Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Кохлеарная имплантация

Кохлеарная имплантация - это программа мероприятий направленных на полноценную социальную адаптацию ребенка с сенсоневральной тугоухостью IV ст. и глухотой. В мире насчитывается более 70000 человек, пользующихся системами кохлеарной имплантации. Это самая современная технология реабилитации людей, дающая возможность слышать ребенку, который родился глухим или взрослому человеку, потерявшему слух.

Система кохлеарной имплантации - это устройство, выполняющее функции поврежденных или отсутствующих волосковых клеток, обеспечивая электрическую стимуляцию сохранных нервных волокон.

В состав системы кохлеарной имплантации входят два компонента:

1. Первый из них — речевой процессор. Современный речевой процессор выглядит как заушный слуховой аппарат. Речевой процессор получает информацию об окружающих звуках от микрофона (находящегося в заушине), осуществляет ее анализ и кодировку. Затем эта информация передается на второй компонент – имплант.

2. Вторым компонентом системы кохлеарной имплантации является собственно имплант. Он доставляет звуковую информацию в виде электрических импульсов непосредственно к волокнам слухового нерва, минуя поврежденный рецепторный аппарат внутреннего уха.

ОТЛИЧИЕ ОТ СА

В отличие от обычного слухового аппарата, который усиливает акустические сигналы, кохлеарный имплант преобразует их в электрические импульсы и доставляет непосредственно слуховой нерв.

ПОКАЗАНИЯ

1. Сенсоневральная тугоухость IV ст. и глухота.
2. Отсутствие выраженного улучшения слухового восприятия речи от применения оптимально подобранных слуховых аппаратов.
3. Желание научиться навыку слуха, поддержка со стороны родителей и родственников, их готовность к реабилитационной работе с аудиологами и сурдопедагогами.

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ

1. Хронические инфекционно-воспалительные заболевания среднего уха.
2. Перфорация барабанной перепонки.
3. Анатомические аномалии улитки.
4. Ретрокохлеарная патология (поражение слухового нерва, невринома слухового нерва и т.д).
5. Сопутствующая патология ЦНС (эпилепсия, олегофрения и т.д.).
6. Сопутствующие тяжелые соматические заболевания (хроническая почечная недостаточность, декомпенсированные пороки сердца и т.д.).
7. Отсутствие желания научиться навыку слуха и поддержки со стороны родителей и родственников.
8. Психологические проблемы.
9. Возраст – до 12 мес.

ЭТАПЫ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ

1. Комплексное диагностическое обследование и определение возможности проведения кохлеарной имплантации. На этом этапе решаются вопросы об эффективности и необходимости кохлеарной имплантации.
Необходимые обследования для определения показаний к кохлеарной имплантации:
- консультация сурдолога и сурдопедагога – определение эффективности
слухопротезирования и потребности человека в кохлеарной имплантации;
- электроэнцефалография с консультацией невропатолога – выявление эпилепсии в анамнезе и других причин препятствующих, кохлеарной имплантации;
- консультация отоневролога – заключение о показаниях к кохлеарной имплантации;
- консультация ЛОР врача – заключение о состоянии среднего уха, барабанной перепонки, выявление других причин препятствующих операции;
- аудиометрия – определение порогов слуха;
- акустическая импедансометрия – заключение о функции среднего уха;
- исследование вызванной отоакустической эмиссии – заключение о функции улитки;
- исследование слуховых вызванных потенциалов – заключение о сохранности функции слухового нерва и центральных отделов слухового анализатора;
- промонториальное тестирование – заключение о наличии функционально сохранных волокон слухового нерва;
- магнитно-резонансная томография височных костей, и / или компьютерная томография височных костей – заключение о проходимости барабанной лестницы улитки;
- в зависимости от причины потери слуха и сопутствующей патологии в перечень необходимых исследований, по усмотрению врача, могут быть включены другие инструментальные и клинические методы.

2. Хирургическая операция.
Во время операции корпус импланта размещается под кожей за ухом, а выходящая из корпуса электродная решетка вводится в улитку. Операция кохлеарной имплантации продолжается обычно около трех часов. Через месяц после операции остается небольшой шрам за ухом, который скрывают волосы.

3. Первое подключение речевого процессора и настройка.
Через месяц после операции проводится включение речевого процессора и его первичная настройка, которые направлены на формирование у человека полноценных слуховых ощущений.

4. Реабилитация.
Проводятся занятия с сурдопедагогом с целью развития слухо-речевого поведения детей. Продолжительность реабилитационного этапа строго индивидуальна и зависит от многих факторов, таких как:
- время потери слуха (пре-, пере- или постлингвальная потеря слуха);
- длительность потери слуха;
- состояние речи;
- обучаемость;
- участие близких в реабилитационном процессе и пр.
Четвертый этап может составлять от нескольких недель, у внезапно оглохших взрослых, до нескольких лет у маленьких детей с врожденной глухотой.
Главная цель коррекционно-педагогической помощи маленьких детей с КИ - научить ребёнка воспринимать новые звуковые ощущения, понимать их значение и использовать этот опыт для развития речи.
Главным направлением послеоперационной слухоречевой реабилитации для всех детей является развитие восприятия звуковых сигналов с помощью импланта.
Кохлеарный имплант обеспечивает возможность слышать окружающие звуки (физический слух), но восприятие звуков окружающей среды и понимание речи (функциональный слух) - это значительно более сложные процессы, которые включают также умение различать сигналы, выделять в них важные для узнавания признаки, узнавать изолированные слова и слова в слитной речи, понимать смысл высказываний, выделять сигналы из шума и др.
Если ребенок был глухим с рождения и до операции и не использовал СА, то эти навыки у него не сформированы. Поэтому реабилитационные занятия после КИ включают следующие ступени развития способности восприятия акустической информации:
- обнаружение наличия-отсутствия акустических сигналов;
- обнаружение различий между акустическими сигналами (одинаковые - разные);
- различение голоса человека и других неречевых бытовых сигналов;
- опознавание бытовых сигналов;
- выделение различных характеристик звуков (интенсивность, длительность, высота и др.);
- различие и опознавание отдельных звуков речи, надсегментных характеристик речи (интонация, ритм), фонемных признаков (назализованность, твердость-мягкость, место артикуляции и др.);
- опознавание изолированных слов
- понимание простых, утрированно произнесенных фраз (большие паузы между словами);
- понимание слитной речи;
- понимание речи и распознавание ее в условиях помех.

КОМПОНЕНТЫ ПОСЛЕОПЕРАЦИОННОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ:

1. Точная настройка процессора КИ.
2. Развитие слухового восприятия окружающих звуков и речи.
3. Развитие слухового внимания и слуховой памяти.
4. Развитие языковой способности.
5. Развитие коммуникативных навыков.
6. Развитие невербального интеллекта, других психических функций и моторных навыков.
7. Психологическая помощь ребёнку и его близким.

РЕЗУЛЬТАТЫ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ

Конечной целью коррекционно-педагогической помощи маленьким детям можно рассматривать подготовку к массовой школе.
Реабилитация детей - это длительный и сложный процесс, который занимает 2-5 лет, и ее результаты в значительной мере зависят от возраста, в котором произведена операция.
Как показывает наш опыт, наилучшие результаты достигаются у детей, прошедших операцию КИ в раннем возрасте.
Появление у ребенка вокализаций - один из самых важных моментов, демонстрирующих эффективность протезирования. В последующем речевое развитие детей, имплантированных в раннем возрасте соответствует всем естественным этапам развития речи у нормальнослышащих детей - несоотнесенный лепет, соотнесенный лепет (лепетные слова), слова, слова-предложения, простые двусловные фразы и т.д.
Как показывает наш опыт и опыт зарубежных коллег, у детей, проимплантированных в возрасте до 5-7 лет, достаточно быстро формируется реакция обнаружения наличия-отсутствия звукового сигнала. Заметно больше времени требуется для появления умения различать два разных звука и локализовать источник звука в пространстве. Формирование этих реакций проводится параллельно с развитием у ребенка сначала непроизвольных, а затем произвольных вокализаций по механизму имитации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Кохлеарная имплантация на сегодняшний день является самым эффективным средством реабилитации детей с глубокой степенью тугоухости и полной глухотой.
2. С помощью кохлеарного импланта все дети способны слышать звуки нормальной громкости.
3. Всем детям после операции КИ требуется продолжительная слухоречевая реабилитация, результаты которой зависят от различных факторов.

ЗОНТОВА О.В.

КОХЛЕАРНАЯ ИМПЛАНТАЦИЯ – ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ВОССТАНОВЛЕНИЯ СЛУХА ГЛУХИХ