Архив:

Бегущий в темноте. В Екатеринбурге обживается слепой марафонец

28-летний Александр Меньшиков, переехавший в Екатеринбург из Омска, намерен участвовать в августовском марафоне на 42 км. Для подготовки ему нужны помощники. Я решил встретиться с ним и пробежаться на пару, а заодно расспросить, каково это: мечтать о беге и бегать, когда весь мир для тебя в темноте.

— Вообще-то я тренируюсь на Уктусе, но большой перепад высот, эти холмы… Меня не очень это устраивает, поэтому может, у вас есть какое-то другое место? Я просто недавно переехал в Екатеринбург. Еще не изучил его, — сказал Александр.

— Можно на Набережной... — Я несколько растерялся, придумывая, как объяснить незрячему, где находится одна их любимых «трасс» екатеринбургских бегунов.

— Это не далеко от Дворца Молодежи? Я там плаванием занимаюсь, — начал уточнять Александр.

— Отлично. Давайте встретимся там? Рядом есть парк, в котором можно бегать.

Договорились на шесть вечера. Закончив разговор, я запоздало понял, что не спросил, как вообще Александр передвигается по улицам Екатеринбурга.

Он ждал меня в фойе Дворца молодежи, со стороны служебного входа. Высокий, под метр девяносто, молодой плечистый парень в спортивной форме. С белой тонкой тростью. 

— Александр? — окликнул я и протянул руку.

— Здравствуйте! — он обернулся на звук и быстро нашел мою ладонь, крепко пожал. — Я немного раньше приехал. Решил сегодня добраться на такси. А вот вчера, собравшись на плаванье, поехал на трамвае.

— И как в трамвае?

— Зашел спокойно. Никто мне не говорил: куда ты слепой без сопровождения, если вы об этом. Я же помощи не прошу. Только в экстренных случаях. В общем, еду. А тут вагоновожатая объявляет: «Внимание, трамвай по Радищева не пойдет, просьба освободить вагоны». Оказывается, там что-то перекопали или пути меняют. В общем, народ возмущаться стал. Но все вышли. Я тоже. Спросил у людей: а как до другой остановки дойти. Подсказали направление. Добрался. Устал, конечно. Поэтому сегодня решил потратиться на такси.

За разговором мы дошли от крыльца Дворца молодежи, через парковку к парку. Тому самому, на месте которого раньше был ипподром, пока Хрущев во время визита на Урал не запретил этот «буржуазный предрассудок». Александр сложил свою трость (она оказалась телескопической), а я убрал ее в рюкзак.

— Встаньте слева, возьмите меня под руку выше кисти, — попросил он.

И мы побежали.

0a0c329852369f04e104ca2534960240.jpg

Слепота бегу не помеха

— Почему именно бег? Как вообще ты занялся этим? — спрашиваю, аккуратно направляя Александра: тяну его руку чуть влево, чтобы обогнуть маму с коляской. Пара-тройка таких маневров, и привыкаешь, уже не делая бездумно устные предупреждения: «Аккуратно, впереди лужа», которые для незрячего бегуна бесполезны.

— Я начал заниматься легкой атлетикой больше десяти лет назад, — отвечает Александр. — Еще когда учился в колледже на массажиста. Приходил в спортзал и говорил: дайте пробегу спринт на 60 метров. Мне отвечали: зачем? У тебя же от физкультуры освобождение на всю жизни. А я говорю: хочу. И бегал. Потом – на более длительные дистанции стал бегать. После, уже с волонтерами, начал участвовать в любительских соревнованиях. И все время мечтал пробежать марафонскую дистанцию.

Пока мы бежим, выхватывая любопытные взгляды прохожих, та еще парочка — два здоровых на вид (особенно издалека и со спины) парня держатся за руки – Александр рассказывает о том, как стала осуществляться его идея-фикс о забеге на 42 километра, о проекте «Марафон в темноте».  Началось все летом 2013 году, когда московский фитнес-тренер Юлия Толкачёва загорелась идеей найти инвалида по зрению, который хочет пробежать марафон. Она написала письмо об этом и распространила его в соцсетях.  Это послание прочел (точнее прослушал -  текст озвучила специальная программа) Александр. Позвонил Юлии и сказал: «Я тот, кто вам нужен! Я мечтаю об этом 10 лет!» Они стали тренироваться, пробежали в прошлом году 10-километровую дистанцию в Москве, а сейчас готовятся к сентябрьскому марафону «Европа-Азия». Тренер – в столице, спортсмен – в Екатеринбурге. Каждый вечер они созваниваются: он отчитывается о тренировках, она дает рекомендации.

1ef19123a25823ee5b6c2d41ab826c4d.jpg

Александр Меньшиков и тренер Юлия Толкачева

— Самое основное сейчас — мне нужны один или два человека, которые выполняли бы со мной вот эту тренировочную программу подготовки к марафону. К сожалению, могу сказать по омскому опыту, не все желающие выдерживают, — говорит Александр. — Часть программы нужно выполнять за руку,  это беговые упражнения и шаг. За всю тренировку, которая занимает около часа по три раза в неделю, нужно отчитываться перед московской группой. Время до 1 августа еще есть.

Всякий раз ставить новые цели

Насколько Екатеринбург по своей инфраструктуре дружелюбен для незрячих, Александр Меньшиков пока не понял. Говорит, что слишком мало еще ходил по улицам, но обязательно наверстает это, ведь он вынужден подстраиваться под волонтеров и тренироваться там, где им удобнее.

— Вот есть девочка, которая выразила желание тренироваться возле озера Шарташ. Буду ездить туда на трамвае или автобусе. Я прикладываю максимальные усилия, чтобы жить на равных со зрячими людьми. Многие почему-то считают слепоту заразной. Пытаются поддеть, оскорбить. Прикрываясь якобы заботой и участием, советуют сидеть дома.  Я не знаю, как сломать этот стереотип. 

Сам Александр живет на улице Рощинской в левобережном Уктусе. Вокруг – новые дома и незаконченные стройки. Часть дорог еще даже не асфальтирована, а покрыта щебенкой. Но он не унывает.

— От остановки до дома я дохожу в одиночку, — говорит Александр. — О доступной среде, как понимаете, не может быть и речи. Но это не повод, чтобы запирать себя в четырех стенах, согласитесь?

Он вообще не любит сидеть на месте. Каждый его день расписан по минутам: тренировки, бассейн  (с которым, кстати, помогли договориться активисты екатеринбургского общества слепых «Белая трость»), свой небольшой бизнес по продажам через интернет, сеансы массажа.

— Я постоянно ставлю себе новые цели. Вот взять массаж, которым я владею. У меня получается ставить на ноги людей после травм, инсульта, после работы со мной врачи снимают людям инвалидность. Можно дальше совершенствоваться только в этом направлении, но мне это не интересно. Я хочу жить полной жизнью. Поэтому я стараюсь исполнять свои мечты и занимаюсь благотворительностью.

С добрыми делами связана будущая поездка Александра в Омск. Он хочет помочь одной недавно ослепшей 25-летней девушке получить паспорт. Чиновники заявили, что раз по документам она частично зрячая, то должна прийти к ним сама, а помощник из соцзащиты ей не положен.

— А она одна не может! Ей непривычно и страшно. Так что пойдем вместе, — говорит Александр. — Да и мне как раз в паспортный стол надо, чтобы окончательно из Омска выписаться, а здесь получить постоянную регистрацию.

Вернувшись, Александр продолжит тренировки. И обязательно 2 мая примет участие в забеге «Майская гроза» на 10 километров, а так же в «майской прогулке» вокруг Шарташа.

— Ну, пробежишь ты свои 42 километра, а дальше что? Не планировал? — спрашиваю я, договорившись о следующей тренировке.

— Хочу преодолеть триатлон, — не задумываясь, без запинки отвечает Александр. – Плаваю я хорошо. Остается решить вопрос с велосипедом.  Найти тех волонтеров, кто не побоится и будет в силах поехать со мной в тандеме. 

bc2a21a8ac07b49d5406190aabb9d256.jpg

Финиш московского полумарафона

Семён Чирков

Источник: Екатеринбург-ТВ

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ