Архив:

Образование для инвалидов: школы есть, но детей не учат

На днях Правительство РФ распределило субсидию в размере более чем 3 миллиардов рублей между регионами на формирование сети общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для образования детей-инвалидов. Кировская область получит 2 миллиона 250 200 рублей.

За этой, на первый взгляд, положительной для нашей области новостью, к сожалению, скрывается достаточно печальная реальность: проблему образования детей-инвалидов эти средства не решат.

Специалисты регионального центра «Дорогою добра», занимающиеся вопросом образования особенных детей, признают, что субсидия нам крайне необходима, но объем ее крайне мал — мы вторые в списке снизу. Это говорит о низкой активности региона в отношении создания условий для детей с ограниченными возможностями здоровья, о слабости программы, которая была представлена департаментом в министерство, и в целом отражает состояние проблемы.

Мало того, сегодня в регионе, несмотря на реализацию программы по доступности образования для детей-инвалидов, реальное число детей с особенностями получить его, к примеру, в оборудованных школах Кирова не могут.

Юлия Пенкина, специалист по инклюзивному образованию Региональной общественной организации родителей детей-инвалидов «Дорогою добра»:

— В Кировской области практически нет общеобразовательных школ, в которых созданы условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Официально в городе Кирове 60 школа названа инклюзивной, там построен пандус, оборудован туалет, куплен подъемник – то есть, сделана попытка устранить архитектурные барьеры. Но все это сделано уже 2 года назад, а детей с серьезными нарушениями опорно-двигательного аппарата там нет до сих пор. По разным причинам. 18-я школа также определена департаментом образования города Кирова как инклюзивная, но с точки зрения поддержки, в том числе материальной, город практически ничего не делает.

По данным департамента образования, с 1 сентября 2014 года в образовательных учреждениях Кировской области в различных формах обучаются 1700 детей-инвалидов и 4100 детей с ограниченными возможностями здоровья. Это лишь «сухие» цифры, в действительности, число ребят, готовых уже в следующем году пойти наряду с обычными первоклассниками в школу гораздо больше.

Юлия Пенкина, специалист по инклюзивному образованию Региональной общественной организации родителей детей-инвалидов «Дорогою добра»:

— Детей, которые могли бы пойти 1 сентября в инклюзивные классы школ и группы детских садов, очень много! Точной статистики, к сожалению, нет, так как никто ее не ведет (к тому же нет взаимодействия между профильными департаментами). В итоге все случится по уже проторенному пути: часть детей с ограниченными возможностями здоровья, родители которых хотят, чтобы их ребенок учился в обычной школе, просто отведут его туда, и он будет выживать там, как сможет – это стихийная инклюзия, а стихия, к сожалению, контролю не подлежит. Дети с более серьезными нарушениями, если удастся, начнут обучаться в специальных школах или, в лучшем случае, останутся на домашнем обучении. И два мира – мир «обычных» людей и «особых» – как были, так и останутся параллельными. И это почти всех устраивает.

Вопрос «комфортности» инклюзивного образования — другая сторона проблемы, поскольку в настоящее время говорить о том, что современное общество не отделяет людей с особенностями от здоровых граждан, не приходится. С этим соглашаются и специалисты общественной организации, целью создания которой и было намерение развеять все мифы и стереотипы о детях-инвалидах. Формировать адекватное отношение к таким людям необходимо с детства, но, к сожалению, пока реализовать это в нашем регионе довольно трудно.

Юлия Пенкина, специалист по инклюзивному образованию Региональной общественной организации родителей детей-инвалидов «Дорогою добра»:

— Этот вопрос вызывает смешанные чувства. Это отражение страхов взрослого человека. Плохо относятся к непохожести именно взрослые. И этому они с малых лет учат детей, которые быстро схватывают, и уже к первому классу превращаются «в-этих-жестоких-детей». Задавая вопрос «а комфортно ли обычным детям находиться рядом с особым ребенком» сначала отрефлексируйте себя – ВАМ комфортно находиться рядом с человеком с ДЦП, или с аутизмом, или с синдромом Дауна? Скорее нет, чем да, так как в детском саду и в школе вы не учились с такими детьми и почти ничего про них не знаете (чаще только мифы и осколки не всегда достоверной информации), а незнакомый объект может быть опасен или неадекватен, его нужно избегать. Но дети младшей группы детского сада полностью копируют поведение воспитателя (как в зеркале) и если окружающие их взрослые ведут себя адекватно, по отношению к особым детям, остальные дети начинаю воспроизводить это отношение, а затем немного позднее оно переходит в собственную личную позицию.

В настоящий момент сторонники развития образования для особенных детей в Кирове сталкиваются с непониманием со стороны властей. Член Общественной палаты Ольга Шебеко однажды рассказала о диалоге с начальником отдела специального образования департамента образования, который на вопрос «как много школ планируется сделать доступными для детей с разными формами инвалидности в ближайшее время ?», дал лаконичный ответ: «О чем вы спрашиваете? Мы ведь присоединили Крым!». И это несмотря на то, что по отчетам региону выделяются средства для реализации программы «Доступная среда». Невозможность создания новых групп для детей-инвалидов в детских садах сегодня объясняют кризисом. Каждый год у власти возникают какие-либо отговорки.

Юлия Пенкина, специалист по инклюзивному образованию Региональной общественной организации родителей детей-инвалидов «Дорогою добра»:

— К счастью, нельзя сказать, что у нас совсем ничего не делается для развития инклюзивного образования. Благодаря настойчивости родителей созданы и функционируют три инклюзивные группы в двух детских садах, которые посещают девять детей с особенностями развития. К сожалению, процесс создания инклюзивных групп всячески пытаются остановить. Например, запрос на открытие следующей инклюзивной группы вызвал у департамента образования города Кирова явно агрессивную реакцию со ссылкой на кризис. Да, кризис есть, но дети не в курсе, им в этом году нужно в садик пойти. Есть две школы, официально являющиеся инклюзивными. Завучи этих школ прошли переподготовку (обучение) по направлению «Педагогика и психология инклюзивного образования». Но в этих школах практически нет детей, совершенно не проработаны социальные барьеры – учителя не готовы принять детей с особенностями и ждут этого, как нашествия инопланетян. Есть в этих школах учителя-энтузиасты, которые за счет собственных усилий и высокого уровня понимания уже успешно обучают в своих классах особых детей, но в целом педагогическое сообщество не готово реализовывать инклюзивные подходы в обучении. Для этого необходимы усилия многих людей и, главное, поддержка властей, а пока в Кирове этим занимается горстка людей.

Получается, что даже те небольшие средства, которые получает регион на формирование адекватного по отношению к инвалидам общества (это и есть цель инклюзивного образования) «растворяются» в попытках оборудовать пандусы, подъемники и иные архитектурные объекты. А первоочередные задачи остаются нерешенными.

Юлия Плетенёва

Источник: Город Киров

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ