хабаровского края и 406 млн. рулей — из федерального бюджета.

Если взять для сравнения данные о Забайкалье, то цифры говорят сами за себя: в 2012 году из 24 362 человек, имеющих социально значимые заболевания, лекарствами обеспечено 2 910 забайкальцев. В 2013 году из 22 894 пациентов медикаментами были обеспечены 1 537 человек.

Средств меньше, а нуждающихся больше

В январе текущего года депутаты комитета по социальной политике Законодательного Собрания Забайкальского края провели расширенное заседание, посвященное реализации регионального закона, регулирующего оказание медико-социальной помощи и лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан.

По итогам совещания в руки журналиста “ЗР” попали документы, данные которых свидетельствуют об ухудшении в крае ситуации с обеспечением льготников необходимыми лекарственными препаратами.

Не стал утаивать информацию о существующих проблемах и сам министр здравоохранения Забайкальского края Михаил Лазуткин. Его обращение к председателю комитета по социальной политике краевого парламента Игорю Лиханову представляет ситуацию сухим, но в то же время красноречивым языком цифр.

Как свидетельствует документ, в первом году действия краевого закона, принятого в ноябре 2010 года, средства на приобретение лекарственных препаратов в бюджете края не были предусмотрены, потому как бюджет был утвержден до принятия закона.

В 2012 году на эти цели удалось запланировать 18,3 млн. рублей при необходимых 85 млн. рублей (21,6 процента от потребности). Тогда из 24 362 человек, страдающих социально значимыми заболеваниями, удалось обеспечить 2 910 забайкальцев (11,9 процента). Снабжались лекарствами больные, страдающе сахарным диабетом, туберкулезом легких, злокачественными новообразованиями, шизофренией, инфекциями, передающимися половым путем, вирусным гепатитом, инфарктом миокарда, инсультом, СПИД/ВИЧ.

В 2013 году положение стало еще печальнее — на приобретение лекарственных препаратов для 22 894 нуждающихся в бюджете была выделена сумма в размере 7 млн. рублей при потребности 133,2 млн. рублей. Тогда Минздрав края принял меры — обращался с просьбой о выделении дополнительных средств. Этого удалось добиться — в сентябре 2013-го дополнительно из краевого бюджета поступили 15 млн. рублей. Правда, из названного выше количества нуждающихся обеспечены лекарствами были лишь 1 537 человек.

В 2014 году ситуация обострилась из-за кредиторской задолженности, образовавшейся потому, что отсутствие финансовых средств в бюджете края в 2013 году не позволило оплатить государственные контракты на сумму 6,5 млн. рублей. На просьбы Минздрава внести изменения в бюджет региона с целью погашения задолженности министерство финансов Забайкальского края предложило использовать внутренние резервы Минздрава, что не представлялось возможным. В прошлом году на обеспечение забайкальцев лекарственными препаратами в бюджете была предусмотрена сумма в размере 22 млн. рублей при потребности 168,8 млн. рублей (13 процентов от необходимой суммы).

Контрольно-счетная палата Забайкальского края провела аудит эффективности использования средств бюджета региона, выделенных на лекарственное обеспечение льготных категорий забайкальцев, за период 2011 года — десяти месяцев 2014 года. Результаты аудита показали, что объемы бюджетных ассигнований на данные цели утверждались в среднем размере от потребности. При этом краевой Минздрав осуществлял расчет потребности на основании стандартов оказания медицинской помощи.

Как следует из отчета аудиторской проверки КСП, в прошлом году объем бюджетных ассигнований на бесплатное лекарственное обеспечение по сравнению с 2013 годом сократился на 11,3 млн. рублей или на 17,2 процента. Это произошло притом, что количество граждан, имеющих право на льготные медикаменты, увеличилось на 9,4 тысячи человек.

По данным КСП, фактическая средняя стоимость обеспечения бесплатными лекарствами одного человека за год составила в 2011 году — 609,0 рублей, в 2012-м — 588,2 рублей, в 2013-м — 658,4 рублей, а за десять месяцев 2014 года — 194,1 рублей.

Как поясняется в отчете КСП, объем средств на лекарственное обеспечение отдельных категорий забайкальцев определяется на финансовый год, исходя из имеющихся в казне региона средств. Важно то, что фактически сложившаяся средняя стоимость обеспечения лекарствами одного человека в месяц из краевого бюджета в 2011-2013 годах была в 11,5 раза ниже установленных федеральным законодательством нормативов, а за десять месяцев минувшего года — в 41 раз ниже.

Что касается пациентов, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями, то в 2013 году бюджетные ассигнования на эти цели были утверждены на 48 процентов от потребности, а в 2014-м — на 65,2 процента.

Как отмечает КСП, чтобы достигнуть цели стратегии лекарственного обеспечения Российской Федерации до 2025 года, которая утверждена Минздравом страны, из краевого бюджета необходимо было ассигновать более 273 млн. рублей, что было в шесть раз больше суммы, предусмотренной в краевом законе о бюджете. На самом же деле вышло, что на первое ноября минувшего года было предоставлено 36,9 млн. рублей — на 67,6 процента меньше, чем было утверждено в бюджете региона.

Кроме того, выяснилось, что в 2011-2013 годах поставщики лекарственных препаратов неоднократно нарушали сроки исполнения своих обязательств, предусмотренные в договорах. Но при этом КСП отмечает, что краевой Минздрав нарушал сроки оплаты в связи с отсутствием средств на лицевых счетах.

По оценкам Контрольно-счетной палаты, ситуация не изменилась и в 2015 году. Рассчитанная Минздравом потребность на приобретение лекарственных препаратов для лечения социально значимых заболеваний составила 208,8 млн. рублей, но при этом бюджетные ассигнования сохранены на уровне прошлого года — в объеме 22 млн. рублей, что в 9,5 раза меньше расчетного объема.

Однако виною всех бед льготников не только бюджетные проблемы. Во время выборочных проверок КСП учреждений здравоохранения обнаружились нарушения при выписывании лекарственных препаратов, а также нарушения правил отпуска рецептурных препаратов в аптечных учреждениях, что влекло неэффективное расходование краевых денег.

Марина Прокопец, Юлия Болтаевская

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ