Архив:

Город без барьеров

Здоровому человеку трудно оценить удобства окружающей среды глазами людей с ограниченными возможностями. Жизнь людей с ограниченными возможностями в нашей стране далека от идеала. Самым комфортным городом с этой точки зрения является лишь Сочи, да и то благодаря Олимпиаде паралимпийцев.

Именно поэтому на улицах наших городов не так-то часто встретишь инвалидов. Это не потому, что у нашего народа богатырское здоровье. Причиной является тот факт, что любой выход в город для людей с ограниченными возможностями связан с риском. В настоящее время в России 8,8 % населения являются инвалидами, а это 12,8 млн человек. Из этого числа 320 тыс. инвалидов-колясочников, 240 тыс. с нарушением зрения и 190 тыс. с нарушением слуха. В Москве, по данным департамента социальной защиты, люди с ограниченными возможностями составляют 1/10 населения, из них 22 тыс. человек – с патологией опорно-двигательного аппарата. Стоит отметить, что доля таких людей за рубежом также составляет около 10 %. Долгое время проблемы инвалидов у нас полностью игнорировались. 

Законодательная основа

Дмитрий Пухнаревич, коммерческий директор ГК «Премьер», напоминает, что Россия ратифицировала Конвенцию ООН о защите прав инвалидов в 2012 году. С этого момента мы стали хотя бы обращать внимание на проблемы таких людей.

Безусловно, забота об инвалидах не должна становится несоразмерным бременем для общества и предпринимателей, это отмечено даже в Конвенции, но до бремени в нашей стране ещё жить и жить. У нас пока речь идёт об элементарных и жизненно необходимых удобствах: пандусах, просторных лифтах и достаточно широких дверных проёмах. В настоящее время в стране действует федеральная программа «Доступная среда». Она была рассчитана на период с 2011 до 2015 года, но, скорее всего, будет продлена до 2020 года. Дмитрий Пунхаревич рассказывает, что в первые годы в программе участвовало лишь три региона: Татарстан, Саратовская и Тверская области. В 2012 году программа расширилась до 12 регионов, а в 2014 – до 75, включая Крым и город Севастополь. Московская область участвует в программе с 2012 года. Столица не участвует в ней, но реализует свои собственные мероприятия для создания комфортной среды обитания для людей с ограниченными возможностями.

f70b0c0e6047905b5201323db9c4d7a5.jpg

Григорий Алтухов, коммерческий директор ФСК «Лидер», считает, что Москва сделала важные шаги в этом вопросе. Например, общественный транспорт стали адаптировать под малоподвижных граждан. Более половины автобусов и троллейбусов города имеют возможности перевозки людей в инвалидных колясках, а новый транспорт без такой опции вообще не закупается. Метро также становится частично доступным для маломобильных людей. По официальным данным, 21 станция подземки оборудована специальным спуском для инвалидов-колясочников, на 19 станциях пяти линий имеется лифт для них. Также с 2013 года в метрополитене действует центр обеспечения мобильности пассажиров, который поможет таким гражданам передвигаться в метро.

Меняются и улицы города: пешеходные переходы и перекрёстки оборудуются тактильной плиткой и пандусами для съезда колясок. Почти 90 подземных переходов в Москве оборудованы лифтами. Кроме того, ряд общественных объектов приспособлены для посещения граждан с ограниченными возможностями.

На первый взгляд картина складывается вполне радужная: всё учтено, предусмотрено и воплощается в действительность. Но это лишь на взгляд здорового человека, который не нуждается во всех этих приспособлениях.

823a85d7f25b33d96d1873efe39954b6.jpg

Мосфильмовская улица

Начнём с малого — с сигнальной плитки. Действительно, Москва её положила повсеместно: и там где надо, и там, где непонятно её назначение. Причём эту плитку клали и перекладывали в течение года, потому что вначале её уложили неправильно, так как никто из жителей столицы не знал ни назначение этих плиток, ни их «языка». Оказалось, что плитки с «шишечками» предупреждают об опасности, что, например, скоро переход или столб, а плитка с полосками самим направлением полос указывает правильный путь следования. 

c4a5ef9335073aa39fb05146a313581f.jpg

Строительство пандуса у ДК, Северное Чертаново

Спуски для колясочников также положены практически во всей столице. Но как? По ним и здоровому иногда спуститься сложно, не то что на коляске. По нормам угол наклона такого пандуса не должен превышать 30 градусов, у нас же эта норма редко учитывается.

Подземные переходы с лифтом – идея замечательная, но что такое 90 переходов на всю Москву? Да и воспользоваться ими не всегда возможно: некоторые лифты включаются только оператором, который далеко не всегда на месте.

13c53c43081de8a5f0d1daf6ec04b17c.jpg

Неработающий лифт в пешеходном переходе, 1-я Тверская-Ямская улица

Самая же плачевная ситуация с метро. Количество станций, оборудованных для малоподвижных граждан, ничтожно, переходы вообще не приспособлены для этих нужд, как и эскалаторы. Чтобы воспользоваться помощью Центра обеспечения мобильности пассажиров, необходимо созваниваться за день до планируемого спуска в метро. Но даже в этом случае станции, где необходим спуск с помощью эскалатора, остаются недоступными для инвалидов. Дело в том, что правила метрополитена запрещают провоз на эскалаторе любого оборудования. И так практически во всех вопросах. С одной стороны ситуация решается, но в реальности деньги тратятся бесполезно. Да что там! Инвалиды-колясочники не могут попасть в пятый подъезд мэрии, где находится окно обращений. Там элементарно отсутствует пандус. Но на ошибках учатся, есть надежда, что город всё-таки станет безбарьерным для людей с ограниченными возможностями. Однако меняться должен не только город, но и жильё.

Дом, милый дом

Современные жилые дома обязаны строиться с учётом потребностей инвалидов. Все эти требования прописаны в СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

114e44c040dde8e1266058ead8f3bb5e.jpg

af47c9125a983fdd4950545680bb8a57.jpg

bcf5e85445ce13cebd73b321b7903123.jpg

903d39cd043590c06a116af35fdf9774.jpg

3efeb7a1e3cde4507b8d6d0b929f7f8e.jpg

e927c44c6991111c1eb82b3ff69b9250.jpg

Микрогород «В лесу»

Представители ГК «МИЦ» рассказывают, что эти требования направлены на создание комфортных условий для проживания лиц с ограниченными возможностями. Например, при перепаде высот пола в здании следует предусматривать лестницы, пандусы или подъёмные устройства, а входные двери должны иметь ширину не менее 1,2 м, а если двери двустворчатые, то каждая створка должна быть не менее тех же 1,2 м. К слову, применение дверей на качающихся петлях и дверей-вертушек и вовсе не допускается.

Елизавета Некрасова, генеральный директор бюро элитной недвижимости Must Have, добавляет: «На территории жилого комплекса не должно быть двухсторонних калиток и турникетов, так как через них не может проехать коляска, тротуары обязательно должны быть оборудованы бордюрными пандусами и специальными карманами, позволяющими двум коляскам спокойно разъехаться. Продольный уклон дорожек и тротуаров на придомовой территории должен быть не более 5 %, а поперечный – не более 2%, иначе есть опасность, что коляска неконтролируемо покатится вперёд или опрокинется. Ширина лестниц в комплексе должна быть не менее 1,35 м, а при входе в квартиру не должно быть перепадов высот пола».

В СНиПах детально прописаны требования к пандусам, поручням, ограждениям, высоте порогов, ширине коридоров, размерам санузлов и даже убранству общественных зон. Так, в холлах и на лестничных клетках нельзя класть ковры с длинным ворсом. На таком покрытии коляска может просто увязнуть. А уж если покрытие есть, то его необходимо закреплять, чтобы оно не скользило.

Итак, требования продуманы, но далеко не всегда претворяются в жизнь. Происходит это, прежде всего, потому, что большинство предписаний носят рекомендательный характер, а в реальность обычно воплощается лишь то, что обязательно. Однако есть надежда, что ситуация изменится. Ольга Вальчук, генеральный директор компании «Региондевелопмент», сообщает, что с 1 июля этого года рекомендательные требования станут обязательными: «В нашей стране должен вступить в силу свод правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"».

Дмитрий Пухнаревич рассказывает, что департамент градостроительной политики Москвы заказал разработку квартир для инвалидов-колясочников на первых этажах серийных панельных домов. Работу выполнил Институт градостроительства в 2014 году. Все проекты квартир уже согласованы с департаментом социальной защиты населения и могут служить примером для переустройства квартир существующего жилого фонда. Это свидетельствует о том, что вопросы комфорта и безопасности людей с ограниченными возможностями решаются на уровне государства, а поэтому рано или поздно станут былью.

Престиж, а не обязаловка

7c47beaf7135de155c2b00388d61b714.jpg

7caaf4bfac30cbfe369500ed3e843844.jpg

3b8a8a333b71bdbb84a31d1237928bbe.jpg

1201b4fdced48dfdfce7f69363c97972.jpg

b181c02777bb579c5e7afb7b6dc4d926.jpg

77f45ba0bd0cca350e20eac4335b8b95.jpg

c42bb89793b026bb7fe16f59bbce78dc.jpg

b47cc7ffe731353784e868fb4f8ea361.jpg

de95f0b5d9ad77a3688bbcac96a89c9c.jpg

2f370f4cc82357a0477dfffddf35858e.jpg

ee2a6a534c95d04fea1bc5bd80feefd1.jpg

ЖК «Новое Бутово»

К сожалению, в настоящий момент добровольное создание доступной среды не является вопросом престижа для большинства девелоперских компаний, хотя, как отмечает Софья Лебедева, генеральный директор компании «МИЭЛЬ-Новостройки», в современных ЖК застройщики стараются предусмотреть необходимый минимум для самостоятельности маломобильных групп населения. Во всех комплексах предусмотрены пандусы, просторные лифты, но есть застройщики, которые реализуют и дополнительные опции для инвалидов в своих проектах.

Сергей Лядов, пресс-секретарь девелоперской компании «Сити-XXI век», рассказывает про уникальный с этой точки зрения ЖК «Альбатрос», где в тёмное время суток освещаются тротуар и пандусы, где у зданий нет выступающих элементов. Безусловно, здесь соблюдены все требования по углу наклона пандуса, по ширине дверных проёмов и лестниц, по установке дренажных и водосборных решёток, по габаритам лифта, а также тактильно и цветом отмечены все опасные места на пешеходных путях, установлены домофоны «Цифрал ССД-2094.1/tc» с речевым оповещением о чрезвычайных ситуациях как дежурным в подъезде, так и диспетчерам. Блок вызова имеет рельефные кнопки для слабовидящих людей. Такие же кнопки и на панели управления лифтом. Вообще в этом комплексе сделано практически всё возможное, чтобы жизнь была безбарьерной и безопасной для всех групп граждан.

В Микрогороде «В лесу» обустроены пандусы, лифты и специальные подъёмники, а также оборудованы качели и карусели для инвалидов-калясочников.

Потребности инвалидов учтены в проектах ГК «Пионер». Например, в ЖК «Life-Сходненская» реализован индивидуальный проект благоустройства территории, а в ЖК «Life-Ботанический сад» разработана подсветка всей территории комплекса.

efa12091956776375b96f82fdd48bad1.jpg

84661d6e7b24f0c53b90f17d76417494.jpg

7343911fab9a8a17fa811662ff88d974.jpg

a3624d7be60f4d1cb5d49f754fc5b377.jpg

f9ff576503afb26c814e7bfa9a02bce7.jpg

ЖК «Андерсен»

В ЖК «Квартал 9-18» также строго соблюдены все нормы для жизни людей с ограниченными возможностями: удобные пандусы и ступеньки, просторные лифты, которые останавливаются на этажах без погрешностей, а также оснащены рельефными пластинами со шрифтом Брайля на кнопках этажей. А клиенты ГК «Экодолье» вообще могут рассчитывать на индивидуальный подход. Константин Филиппишин, генеральный директор ГК «Экодолье», рассказывает, что при необходимости пандусами и специальными подъёмниками оборудуются и индивидуальные дома: «Такая практика реализована в ЖК «Экодолье» в Оренбурге, где компания постаралась создать для жительницы с ограниченными возможностями все условия для комфортной загородной жизни».

ЖК «Андерсен» отличается автоматическими подъёмными платформами для инвалидов, а на территории ЖК «Новое Бутово» тротуары специально выделены цветом и имеют шероховатую поверхность. В ЖК «Солнечная система» из квартир на первом этаже сразу можно попасть на улицу, а это многое значит для малоподвижных граждан.

И хоть достойных примеров на столичном рынке недвижимости немного, но они есть, а значит для некоторых компаний реальный комфорт всех жителей не является пустым звуком. Стоит отметить, что спрос на такое жильё со временем будет увеличиваться, так как количество пожилых людей в нашей стране растёт. В настоящее время пенсионеры в России составляют 23,5 % населения, к 2030 году эти показатели увеличатся ещё на 28-29 %. Всего на долю пенсионного возраста приходится 70 % от общего числа инвалидов. Безусловно, доступная среда должна стать по-настоящему доступной.

0cefd9c8dcf954e961e77102f65c0e24.jpg

550969b8b0736329d59873617ae35757.jpg

7cdace16e2f36756f26883c5c07d91ae.jpg

383d2d31170d37084a0f35fb3d96813b.jpg

4aa7cff49f6ba3793478a6475c7780c0.jpg

ЖК «Солнечная система»

Наталья Бухтиярова

Источник: Квадрум. Журнал