Архив:

Бегущая по волнам. Как незрячая Таня Богданова побеждает свой недуг

На чемпионате России по плаванию среди спортсменов-инвалидов по зрению, завершившемся в Санкт-Петербурге, Татьяна Богданова стала серебряным призером в комбинированной эстафете 4 по 100 м.Сейчас Таня готовится к чемпионату области: она побеждала в нем три года подряд, и наверняка выиграет снова.  Как говорит ее тренер Анна Подгаецкая, в категории  B1, то есть слепых пловцов, кроме Богдановой никого и  нет.

Такие привычки

Как подросток – маленькая, хрупкая. На вид явно не 36, как по паспорту. Легкая во всем: и на подъем, и в общении, и даже весит 46 кг. Ее только позови – и тут же сорвется с друзьями кататься на роликах, на лыжах, или на йогу, или на турнир в воронежском клубе интеллектуальных игр «Афина». «Наша команда называется «ВОИ» – то есть воронежское общество инвалидов, но мы расшифровываем иначе: Веселые Остроумные Интеллектуалы, а Юра Чайников – наш капитан», - тараторит. У нее такие привычки: говорить, учиться, двигаться, дружить.  

А друзей, говорит, у нее много. «Еще Пушкин замечал, что это знакомых бывает много, но не друзей, - удивляет Татьяна: она вообще много читает, а в последнее время  добралась до полного собрания сочинений Александра Сергеевича, - но я стараюсь в дружбе не философствовать. Хотя так, как мамам, мы никому не нужны».

Она всюду ходит с мамой Полиной Васильевной, но сейчас едет на тренировку с другом Юрой Чайниковым. Потому что в февральский гололед, когда мама вела Таню на тренировку, 57-летняя Полина Васильевна поскользнулась у поликлиники №7 и сломала лодыжку. 

- Вызвали «скорую», маму увезли в больницу, а я позвонила Юре – он отвел меня домой, - говорит Таня. -  Мама лежит в гипсе и переживает, что не может водить меня в бассейн. 

Легкое бытие

Таня познакомилась с Юрой Чайниковым семь лет назад, когда он пришел в Советское районное отделение инвалидов. Два года назад Юрий Юрьевич стал его председателем. Сейчас он берет Таню за руку и ведет к остановке «Маршака», чтобы сесть в маршрутку до «Спартака». 

Для Богдановой, кажется, все легко. А почему? Да потому что делает, что считает нужным. Захотела – и выучилась в педагогическом университете на психолога. Причем, с красным дипломом. 

- Боялась: не могу пользоваться шпаргалками, вот и приходилось все зубрить, - смеется она. – После учебы полтора года работала психологом на «телефоне доверия». Звонили нечасто, до пяти звонков в день, но с серьезными вопросами – одиночество, подростковые переживания. Вообще по телефону проблему решить нельзя, но можно снять напряженность. Были и постоянные собеседники, и я иногда думаю, что же они делают теперь, когда не стало «телефона доверия». 

Театр начинается с письма

Лет семь назад Богданова стала руководителем общественной организации «Новые возможности», занимается социальной реабилитацией людей с психоневрологическими отклонениями.

Она возит своих взрослых подопечных, состоящих на учете в психоневрологическом диспансере, в паломнические поездки, водит в музеи и театры – например, недавно были в ТЮЗе на «Дорогой Елене Сергеевне». Тане очень нравится театр: сидит – и слушает. Ей нравятся и ее подопечные, а она - им. Не случайно же они в благодарность подарили Тане на день рождения персидского кота Ластика. Она выводит их в мир и все-все объясняет. Даже то, что в театре не надо грызть семечки. 

- Учу их не быть потребителями, потому что у иных такая позиция: мне должны, - Таня стала серьезной. -  А я даю им задания: прошу отнести в театр письмо с просьбой разрешить посмотреть спектакль. Обычно нам не отказывают, только в этом году театр оперы и балета и филармония что-то жадничают.

Кроль с лавки

В спорт она попала в 33 года. Таня с друзьями повадилась ходить в бассейн. Неожиданно на спартакиаде инвалидов, которая проходила в Боброве, ее заметила Елена Карякина, тренер по плаванию СДЮСШОРИ. Таня проплыла 25 м и заняла четвертое место, но с результатом третьего взрослого разряда.

- Елена Александровна сказала, что очень хорошо плаваю, - улыбается Богданова. – Я-то думала, что демонстрирую брасс, но Карякина назвала тот стиль «непоймичто». Она меня научила кролю, брассу, кролю на спине. С полностью незрячими работать ведь очень трудно. Тому, кто видит, можно показать, а меня тренер, обучая, клала на лавку, давали тянуть руками резину, сгибала мне руки, чтоб я поняла, как их держать, или, помогая, даже сама спускалась в воду. В том же 2012 году Карякина вывезла меня на чемпионат России по плаванию среди слепых спортсменов. Я и там заняла четвертое место. Потом два года не было денег, чтобы поехать на чемпионат России. В этом году – нашлись, и я привезла из Питера серебряную медаль и диплом, подписанный министром спорта Мутко. Все награды собираю на стене почета, которую устроила в квартире.

Таня трижды в неделю занимается в «Спартаке» у Анны Подгаецкой, тренера спортклуба для людей с ограниченными возможностями здоровья. У Анны Леонидовны, 23-летней пятикурсницы института физкультуры, 15 человек в двух группах: спортивной и оздоровительной. Таня, естественно, в спортивной. 

В понедельник, среду и пятницу в 12.30 уже сидит в холле на скамье, на коленях - синий рюкзак с купальником, шапочкой, колобашкой, щитками для рук, ластами и очками для плавания. Очки у нее обычные, но закрашены черным лаком. 

- Дистрофия сетчатки глаз, - просто ответила Таня, зря я долго не решалась спросить. - В 8 лет у меня зрение упало до 10%, потом снижалось потихоньку. 

Дорожка жизни

Юра Чайников, завидев тренера или женщин из оздоровительной группы, передает им Таню – и те отводят в раздевалку. Наверное, можно закупить какие-то приспособления, чтобы слепой человек мог идти сам. «Все приспособления помогают в том случае, если человек умеет ими пользоваться, - усмехается Таня, готовясь соскользнуть в воду. -  Я – не умею. На первом этаже раздевалка, а бассейн – на втором этаже. Меня-то отвели, а колясочник туда не заедет».

В среду на тренировку пришла только Таня Богданова. Ее дорожка – пятая. Пловцы категории B1 не занимаются в бассейне на крайних, первой или шестой дорожках, чтобы не ударились в бортик. 

- А чтобы не врезаться в бортик впереди, спортсмен считает гребки, - объяснила мне Подгаецкая. - У Тани – 24 гребка брасом, а если плывет быстрее – гребков чуть больше.

А на соревнованиях есть специальные шесты с шариком на конце: когда до бортика остается один гребок, тренер «тюкает» им пловца по голове. «Они большие, как удочки», - добавляет Таня.

Богданова подплывает к бортику за заданием тренера. Например, в понедельник она проплыла 2,5 км. «Плыла и думала: где ж тот бортик, скорей бы», - хохочет Танюша. 

Тренер задает разминку: 16 раз по 50 м. Но это вообще, а в частности - четыре раза по 50 м с «полной координацией», то есть, работая руками и ногами; столько же – только ногами, держа руками колобашку; еще столько – только руками, зажав колобашку в коленях. Дважды по 50 м – «упражнение». И снова четыре раза по 50 м полной координации. Получается, полтора километра.  

В бассейне полно народу, и всех бабушек, кто норовит заскочить на дорожку Тани, тренер гонит обратно. 

- Вырастили спортсменку тренер Елена Александровна Карякина и ее дочь, тоже тренер, Анастасия Сергеевна, - говорит мастер спорта по плаванию Анна Подгаецкая. - Они всему научили Татьяну, и это «золото» передали мне. Она, действительно, находка: оптимистка, всегда готова работать с полной отдачей, очень ответственная. 8 апреля в области пройдет чемпионат для людей с ограниченными возможностями здоровья, и Таня будет выступать на 100 м брасом. Это наш с ней третий чемпионат области, а ее лучший результат на этой дистанции – 2.14: между вторым и третьим взрослым разрядом. Может быть, однажды Таня сделает и первый взрослый разряд. Но для нее смысл не в победах. Ей просто скучно без движения.   

А мне кажется, Таня никогда не скучает. Когда нет тренировок, она читает, вяжет крючком и спицами, мастерит поделки в подарок друзьям. 

- Стараюсь придумать что-нибудь оригинальное, - говорит Таня.  – К Новому году вязала на спицах мягкие игрушки – снеговички. К 8 марта делала корзиночки из баночек из-под крема, в ленточках, с бумажными цветами. 

Или обзванивает знакомых, приглашая в библиотеку на встречу с преподавателями воскресной школы и изучения Евангелия. Или едет в храм Георгия Победоносца, что на улице Загородной, потому что Таня Богданова входит в его попечительский совет. Есть и заслуга Тани в том, что этот храм приспособили для  слепых и глухих прихожан: в нем ведут службы с сурдопереводом, есть рельефные иконы. 

- Когда-то попросила его настоятеля отца Алексея, прикрепленного епархией к областному обществу слепых, прийти в наш православный кружок в библиотеке, - вспоминает Таня. – Беседовали о проблемах незрячих. Люди со зрением многое осваивают по подражанию: когда в храме надо креститься, как подходить к причастию, складывать руки, целовать крест. А мы – не видим, поэтому можем попасть в нелепую ситуацию.

Наверное, ей интересен не результат, а процесс. 

- Прогресс мне неважен, - кивает Танечка. - И заниматься в бассейне буду, пока не выгонят. Скажут, допустим: тебе, Таня, уже девяносто лет, пора. Тогда и уйду.

Елена Рузанова

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ