Архив:

Как льготные лекарства затерялись в торгах

«Если я сейчас не найду денег, Коля снова будет кричать по ночам». Мама больного эпилепсией девятилетнего мальчика с начала года выкраивает по три-четыре тысячи рублей, чтобы не прерывать лечение сына. За три года, которые прошли с того дня, как мальчику поставили страшный диагноз, 2015-й стал самым трудным. 

Бесплатные лекарства приходится добывать: орловские льготники в этом году столкнулись с тем, что в аптеках нет препаратов по выписанным докторами бесплатным рецептам. И не только орловские. Горячая линия президента Владимира Путина в середине апреля раскалилась от подобных звонков. Владимир Владимирович был краток: деньги выделены регионам в полном объеме, если кто-то не получает лекарств, надо искать криминальную составляющую. Что же происходит с льготным лекарственным обеспечением на Орловщине, 28 апреля разбирались в реготделении ОНФ. Как выяснилось, дефицит финансирования в общем в Орловской области усугублен местной спецификой.

Беда не приходит одна

– Беда нагрянула внезапно, – рассказала на круглом столе по проблемам здравоохранения, организованном ОНФ, Светлана Попова, мама ребенка, больного диабетом. – Наша эпопея началась в августе 2013 года. Не буду рассказывать, как долго сыну ставили диагноз, подбирали лекарство, как он привыкал к терапии. Руки опускались… Ребенка я воспитываю одна, пришлось оставить работу. Весь 2014-й год ходила по кабинетам, просила лекарственного обеспечения, но мне было достаточно цинично заявлено: вы заболели у нас «вне плана», лекарства сможете получать только со следующего года (заявление на соцпакет, в рамках которого выдают лекарства, на следующий календарный год принимают в октябре предыдущего. – Прим. авт.). Действительно, в январе-марте я вздохнула свободнее: нам начали выдавать лекарства по рецептам. Но за апрель мы не получили ни одной таблетки. Моему ребенку необходимы два препарата на месяц, один стоит три тысячи рублей, второй – полторы... Каждый месяц я должна где-то находить эти деньги, чтобы не прерывать лечение.

Проблемы с нехваткой бесплатных лекарств возникают не только у родителей детей-инвалидов. Так, примерно месяц назад газета «Орловская правда» со ссылкой на руководителя регионального Росздравнадзора сообщила, что «за последнее время количество обоснованных жалоб на льготное лекарственное обеспечение увеличилось в четыре раза».

– Если раньше люди жаловались только на нехватку дорогостоящих препаратов, то теперь – на перебои с жизненно необходимыми. Почти треть обращений льготников – жалобы на нехватку инсулина, – отметили в ведомстве.

Система сбоев и дает

– Действительно, ситуация с лекарственным обеспечением льготников сложная, и возникла она не вчера, – поделилась на круглом столе своим видением проблемы Тамара Клещева, директор муниципальной аптеки №1 Орла.

Тамара Ивановна напомнила, что новая система лекарственного обеспечения льготников в России начала функционировать лет десять назад. Система простая: посчитали, сколько всего граждан имеют право на бесплатные препараты, вывели среднюю сумму потребности на человека и определили суммы к выделению из бюджетов. Кто-то получал лекарств на рубль, кто-то – на десять. А с переходом на монетизацию льгот те, кто получал копеечные лекарства, решили отказаться от них в пользу тех же, образно говоря, десяти рублей. Сегодня эта «десятка» равна 800 с хвостиком рублям.

– По сути, до монетизации те, кому были положены дорогостоящие лекарства, обеспечивались за счет тех, кто получал дешевые. И когда вторая категория льготников из системы вышла, все обрушилось. В «льготе» остались тяжелобольные люди. Бронхиальная астма, сахарный диабет, эпилепсия, хронические почечные заболевания, онкология, чей курс лечения на месяц – минимум три тысячи рублей. Нынешних 800 рублей, естественно, не хватает. Отсюда большой дефицит финансов и неудовлетворенность лекарственным обеспечением, – разложила по полочкам Тамара Клещева.

Знать бы, когда заболеть

– Сегодняшний момент осложняется у нас еще и тем, что в результате реорганизации системы здравоохранения (в текущем году областной департамент здравоохранения и соцзащиты был разделен на два. – Прим. авт.) и приходом новой команды (помимо смены руководства департамента здравоохранения в 2014 году сменился и руководитель ГУП «Орелфармацея». – Прим. авт.) происходит задержка с торгами. На сегодня (по состоянию на конец апреля. – Прим. авт.) детской поликлиникой №3 Орла было заявлено по федеральной льготе 28 наименований лекарств, из которых они получили лишь четыре. По региональной льготе из 25 наименований в наличии только три, – пояснила Клещева. – В поликлинике выписывается рецепт, аптека ставит его на отсроченное обеспечение, тут же передает сведения в ГУП «Орелфармацея», и уже конкретно по каждому ребенку они принимают меры. А так, чтобы заявили десять коробок, и нам бы дали десять коробок, этого нет.

В департаменте здравоохранения Орловской области проблему видят так (цитата из официального ответа на материал в газете «Орловская искра» «Больные без лекарств»): «Закупка лекарственных препаратов проводится на основании заявок медицинских организаций в рамках выделенного финансирования. Поставка препаратов в аптечные учреждения осуществляется в соответствии с заявками. Трудности в обеспечении лекарственными препаратами связаны с тем, что закупка их проводится в рамках лимитов бюджетных обязательств. Количество льготников в течение года увеличивается, меняются схемы лечения».

В переводе с чиновничьего на человеческий – все то же «вы заболели вне плана».

Северо-западный ветер

Но, думается, не только департамент является тем органом, который должен отдуваться за проблемы «больных без лекарств». То самое ГУП «Орелфармацея» на сегодня является уполномоченной фармацевтической организацией по обеспечению лекарственными средствами льготных категорий граждан Орловской области и принимает активное участие в аукционах на закупку лекарственных средств для лечебных учреждений региона. С 2014 года ее возглавляет Антон Сафоновский.

На официальном сайте этой организации в разделе «Закупки» во вкладке «Результаты закупок» с начала 2015 года имеется информация о 35 договорах на закупку лекарственных препаратов. Все – от единственного поставщика.

Как показал анализ протоколов заседаний закупочной комиссии, в 24 (!) случаях из 35 было принято решение о заключении договоров с НАО «МФК Северо-Запад» (зарегистрировано по адресу: 194362, Санкт-Петербург, п. Парголово, Выборгское ш., 224, лит. А) или ЗАО «Северо-Запад», зарегистрированным по тому же адресу.

При этом, как показал проведенный «ОВ» анализ аналогичных протоколов за 2013 год, договоры в основном заключались с такими компаниями, как ООО «Норбертфарм» (г. Москва), ФГУП «Московский эндокринный завод», ГУП «Государственный завод медицинских препаратов».

Казалось бы, что тут страшного, ну, поменялись поставщики. И, правда, страшного ничего, жаль только, что контракты с новыми поставщиками так и не обеспечили в полной мере и нужные сроки потребности орловских льготников. И еще. С середины прошлого года глава «Орелфармацеи» числится членом совета директоров (входит в список аффилированных лиц) ОАО «Смоленск-фармация». Среди прочих в числе аффилированных лиц этой компании числится и ЗАО «Торгово-промышленное предприятие «Северо-Запад». Зарегистрированное... да все по тому же адресу на Выборгской стороне. Что тоже, в принципе, не страшно. Если бы только не льготники, которые сами у себя лекарства купить не могут и вынуждены ждать, пока все сторгуются. Правда, это ожидание для многих из них смерти подобно.

Нина Костюк, главврач детской поликлиники №3 г. Орла

Президент Владимир Путин заявил в ходе горячей линии, что финансы на лекарства льготной категории граждан выделены. Значит, система пробуксовывает где-то на местах. Да, в орловском здравоохранении произошли перемены, но сейчас все мы работаем по 44-ФЗ, и надо уметь торговать и делать это вовремя. Насколько я понимаю, проторговывать мы должны не сегодня и сейчас, а заранее, в ноябре-декабре прошлого года, чтобы обеспечить наше население, ведь процедура закупки лекарств весьма длительная.

Результаты круглого стола, а также мониторинга здравоохранения региона будут сформулированы и вынесены на обсуждение предстоящего форума ОНФ по здравоохранению.

Елена Майорова

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ