Архив:

Петрозаводск глазами инвалидов

Выйти из дома, перейти дорогу, заглянуть в банк или театр — для многих эти простые действия много лет остаются недоступными. И не только из-за серьезных заболеваний, ставших причиной инвалидности. Звание «Город, враждебный к инвалидам» можно дать любому российскому мегаполису или райцентру. И Петрозаводск — не исключение.

Вы, наверное,  обратили внимание на то, что по городу на инвалидных колясках никто не ездит.  Потому что   путь от двери своей квартиры до выхода из подъезда становится первым и главным препятствием. В одном из районов Карелии задумались о трудоустройстве  инвалида-колясочника. Нашлись и работа, и помещение, и немалые деньги — 1 миллион 800 тысяч рублей. Но от идеи быстро отказались — инвалид живет на пятом этаже. И доставить его на работу оказалось гораздо сложнее, чем создать рабочее место.

Место № 1 — подъезд многоэтажного дома

Современные коляски легко проезжают в дверные проемы квартир, но не могут въехать в пассажирский лифт. Пандусы   в домах, построенных в 60-90-е годы, тоже не предусмотрены. Даже не все современные жилые здания ими оборудованы. А значит, выход только один — нести человека вниз по лестнице на руках. Хорошо, если в семье есть здоровый мужчина, к которому можно обратиться за помощью. Но среди инвалидов немало одиноких людей.

— Я вешу не так уж много  - 64 килограмма, — рассказывает председатель общества «Доброта» Ядвига Пустоход.  - Но мужчины сейчас не очень сильные и здоровые. У кого-то сил не хватает, у другого спина болит, а третий — пожилой человек, к нему и вовсе не обратишься.

fe9589cb5c0dd772aff61dd6e62b29db.jpg

Между тем службы сопровождения инвалидов — это мировая практика. Например, в финском Варкаусе она работает уже больше 40 лет назад — с 70-х годов прошлого века. Водители специализированных такси помогают инвалидам-колясочникам передвигаться по городу. А когда таких заказов нет, служба работает как обычное такси.

— Раньше мы договаривались с одной из городских служб такси. Предприниматели предоставляли нам автомобиль с водителем, который помогал — попросту говоря, выносил на руках и сажал в авто, а потом таким же образом помогал выйти. Но этот проект во многом держался на личности конкретного человека — водителя Андрея. Он уволился, а с остальными нам договориться не удалось. Не так давно мы попытались возобновить проект. Но для инвалидов он оказался слишком дорогим. Министерство здравоохранения и социального развития не согласилось взять на себя часть расходов, хотя ежегодно региону выделяются деньги на реализацию федеральной программы «Доступная среда».  

Вокзалы, отделения банков, старые магазины — все эти места для инвалидов не то чтобы опасные, а  просто недоступные. Несколько лучше дело обстоит с современными торговыми центрами. Они оборудованы и пандусами, и лифтами, и специальными комнатами. А вот попасть в  Музыкальный театр инвалиды-колясочники смогли только через суд.  

Место № 2 — городские театры

1fe53dbde6b42aef4382a74fc84843a0.jpg

Все театральные здания построены давно, когда требования были другими. Во время ремонта здания Музыкального театра городское общество инвалидов обратилось с просьбой построить пандус. Добиться этого удалось только после пятого судебного заседания.

— Основной аргумент театра — пандус испортит вид. Меня поддержала только приглашенная в качестве эксперта архитектор. Пандус открывали торжественно, в присутствии телевидения.  Правда, оказалось, что угол наклона слишком велик и заехать на него без помощи все равно сложно. Теперь мы можем попасть в фойе. Подняться в зрительный зал на второй этаж инвалид на коляске по-прежнему не в состоянии. 

Но это ещё не всё. С точки зрения инвалида-опорника, препятствием становится каждый поребрик — съехать на инвалидной коляске с тротуара на проезжую часть не всегда можно самостоятельно. Проблему могли бы решить специально оборудованные съезды. Они уже появляются в городе.

Место № 3 — специально оборудованные съезды на проезжую часть

— Что колясочнику хорошо, то слепому  - смерть! — говорит инвалид первой группы Олег Черепанов. — Для нас поребрик — это знак: впереди опасность! Это четкая граница между тротуаром и проезжей частью, и никакой другой для нас быть не может — мы её просто не увидим.

На первый взгляд может показаться, что незрячим в современном городе легче  -  ведь часть перекрестков  специально оборудована  звуковыми  светофорами и  леерными  ограждениями. Но инвалиды единодушны: «Если нас хотя бы спросили, действительно ли они так уж удобны и безопасны!..»

15abdb9b5a902da2f2ed559703bafeb5.jpg

Место № 4 —  перекрестки

Перекрестки, снабженные звучащими светофорами, — это вроде бы хорошо. Впрочем, не все.

— Я ежедневно перехожу дорогу на перекрестке улиц Лыжной и Балтийской,  - рассказывает Олег Черепанов, — и поэтому знаю об одной его особенности: зуммер там включается на красный сигнал светофора, а не на зеленый. Похожая ситуация на перекрестке Ленина — Анохина. Но там просто непонятно, для кого звучит звуковой сигнал — для тебя или для людей на перпендикулярном переходе.

Место № 5 — любая дорога

Несколько лет назад Олег Черепанов совместно с сотрудниками ГИБДД и в сопровождении съемочной группы одной из телекомпаний провели рискованный эксперимент. Олег с белой тростью в руках и в сопровождении собаки-поводыря пытался перейти дорогу. Из 100 автомобилей незрячего пешехода пропустили 6.

— Большинство водителей объяснили, что я переходил дорогу в неположенном месте. Но для нас нет положенных мест. Мы их не видим. Но необходимо дать водителям это понять. По правилам слепой пешеход должен определить край дороги, поднять трость, постоять так и только потом  двигаться дальше. Я всегда учу детей: если ты так не сделал, то ты такой же нарушитель, как и водитель, который тебя не пропустил.

Место № 6 — общественный транспорт

5287fd5cfcccd975b4b090fff1a1b197.jpg

Немногим легче инвалидам, которые оказываются пассажирами общественного транспорта. Если оказываются. «Губернiя Daily» уже писала, как Олега Черепанова и его собаку-поводыря Квинту  неоднократно пытались выгнать из маршруток.  Надо сказать, сделать это водителю маршрутки  не удалось. Свою позицию Олег объясняет просто — уступишь один раз — ситуация будет повторяться постоянно.

— Дело не только во мне. Тут вопрос от частного случая к общему. Я-то в себе уверен, я добьюсь своего и доеду, куда мне нужно. Но сколько людей не доедут? Или, не дай бог, водитель маршрутки высадит слепого в незнакомом месте. Так ведь и под машину можно попасть. В то время когда у нас в стране разрабатывают программы по созданию доступной следы, частные перевозчики устанавливают свои собственные правила и сводят все эти усилия на нет.

Место № 7 — отделение банка

Коллега Олега по проекту «Гармония»  Михаил Магумов  добавляет к нашему списку отделения банков. Далеко не в каждом из них незрячий клиент может встретить понимание.

851ab01b960e5424550da85b19538ebe.jpg

— Однажды я пошел платить за квартиру,  - комментирует Михаил. — обратился за помощью к сотруднице банка, которая консультировала клиентов возле многочисленных банкоматов. Я показал ей свои квитанции, карточку и сказал, что пин-код наберу сам, а в остальном попросил мне помочь. Девушка отказалась, объяснив, что это запрещено. Я, а потом и другие сотрудники банковского отделения уговаривали ей минут 20, но так и не уговорили. Я понимаю, что, очевидно, во внутренних правилах банка такой запрет действительно сеть и на девушку не сержусь — у неё могли быть неприятности. Но, наверное, в правила стоит внести некоторые поправки.

Место № 8 — поликлиника

Увидеть в этом списке поликлинику было странно — казалось бы, врачи и медсестры как никто другой должны понимать потребности пациентов-инвалидов. Но это не так. Ясность вносит Виктор Панков:

— Вообще-то, мы имеем право требовать, чтобы врач в любом случае пришел к нам домой, но делаем это далеко не всегда. Но потом часто приходится жалеть о том, что  вообще пришел в поликлинику. Если удалось получить талон, то искать кабинет приходится самому, никто из медсестер или регистраторов не скажет даже, в какую сторону идти. Надежда только на других пациентов. Как правило, отзывчивый человек находится. А врачи часто начинают кричать. Не ругаться, а просто очень громко разговаривать. Пытаюсь объяснить: «Я не глухой, я слепой!» Но, очевидно, цепочка стереотипов «инвалид-слепой-неполноценный-глупый» слишком живуча.

c078362d4f968dfbc6e15a074858caae.jpg

Наверняка этот список еще можно дополнить  объективно неудобными  и даже опасными местами нашего города. Немало будет даже не мест, а ситуаций, обусловленных человеческими  качествами.  И никакая среда не станет доступной без взаимного желания жить в нормальном обществе.

Анна Панина

Источник: Губерния Daily

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ