Архив:

"Если даже не стану ходить, злиться не буду"

Родилась Ирина нормальным ребенком. В полтора годика стала прихрамывать. Обследовав девочку, врачи вынесли диагноз: аневризма спинного мозга, а если проще - деформация кровеносных сосудов спинного мозга. Последовала одна операция, другая, но болезнь не думала отступать. Вскоре ее ноги совсем отказали, и передвигаться можно было только ползком или на коляске. Но девочка оказалась с характером, не сдалась. Она верит в свое выздоровление. В свои 13 лет Ирина активно занимается спортом, учится в шестом классе школы № 6 и даже... работает.

В два года ее парализовало. Из Барнаула ее повезли в Кемерово, потом в Новокузнецк... В Санкт-Петербурге, наконец-то, ликвидировали аневризму, но заметного улучшения не наступило. Врачи и родители, конечно, надеются на лучшее, но, как говорится, все теперь зависело от самой девочки.
Можно довольствоваться чтением книг и постоянным лежанием в кровати. А что еще делать, если ноги не хотят слушаться? Сиди дома, кляни судьбу за несправедливость, плачься в жилетку родным и близким, бей, что называется, на жалость и веди жизнь затворника.

А она оказалась не такой. Почему это я должна сидеть сиднем? Рядом два младших братика - за ними надо приглядывать, играть с ними. Руки есть, вон какие сильные, могу хоть как-то помочь матери по дому: подмести или вымыть пол, протереть пыль, навести порядок на столе, в книжном шкафу.

- Пылесосить - это ее прерогатива, - смеется Ольга Николаевна, мама Ирины, - учится по программе домашнего обучения, в основном на четверки и пятерки, читает, рисует.

Передвигаться по городу, конечно, нелегко, но можно. Тем более, что мама, как ангел-хранитель, всегда рядом. Они и в магазины ходят, и в автобусах ездят. Мы это делаем безо всякого, не замечая проблем. А Ирине с мамой приходится брать каждую ступеньку с боем!

При этом Ольга Николаевна совершенно не думает о себе. А легко ли съездить, например, на консультацию к врачам или на занятия в реабилитационный центр? Все жилы надорвешь, пока втащишь ребенка вместе с инвалидной коляской в автобус. А ей приходилось делать это почти каждый день. С появлением социального такси стало немного легче, но все равно не так просто.

Что ни говори, а зачастую права людей с ограниченными физическими возможностями у нас лишь декларируются. Добрых примеров по нашему городу раз-два и обчелся. А как на коляске или на костылях перешагнуть через обычный порог, спуститься или подняться по лестнице, пройти через дверь-вертушку, проехать на автобусе или маршрутке?

Мы много на эту тему говорим, но мало что делаем.

- У нас был страшный сколиоз, искривление позвоночника, - рассказывает Ольга Николаевна. - Занятия плаванием помогли укрепить скелет, мышцы, хотя предстоит сделать еще немало, чтобы добиться полного излечения.

- Плавать я научилась быстро, - блестя глазами, увлеченно рассказывает Ирина.

- Тренер в спортивном комплексе «Заря» у нее замечательный - Елена Александровна Соколова, - подсказывает мама.

- Что бы я без нее делала?! - подперев светлую головку маленьким кулачком, как взрослая, вторит ей дочь.

- Из Заречья ездите в такую даль?

- Разве это далеко? - смеется мама. - Мы же на социальном такси, на маршрутке, 30 рублей туда и столько же обратно. От комитета социальной защиты. Дороговато для семьи, но что поделаешь. Девочке надо развиваться. Мы очень верим в нее...

Нелегкое испытание выпало на долю родителей. Трудно ли представить радость, которую испытывают молодожены, ожидая первенца? Пеленки, распашонки. И вот твой ребенок сделал первые шаги, начал улыбаться, говорить... Ничто не предвещало беды, и вдруг... какая-то аневризма! Отчего, почему? Ведь никакой травмы не было. Врачи говорили, что такое бывает из-за сбоя на генетическом уровне.

Что делать? Надо принимать срочные меры. Лечение стоит дорого. И семья продает квартиру, машину, экономят на всем - лишь бы собрать необходимую сумму для поездок в реабилитационные центры, специализированные клиники, чтобы воспользоваться помощью самых опытных врачей.

На оставшиеся деньги они купили небольшой деревянный домик в Заречье, рядом со школой. Чтоб удобней было учиться. Но лечение требовало все новых средств, и родители обратились за помощью к спонсорам. Говорят, что в наше время все бизнесмены только и думают, чтобы к имеющимся миллионам прибавить еще один, а потом еще и еще.

Ерунда все эти рассуждения. Не умерли давние традиции, заложенные еще до революции. Есть и сегодня немало людей, которые видят смысл и в том, чтобы помочь ближнему. Причем без всякой корысти. Не афишируя свое участие. Просто из человеколюбия.

Одного из них я знаю, имел дело, работая еще в отделе рекламы. Каюсь, что думал о нем, как о самом скупом человеке, который торгуется из-за каждой копейки. И вдруг узнаю, что именно дядя Саша оплатил семье Колмогоровых очередную поездку в Санкт-Петербург, где только проведение самой операции стоило 90 тысяч рублей! Помогал и после операции, и не раз: надо куда-то съездить - даст машину или выделит необходимую сумму. Потребовались корсет, ортопедическая обувь - и снова последовала помощь от дяди Саши.

Думаешь о настоящих людях, и тепло становится на душе: таким не нужна сиюминутная слава, шумиха вокруг их имени. Широкий душой, дядя Саша участвует в судьбе девочки не ради того, чтобы его фамилия мелькала на страницах газет. Более того, всячески избегает огласки своего спонсорства.

Он не ждет слов благодарности ни от кого. И я не знаю (не беседовал с ним на эту тему), в чем он видит смысл своей жизни, но уверен, что суть философии таких предпринимателей заключается не только в том, чтобы обеспечить нормальную жизнь себе и своей семье. Болью в его сердце отдалась беда маленькой девочки, вынужденной бороться со страшным недугом почти с самого своего появления на этот свет.

Помогают как могут и другие. Например, родственники из Кузбасса подарили семье свои старенькие «Жигули». В день нашей встречи машину успели уже поставить на учет, выдать госномера (правда, их еще не успели установить, так и лежали на заднем сиденье). Теперь у Ирины будет больше возможностей ездить по городу, общаться с друзьями по учебе, спорту, танцам и... работе.

Как ни странно звучит, но она старается внести свой вклад в семейный бюджет, торгуя косметикой среди родных и знакомых. Иногда ее месячная выручка достигает тысячи рублей. Что она с радостью и гордостью подчеркивает в беседе со мной. И я понимаю ее чувства и тоже радуюсь за ее успех.

Хотелось встретиться и с главой семьи, но не пришлось. Михаил Александрович работает сейчас в деревне от одной из строительных фирм и приезжает домой только по воскресеньям. Как мужчина он делает все, чтобы материально обеспечить детей и жену. Двое младшеньких тоже ведь требуют забот. Не уходит и от воспитания детей.

- Наш папа учит дочь стойкости, - рассказывает Ольга Николаевна, - Дескать, нельзя раскисать, плакаться, надо бороться, преодолевать трудности.
Понимая это, сильная духом, Ирина предпочитает не грузить родных «лишними» проблемами. Все, что ей надо, - помощь в передвижении. Остальное она берет на себя: занимается легкой атлетикой, шашками, даже штангой, в жиме лежа она добилась неплохих результатов.

- Вот сколько у нее спортивных наград! - мама Иры с понятной гордостью выкладывает кучу медалей на диван. Девочку это немного смущает, и она, стесняясь, с едва заметной укоризной смотрит на мать.

- А за что ты их получила? - хочу разрядить обстановку, задав вопрос «на интерес».

- Это за первое место в жиме штанги лежа, это за русские шашки, а это за толкание ядра, пауэрлифтинг.

- Помогает спорт?

- Конечно!

- А это фотография, когда я занималась бальными танцами на колясках. Сами ездили в Санкт-Петербург на конкурс. Красивое платье?

- Очень. А не трудно было?

- Нет. Просто устала немного. С декабря не занимаюсь. Немного отдохну и снова буду заниматься.

- А где ты тренируешься?

- В реабилитационном центре на улице Социалистической...

На вооружении Ирины есть старенький компьютер, который пока используется в качестве пишущей машинки. А ведь ее кругозор и знания, круг знакомств мог значительно расширить Интернет. Можно общаться со своими сверстниками, дружить, вести переписку.

Но у семьи нет средств для того, чтобы подключиться ко Всемирной паутине, да и не умеют они пользоваться компьютером на таком уровне. Кто бы мог помочь в такой ситуации? И тут мы вспомнили про наши институты, колледжи, студенткой которых со временем может стать Ирина. Неужели не найдется там студентов, желающих помочь девочке?

По-детски непосредственная, она держится свободно, не стесняясь, беседует со мной, как будто каждый день имеет дело с журналистами. И что удивительно, не жалуется на свою судьбу, не клянет ее. Дескать, такова ее доля.

- Кому что дано, - как-то по-взрослому рассуждает Ирина.

Будет ли со временем ходить? Не знает. Очень хочется ей встать на ноги, но готова Ирина и к другому:

- Если даже не стану ходить, злиться не буду. Не такая уж я глупая, - без всякого пафоса, но с каким-то далеко спрятанным чувством грусти ответила она.

Владимир ТЕ

Фото: Александр Черепанов

Источник: biwork.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ