Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Исцеление на кончиках пальцев

Табличка на двери кабинета директора Кисловодского медицинского колледжа Минздрава России сообщает, что руководитель этого учебного заведения Констанция Николаевна Гоженко – доктор экономических и кандидат психологических наук. Однако в разговоре с ней выяснилось, что у нее в активе есть ещё одна специальность – инженер-механик. Согласитесь, очень редкая для руководителя учреждения среднего медицинского профессионального образования…

Факторы эффективности

Внешность хозяйки кабинета ничем не выдает человека, профессионально разбирающегося в тонкостях обработки металлов и деталях механизмов и машин. А имя и вовсе отсылает к воспоминаниям о храбрых мушкетерах. На вопрос, не роман ли Александра Дюма вдохновил родителей при выборе имени для дочери, Констанция Николаевна отвечает отрицательно, версию не подтверждает.

«Мне нравится мое имя. Констанция – значит постоянная. А постоянство – хорошая черта».

Родители ждали мальчика и даже имя ему выбрали… Нет, не Константин, а Илья… Но на свет появилась я. Могу сказать, что делать мужскую работу – строгать, пилить, орудовать дрелью – я люблю и очень этим горжусь. А в 1992 году окончила Ставропольский политех. Но работать по специальности инженера-механика так и не довелось. В то время в стране инженеры стали лишними людьми. Кто-то превратился в челноков, кто-то подался торговать на рынках, а мне семья дала возможность получить второе образование, и я за это благодарна родителям и мужу. Я окончила наш колледж, а спустя год получила второе высшее – педагогическое – образование в Ставропольском пединституте.

– А как же с учеными степенями по психологии, экономике?.. Что заставило освоить эти науки? Неужто без них медколледжем руководить нельзя?

– Знаете, по моему убеждению, пресловутые «эффективные менеджеры» во главе производственной структуры или таких образовательных учреждений, как наше, крайне редко бывают по-настоящему эффективными. На первом месте все же – профильная специальность. У меня есть медицинское образование. В 2003 году я защитила кандидатскую диссертацию по психологии, и это тоже очень помогло мне самореализоваться в профессии. Ведь руководитель образовательного учреждения – это в первую очередь педагог и, конечно, психолог. С 2006 года я исполняла обязанности директора колледжа и преподавала психологию и основы сестринского дела, в 2009 году была утверждена директором. А уж без экономических знаний директору нынче просто нельзя.

Уникальный колледж

– У нашего учебного заведения богатая история. В 1958 году, когда на базе трехмесячных курсов для незрячих массажистов была образована профшкола с двухлетним сроком обучения, это было единственное такого рода учебное заведение для подготовки инвалидов на весь Советский Союз. Так что наши выпускники больше полувека несут пациентам исцеление на кончиках своих пальцев.

В 1981 году профшкола стала медучилищем, в 1999 году выросла до медколледжа. В 1987 году было открыто отделение по подготовке медицинских сестер. Кисловодский медколледж по-прежнему остается единственным в России, где на таком уровне готовят незрячих массажистов. Да, появились соответствующие факультеты либо отделения в других образовательных учреждениях, но ни по численности выпускаемых специалистов, ни по качеству их подготовки они не могут быть для нас конкурентами.

Это значит, что востребованность ваших выпускников не подвергается сомнению?

– Согласитесь, квалификация специалиста, которого готовят в течение трех лет, безусловно, выше того, которого готовят два месяца. Любой специалист со средним медицинским образованием, медсестра, например, может стать массажистом. Программа специализации медсестры рассчитана на 288 часов, два месяца. Но за три года подготовки у нас мы можем дать студентам гораздо больше знаний, методик, они на практиках закрепляют полученные знания, умения и навыки. А то, что наши выпускники незрячие, совершенно не смущает работодателей – свою высокую квалификацию они подтверждают и на практике, и на профессиональных чемпионатах.

– Если можно, поподробнее! Разве есть чемпионаты по массажу?

– Практически на днях, 19 – 20 марта в нашем колледже состоялся Всероссийский профессиональный конкурс массажистов среди лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Три первых места заняли наши студенты, и они получили путевки на IX Международный чемпионат по массажу, который состоится в декабре этого года. На международном чемпионате наши представители будут выступать уже в пятый раз. Обратите внимание: на нем они выступают наравне со зрячими массажистами, да еще и практикующими, на уровне профессионалов с пяти- и даже десятилетним стажем. Первые места на этих чемпионатах мы пока не занимали, но в пятерку лучших входили всегда.

Такие результаты – показатель качества подготовки. У нас очень насыщенная программа обучения, мы очень строго и серьезно контролируем прохождение практики в учреждениях курорта и здравоохранения города. Так что для гордости у меня есть все основания.

Симбиоз традиций и новаций

То, что кисловодский медколледж – очень авторитетное и известное в стране учебное заведение доказывают и некоторые цифры. Здесь обучаются представители 50 регионов России и четырех стран ближнего зарубежья. Около 40 процентов из 700 обучающихся – инвалиды по зрению.

– Несмотря ни на что, нам удалось сохранить нашу массажную школу, педагогов, умеющих работать с незрячими. Ведь за более чем полувековую историю медколледжа опыт работы накоплен огромный. И я вижу свою задачу именно в этом – сохранить традиции и достижения и двигаться вперед.

Преподавательский состав колледжа – не только высокие профессионалы, но и люди творческие. Например, Наталья Петровна Павлухина и Любовь Валентиновна Акопян создали авторскую методику «Арт-массаж». В ее основе – использование художественных образов, например, картин Матисса, музыкальных произведений, ароматерапии и особых приемов массажа для оздоровления пациента. Эту методику высоко оценили члены жюри Международных чемпионатов массажа – наши выпускники, овладевшие этой методикой, продемонстрировали ее в рамках соревнований.

– Преподавать незрячим, обучать их, наверное, непросто. Здесь и подход нужен особый, не так ли?

– Соглашусь с вами. Знаете, общество в последние годы во многом повернулась лицом к незрячим. Вот, например, развивается инклюзивный подход к обучению. Инклюзия – другими словами – включенность. У нас, как я уже сказала, кроме подготовки незрячих массажистов, еще обучают сестринскому делу. И совместный процесс обучения, совместные мероприятия обогащают как незрячих, так и видящих, ведь элемент милосердия важен в работе медицинских сестер. Кроме того, инвалиды, обучающиеся у нас, очень разные по возрасту – от 18 до 50 лет и даже выше. Это и есть элементы инклюзии.

Должна заметить, что с незрячими работать интересно. Мы и сами у них очень многому учимся. У них особое отношение к жизни, радость от жизни присутствует. Это просто потрясающе! Вот мы все очень часто бываем недовольные собой, такими, какие мы есть. А они очень гармонично себя воспринимают. Гармония с жизнью – это так важно… И целеустремленность, жажда нового, новых открытий – это тоже для них характерно. У них более широкий кругозор по сравнению с обычными студентами. У них большие успехи в изучении, например, иностранных языков.

Некоторые преподаватели, впервые пришедшие на работу к нам, с опаской шли на занятия к незрячим. Но вскоре признавались, что с этим контингентом работать интереснее, комфортнее. У них особое стремление к знаниям, а потому и отдача высокая.

Для себя отметила еще и то, что более адаптированы к жизни те, кто воспитывался в интернатах, нежели те, что росли рядом с родителями, в семьях. Очень часто родители стараются, что называется, подставить руки ребенку. Чересчур стараются. Я сторонник того, чтобы как можно раньше детям дать самостоятельность. Это всегда идет на пользу.

Жизненные дороги

– Вы и у себя в семье придерживаетесь этого принципа?

– Да, конечно. Моей дочери 22 года, она окончила Белгородский госуниверситет с отличием, поступила в аспирантуру, там же преподает. В этом году выдаем ее замуж…

– По вашим стопам пошла или выбрала другую специальность?

– По моим стопам – в педагогику… Я не одобряла ее выбор: престиж профессии педагога у нас в стране очень упал в последние годы. Но Галина сама выбрала жизненную дорогу и получила образование по специальности «Организация работы с молодежью».

Так что видимся с дочерью нечасто. Но День Победы мы будем встречать вместе, на Белгородчине. Жизненную дорогу моему деду определила война – он сражался на Курской дуге, был танкистом, изранен. Вернулся домой, успел дать жизнь двум дочерям, но умер в возрасте 33 лет – от военных ран. Я уже давно перешагнула этот возраст, а он навсегда молодым остался. Недолго прожил. Но если подумать, то сколько сделать успел, сколько успело всё это поколение! Самое главное – какого врага победили!

Для меня День Победы – святой день. Этот год – юбилейный, и мы очень большое внимание уделяем воспитанию молодежи на примере подвига советского народа в Великой Отечественной войне. И, например, в программы конкурсов профмастерства обязательно включаем задания, посвященные этой теме.

Но поговорка «Где родился, там и пригодился» – это про меня. Отец – из рода терских казаков, и куда бы душа моя ни рвалась, какая бы дорога ни выпадала, судьба моя все равно связана с родным Кисловодском.

Главная константа

Прощаясь, обратил внимание на дипломы, сертификаты, свидетельства и награды за участие в конкурсах, которые размещены на стенах кабинета и приемной. Их много, и все свидетельствуют о том, что Кисловодский медицинский колледж – лидер среди учреждений среднего профессионального медицинского образования в стране. Среди них – диплом лауреата конкурса «Лучшие учебные центры Российской Федерации – 2014», в рамках которого и руководитель колледжа удостоена награды – звания «Директор года – 2014». О работе руководителя свидетельствует другая награда – знак «Отличник Всероссийского проекта «Эффективное управление кадрами». А в 2013 году она была награждена Почетной грамотой Министерства здравоохранения Российской Федерации «за заслуги в области здравоохранения и многолетний добросовестный труд».

Просмотрев свидетельства о заслуженных наградах коллективу и ее руководителю, отметил: их образцовую работу, профессионализм, новаторство высоко оценивают постоянно, из года в год.

Да и то сказать, разве может быть иначе? Ведь постоянное стремление к позитивному результату – главная константа женщины-руководителя Констанции Гоженко.

Виталий Березин

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ