Архив:

Танцы в тишине. Дети с нарушением слуха учатся чувствовать музыку с помощью счета

Стук сердца, шум дождя, голос мамы — эти звуки сопровождают нас с самого рождения. Все в мире «звучит», имеет свой голос, музыку. Но представьте себе, что в одночасье все звуки пропадут, вы перестанете слышать, окажетесь в звуковом вакууме. Наверно, только в этот момент можно понять, как ощущают себя слабослышащие и глухие люди... Тем более сложно представить, как им удается танцевать.

Специализированная школа-интернат №4 для глухих и слабослышащих детей в поселке Максаковка известно далеко за пределами Коми. Учреждение славится сильной математической базой, а также детской творческой группой «Радость», участники которой неоднократно становились лауреатами всероссийских конкурсов.

Метроном в помощь

В интернат попадают дети с нарушениями слуха: у некоторых слух частично удается восстановить благодаря слуховому аппарату или кохлеарному имплантанту, который вживляется под кожу за ухо. Другие воспитанники интерната абсолютно глухи. Часто проблемы со слухом у ребят сопровождаются сопутствующими заболеваниями (задержка психического развития, ДЦП).

- Дети к нам поступают в возрасте шести лет, - рассказывает учитель музыкально-ритмических занятий и руководитель группы «Радость» Лидия Якимова. - Мы учим их в прямом смысле чувствовать музыку.

В классе ритмики, помимо множества музыкальных инструментов: бубнов, трещоток, ксилофонов, деревянных ложек, колокольчиков, - я вижу метроном. «Для чего он здесь?» - интересуюсь у Лидии Витальевны. По ее словам, с помощью этого прибора неслышащих детей учат чувствовать ритм. Это четкий ориентир темпа, который помогает заучивать тексты песен. Темп метронома преподаватель задает индивидуально, постепенно увеличивая его.

Отправляемся в зал хореографии. Педагог Наталья Андреева проводит занятие с самыми маленькими. В группе дети 6-7 лет. То многое, что для обычных ребят не составит никакого труда, учащимся максаковского интерната дается с трудом. На уроках фонетической ритмики детей учат отхлопывать в ладоши музыкальные отрывки, синхронно топать, маршировать.

Руками изображают песни

В зале громко играет музыка. Но ее функция не собственно звуковая, а в большей части ритмическая. Ритм ребят учат чувствовать телом! На первых уроках дети кладут ладошку на музыкальную колонку, а потом присаживаются на нее. Благодаря басам ребята внутри себя чувствуют музыку. Во время танца в зале включают акустическую систему (сабвуфер), вибрация от которого передается по полу. При этом музыкальная аппаратура тщательно настраивается, чтобы в окружении множества звуковых волн ушные аппараты не причиняли детям дискомфорт.

- Важно научить ребят музыкальному метру, знание которого не позволит сбиться в музыке. С его помощью можно выучить танец, - говорит Наталья Андреева, учитель фонетической ритмики, хореограф.

Занятия фонетической ритмикой помогают развивать ребятам мышцы тела, лица, что положительно влияет на плавность и темп речи, помогает правильно ставить ударения в словах, выправляет походку и осанку детей.

Такая комплексная работа дает хорошие результаты: ребята синхронно танцуют и поют жестами. Жестовое пение - соединяет в себе хореографию и пению. Руками дети могут изобразить слова практически любой песни! Для детей, которые обладают минимальным словарным запасом и хорошей зрительной памятью, это прекрасная возможность творческого самовыражения.

Диагнозы девятилетнего Ромы - глухота, ДЦП. Когда четыре года назад мальчик поступил в интернат, он не умел держать мяч в руках. Сейчас наравне с физически здоровыми сверстниками он ритмично хлопает в ладоши, делает подскоки, танцует, принимает участие в праздниках.

Звезда эстрады

Так в интернате для слабослышащих и глухих детей называют ученицу 10-го класса Ксению Дзюбан. «Ксюша к нам попала, когда ей было три года. Сразу было заметно, что девочка очень пластичная и прекрасно чувствует ритм. Это божий дар», - уверена педагог Лидия Якимова.

У Ксении сохранный интеллект, хорошая зрительная память, артистизм. Девочка с легкостью запоминает движения и эмоционально доносит их в танце.

eb6bb198b6795f41b250a9d7cecd459f.jpg

В 2010 году на фестивале жестового пения «Поющие руки» Ксения Дзюбан заняла I место в номинации «Сольное выступление» за исполнение композиции «Вальс Победы» и I место в номинации «Музыкальный дуэт» за композицию «Барыня», исполненную совместно с Евгенией Шелюжак.

По признанию Ксюши, больше всего ей нравится современная эстрадная музыка: «Танец поднимает настроение, в нем можно душу излить, - объясняет выпускница. - Люблю танцевать дома, в школе на дискотеке».

Девочка выступает на всех праздниках и концертах интерната, исполняет номера на мероприятиях в Гимназии искусств при Главе Коми. Мама и папа не пропускают ни одного выступления дочери.

В этом году Ксюша заканчивает обучения в интернате, готовится к поступлению. Мечтает стать лаборантом: «Главная, чтобы химия не подвела», - улыбается наша героиня.

Кстати

Эксклюзивные инклюзивные танцы

В начале 2000-х в Ухте члены городской организации инвалидов и студенты местного техникума организовали танцевальный коллектив «Дуэт». Уникальностью этого ансамбля бального танца было то, что трое участников - две девушки и молодой человек, передвигались на колясках. В каждой паре был партнер без инвалидности.

На протяжении нескольких лет с ребятами занималась один из лучших тренеров Республики Коми Галина Заборщикова. Она ставила для ребят номера, которые с успехом принимали гости многих городских праздников, в том числе студенческого бала. Впоследствии двое из участников «Дуэта» создали семью.

В конце марта этого года в Сыктывкаре состоялся семинар «Инклюзивные танцы: танцевальная реабилитация». По его итогам было решено организовать в столице Коми студии инклюзивного танца.

Анастасия Поздеева

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ