Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Смена для всех. Как дети с особенностями стали «звёздами» детского лагеря

Дети с особенностями развития приехали в лагерь вместе с обычными детьми. И ни те, ни другие о своём решении ни на секунду не пожалели. «Саша, Саша! Ты человек дня!» — кричат школьники. Саша стесняется, смущается, но по всему видно — он счастлив.

Мальчик на коляске совсем недавно чувствовал себя неловко. Начался очередной конкурс, все дети выстроились в круг и начали танцевать, повторяя движения за тем, кто пляшет в центре круга. Саша сказал, что танцевать не может, и остался в сторонке. Но внезапно решил попробовать: сначала повторял движения рук, потом — и движения ног, а после и вовсе оказался в центре — теперь уже весь лагерь повторял за мальчиком. Неловкость отступила, смущение прошло. Саша танцевал. А после получил приз зрительских симпатий!

«Конечно, я стеснялся. Но и радовался тоже, — вспоминает Саша. — Когда я ехал в лагерь, чувствовал неловкость. Конечно, я сидел с братом. Разговаривал только с ним. Вообще ни на кого не смотрел, только в окно. Но всё изменилось, когда мы приехали. Мне очень понравилось, у меня появился друг Давид».

Первый опыт

Давид — обычный школьник. Когда он пришёл в отряд «Амурские тигры», дети собирались на обед. Саша уже стоял в паре с другим мальчиком. Но обратно Сашу вёз уже Давид. Саша подробно объяснил, как управлять коляской, как поднимать её на ступеньку или, наоборот, спускать вниз. «Мы разговаривали по дороге обо всём. О всяком: как прошёл день, как дела, об игрушках всяких, например „Уно“», — вспоминает школьник. С тех пор они с Сашей были практически неразлучны. И хотя Саша живёт в Москве, а Давид в Пушкино, мальчики надеются, что смогут общаться и после смены.

Саша и Давид приехали в лагерь на уникальную программу «Юный натуралист», подготовленную специалистами «Мосгортура» и Русского географического общества. Во время смены дети наблюдают за природными явлениями, работают на природе и общаются с известными биологами, географами и путешественниками. В это же время в лагере идёт ещё одна программа «Юный шеф-повар», во время которой дети учатся готовить кексы, печенье и другие вкусные вещи, которыми щедро угощают весь лагерь.

На смену приехало 4 особенных ребёнка. Все они — сводные братья, воспитываются в приёмной семье. Для «Мосгортура», организовавшего смену, этот опыт — первый, но уже сейчас понятно, что его стоит продолжить. Евгения Шаргова, руководитель смены, считает, что ничего особенно сложного в этом нет — если сразу подойти к делу грамотно:

«Не так страшен волк, как его описывают. С родителями таких детей нужно встречаться заранее. Весь педколлектив готовился к приезду особенных детей. Мы ездили на специальные занятия, разговаривали с психологом, который работает с детьми-инвалидами».

Евгения говорит, что дети — это губки, которые впитывают в себя всё, что им говорят взрослые — вожатые. Поэтому атмосфера сильно зависела от вожатых. И, судя по результату, они справились.

«Вас будут пробовать на зуб»

Вожатые Даша и Катя с такими детьми работали впервые в жизни. Говорят, в первые минуты, когда узнали, что Саша будет в их отряде, испугались. «Но, приехав в лагерь, мы поняли, что Саша очень активный, мобильный, шустрый, что он со всем справляется сам. Родители нас о нём предупреждали, что он самостоятельный ребёнок, поэтому трудностей или проблем с ним не было», — говорит Катя.

Шустрый — это точно про Сашу. Он передвигается с помощью приспособления, напоминающего то ли коляску, то ли ходунки, очень быстро и ловко. В лагере начинается очередной конкурс — эстафета. Саша и его брат Илья не могут принять участие, но для них придумали не менее важную роль — они судьи. Дети с заметным пиететом подбегают к судейскому столу, чтобы посмотреть, какие оценки они получили от мальчиков.

«Сашу приняли практически с самого начала, — говорит вожатая Даша. — Когда мы увидели, что дети сами начали держать ему двери, чтобы он выезжал, когда начали помогать ему в чём-то или спрашивать, нужно ли ему чем-то помочь. Саша постоянно отвечал: „Нет, я сам“».

И Даша, и Катя считают, что эта смена научила их быть внимательнее к детям, особенно — к инвалидам. Но не делать каких-то очевидных поблажек, чтобы ребёнок не чувствовал себя не таким, как все.

«Когда мы уезжали, то папа Саши и Ильи сказал нам: «Вы смотрите, они вас будут пробовать на зуб». Сказал, поблажек не давать», — вспоминает Даша. 

Саше понемногу помогали все, но исключительно по-дружески. На фотографиях со смены дети поддерживают Саше микрофон, держат книгу, приподнимают его вместе с коляской, чтобы мальчику было лучше видно.

«Пацаны считают, что стали самостоятельнее»

«Впечатления сыпались на меня из телефонной трубки, они звонили раз по 10 на дню со словами: «Нет, ты представляешь…» — и дальше шёл мощный поток восторга, который я не мог весь принять в себя, просто не успевал. Они были такими счастливыми, что даже мне хватало! — рассказывает отец мальчиков Владимир Хавшабо. — Я их ведь впервые отпускал одних, было немного страшно, но они просто молодцы! Я не сомневался, что им понравится, сам любил летние лагеря и даже был уверен, что они будут в центре внимания всегда, в них столько светлого и доброго, что не может не притягивать к себе других. Пацаны считают, что стали самостоятельнее. И теперь у них есть друзья. Нет, они всегда у них были, но на этот раз это какие-то особенные друзья. Они с ними очень тяжело расставались».

«Я 12 раз была в Великобритании и 2 раза в США, — говорит Елена Яшина, старший преподаватель английского языка в школе. — Я видела, как частью воспитания граждан является толерантность к людям, которые родились другими. Очень здорово, что детям даётся шанс увидеть, как люди, которые не имеют тех возможностей, какие имеют обычные дети, активно участвуют и в конкурсах, и в визитках, и в творческих программах, они так же умеют чувствовать, любить, отвечать на дружбу. Я считаю, это очень полезно для всех детей, потому что это делает их готовыми понимать и помогать детям, у которых нет возможности быть как все. Самое главное, иногда, когда здоровые дети не замечают того счастья, которое их окружает, замечательных условий. Здоровые дети после таких смен будут более благодарными за то, что имеют».

«Для детей это очень полезно, — считает Евгения Шаргова. — В первую очередь, потому что это вырабатывает уважение: многие люди с двумя ногами и руками не могут делать того, что делает Саша. И самое главное, что многие дети без особенностей без особого желания что-то делают. А Сашино желание делать всё, во всём участвовать, стимулирует всех остальных».

Людмила Алексеева, Екатерина Изместьева