Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Заложники оптимизации

Проблемы доступного образования детей — инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Забайкалье, а также пути решения наболевших вопросов стали главной темой “круглого стола”. Неформальная встреча прошла по инициативе регионального отделения Общероссийского народного фронта на базе краевого Центра образования для детей-инвалидов.

В условиях недофинансирования, в которых оказались многие специализированные (коррекционные) школы, довольно непросто говорить о доступности образования для детей-инвалидов. По словам заместителя директора краевого Центра образования для детей-инвалидов Ольги Григорьевой, сложившаяся ситуация серьезным образом сказалась на системе дистанционного образования. Оптимизация финансирования в мае 2014 года привела к сокращению 53 подготовленных специалистов и отказу в обучении 131 ребенку — инвалиду. Как следствие, перед учреждением встал вопрос изъятия специализированного оборудования на сумму более 25,8 млн. рублей у детей и педагогов, которые вышли из образовательной программы. Однако на эти цели нужны средства, которых, к сожалению, нет у Центра… Назрел и другой не менее острый вопрос — о существовании отделения раннего дошкольного детства.

Образовательным учреждениям пришлось решать ряд проблем, которые возникли по причине отсутствия средств на горюче-смазочные материалы, уголь, а также неполное финансирование питания, приобретение одежды и обуви.

По словам директора коррекционной школы-интерната поселка Хохотуй Петровск-Забайкальского района Александра Мищенкова, согласно нормативу, сумма на питание одного ребенка в день составляет 115 рублей 80 копеек… В этом плане значительно выручает подсобное хозяйство, которое позволяет разнообразить рацион. В 2012 году собственным трудом воспитанники заработали более 900 тысяч, в 2013-ом — около 600, а в 2014 — 740 тысяч рублей. Стоит отметить, что ведение подсобного хозяйства осуществляется за счет внутренних резервов школы, а также личных контактов со спонсорами, меценатами.

— В нынешнем году на бензин денег не дали. По этой причине я не могу ребенка доставить на машине до районного центра (до него 75 км), где ему нужно постоянно пролечиваться под присмотром психиатра… Конечно, мы собственными силами собираем на эти цели деньги, но это другой вопрос, — подчеркнул Александр Мищенков.

Также образовательное учреждение стало заложником непростой финансовой ситуации в сфере оплаты за услуги электроэнергии. На эти цели по текущим тарифам коррекционной школе — интернату необходимы средства в размере 1,2 млн. рублей. Несмотря на подсчеты, средств выделили меньше — 850 тысяч рублей, ссылаясь на дефицит краевого бюджета. Похожая ситуация и с угольным обеспечением. Подобная картина сложилась и в других специализированных (коррекционных) школах.

В данной обстановке приходится жертвовать одним ради другого. “Поскольку денег на горюче-смазочные материалы не выделили, то придется, я думаю, на корню распрощаться с подсобным хозяйством, поскольку на его содержание нет средств…”, — обратил внимание директор специализированной (коррекционной) школы — интерната села Малета Петровск-Забайкальского района Алексей Искандеров.

“Даже в сложных экономических условиях оставить без финансирования учреждения, где дети находятся под опекой государства, недопустимо, — подчеркнула на встрече сопредседатель регионального штаба ОНФ, глава объединения профсоюзов края Зоя Прохорова. — Наша задача сегодня — привлечь внимание властей и общественности к этой проблеме и совместно найти пути решения. Мы и дальше будем продолжать мониторинг ситуации с выплатами заработной платы педагогам и всех финансовых поступлений в образовательные учреждения региона”.

— Общая финансово-экономическая ситуация в крае сложная. Несмотря на это, министерство образования будет выполнять свои обязательства в отношении подведомственных учреждений, в первую очередь — учреждений интернатного типа, в частности — коррекционных школ для детей-инвалидов. На данный момент фактически во все учреждения поступили средства, предназначенные для организации питания детей. Педагоги получили заработную плату за январь и февраль, — прокомментировала сложившуюся ситуацию заместитель министра образования, науки и молодежной политики Забайкалья Наталья Шибанова. — К сожалению, ситуация с финансами по-прежнему остается сложной, поэтому средства будут перечисляться учреждениям с небольшими задержками, но в полном объеме.

Также участники круглого стола подняли проблему создания доступной образовательной среды. Сопредседатель регионального штаба ОНФ, глава краевого отделения Всероссийского общества инвалидов Андрей Мартынов с сожалением констатировал, что в регионе нет ни одной полностью доступной детям-инвалидам общеобразовательной школы. Подобная неутешительная картина сложилась и в отношении учреждений профессионального и высшего образования.

Кроме этого, общественники и представители минобразования рассмотрели вопросы повышения качества современного образования школьников с ограниченными возможностями здоровья. В диалоге приняли участие представители родительской общественности.

По результатам встречи представители регионального Общероссийского народного фронта приняли решение о создании рабочей группы для обобщения всех поступивших предложений, которые будут направлены в Федеральный центр, краевому правительству и главе региона. Озвученные данные были переданы по запросу в прокуратуру края. По мнению правоохранительных органов, в указанных материалах содержится информация о возможных нарушениях прав детей-инвалидов.

Екатерина Фомина