Архив:

Пусть будет дверь закрыта. Когда за порогом – сомнительные чудеса с доставкой на дом

Не ждите от этого судебного дела волнующих тайн. И все же мы уверены, что его обстоятельства заинтересуют наших читателей не меньше, чем какое-нибудь загадочное убийство со стрельбой и погоней. На днях Пролетарский районный суд защитил скромную тверскую бабушку, которой навязали покупку абсолютно ненужных ей медицинских приборов. Хорошо знакомая печальная ситуация, не правда ли? Так вот, свершилось! Суд постановил, что деньги ей должны вернуть. 

Люди из «собеса»

… В свои 87 лет ветеран Великой Отечественной войны Надежда Алексеевна видит и слышит уже очень плохо, да и других болезней, к сожалению, тоже хватает. Стоит ли этому удивляться? Жизнь-то у ее поколения была очень нелегкой! И повоевать пришлось, и потрудиться ох как немало! Спасибо, государство заботится о таких, как она, страну отстоявших и восстановивших ее из руин. В старости такое внимание особенно приятно! Так что, узнав, что в доме проводят собрание работники «собеса», так пожилые люди до сих пор называют службу социальной защиты, Надежда Алексеевна в отличном настроении поспешила спуститься на первый этаж, где уже толпились ветераны и инвалиды, проживающие в доме. Все они с превеликим интересом слушали солидного вида мужчину и женщину, рассказывавших ну просто удивительные вещи! 

А говорили они про какие-то «единые льготные электронные карточки», которые должны выдавать инвалидам и пенсионерам. И даже продиктовали адрес и телефоны организации, куда за ними следует обращаться. Но больше всего они рассказывали про аппараты, которые лечат практически все болезни, от геморроя до онкологии. И очень возмущались, что таких заслуженных людей обижали и до сих пор не осчастливили этими самыми чудо-приборами – они льготникам полагаются вообще бесплатно! Потом спрашивали, кто каким недугом страдает, сверялись со списком и поздравляли: есть и для вас подходящий аппарат, скоро будете абсолютно здоровы! 

Ни о каких противопоказаниях по применению аппаратов на собрании речи не было. О деньгах тоже не прозвучало ни слова. Напротив, гости уточняли, у кого какие есть заслуги и льготы, и подтверждали, что им все это полагается бесплатно! А потом пошли по квартирам, чтобы поговорить с каждым отдельно – вот какой им, старым, почет оказали…

Спасите от таких «спасателей»

В квартире женщина из «собеса» еще раз расспросила Надежду Алексеевну про болячки, сказала, что ей понадобятся целых пять разных аппаратов, и принялась заполнять какие-то бланки. Дала расписаться, и та послушно поставила свой росчерк. Там, где ей указали – сама-то мелкий шрифт она давно уже не может читать. Еще под диктовку заявление написала, что хочет приобрести эти аппараты исключительно для себя и своих родственников. Это же строгая отчетность, объясняли ей, шутка ли, государственная программа поддержки заслуженных людей! 

И только потом сказали, что теперь нужно отдать деньги – целых 44 тысячи…

Сначала она возмущалась, потом плакала, но ей уже совсем другим тоном заявили: все «купоны» уже заполнены, и свою подпись вы поставили. Так что не прибедняйтесь: у ветеранов вой­ны хорошая пенсия! Вы же не хотите скандала и позора?

Перепуганная Надежда Алексеевна уступила напору и еле собрала нужную сумму.

Соседке ее, Тамаре Михайловне, больше повезло. Может, потому что она не фронтовик и пенсию, как выяснил мужчина из «собеса», получает небольшую. Он выдал ей один прибор и потребовал всего 8900 рубликов. Она долго с ним ругалась, но он сказал, что не уйдет, пока не получит деньги.

Старуха просила, да хоть покажите, как этим самым аппаратом пользоваться! А он засмеялся и ответил, что не имеет понятия... 

 – Кабы знала, что придется платить, то никогда бы не расписалась в документах, – голосила она на пути к квартире соседки. 

И ахнула: та сидела на кровати, а рядом с ней – пять нераспакованных коробок.  Надежда Алексеевна тихо плакала, рассказывая: продавцы к ней так привязались, что просто не было больше сил спорить, и она отдала все свои деньги.

На другой день пришла участковый врач. Взглянула на приборы и покачала головой: обеим нашим бабулям их просто-напросто нельзя было использовать!

Стоит ли говорить, что по адресу, который им сообщили для получения «льготных электронных карточек», о них никто ничего не слышал? А по указанным телефонам никто не отвечал.

Не виноватые мы, они сами платили!

Ну да, платили, но почему? Потому что вы ввели потребительницу в заблуждение, рассказывая о пользе этих аппаратов для ее здоровья. Не предоставили полной информации о правильном использовании и применении, не сообщили о наличии противопоказаний. А реальная возможность проконсультироваться с врачом у нее отсутствовала. К тому же вы оказали давление на пожилого человека, убедив, что аппараты выдаются бесплатно, и она верила в это, когда ставила свои подписи. Вы воспользовались преклонным возрастом истицы и состоянием ее здоровья. Причем предложение о продаже исходило от продавца, который вошел в доверие к покупателю, представившись социальным работником…

Примерно такие речи звучали в зале суда. Сама она на заседание не пришла – силы уже не те, да и доктор запретил волноваться. Ее интересы представляло доверенное лицо. Обиженная женщина требовала вернуть ей уплаченные деньги. А еще неустойку – она же сначала обращалась в фирму и просила расторгнуть договор купли-продажи по-хорошему, как и положено, так в Законе «О защите прав потребителя» прописано. А коли они отказались, то пусть и платят по одному проценту от стоимости товара за каждый день просрочки. 

А еще неустойку. И штраф за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения законных требований. И компенсацию морального вреда. Ну а государственную пошлину с ответчика суд взыскал сам…

Управление Роспотребнадзора по Тверской области представило письменное заключение по заявленным исковым требованиям, поддержав требование истца. 

И как ни оправдывались представитель фирмы и уже бывшие ее сотрудники (к началу судебного процесса их быстро уволили), суд поддержал Надежду Алексеевну. Федеральный судья Мария Токарева вынесла справедливое и разумное решение: и по стоимости товара, и по неустойке, и, разумеется, по штрафу. А компенсацию морального вреда присудила поменьше, чем просила истица – и тоже абсолютно правильно. Надежда Алексеевна осталась довольна. 

Кстати, примерно также проходил и другой судебный процесс – тоже по делу о продаже (точнее, впаривании – уж извините за просторечие) таких же аппаратов другой пожилой тверитянке – Алевтине Николаевне. У нее в доме также проходило «собрание», на которое пригласили ветеранов и инвалидов. Люди то ли из «собеса», то ли из какого-то благотворительного фонда обещали помочь с получением статуса «Дети войны», также рассказывали про льготы, пластиковые карточки и «ущемление инвалидов», которым положены бесплатные медицинские аппараты. Интересовались, кто из присутствующих имеет инвалидность, раздавали какие-то листы и велели подписываться, что они, мол, согласны получать манну небесную, которая вот-вот посыплется с обшарпанного потолка подъезда. 

Потом Алевтина Николаевна перечислила все свои заболевания, и ее заверили, что аппараты их вылечат. Ну она и расписалась там, «где было указано», не читая. Да и как бы она сумела это сделать? Ее сильно торопили, а она инвалид по зрению…

Только после ухода продавца она обнаружила два совершенно одинаковых аппарата «Мобильный спасатель», которые оказались ей противопоказаны. Как видим, ситуация – один в один!

Суд обоснованно пришел к выводу, что на волеизъявление Алевтины Николаевны при заключении договора купли-продажи повлияло соответствующее поведение продавца, который вошел к ней в доверие. Поэтому она была лишена возможности получить информацию о товаре таким образом, чтобы обеспечить свободный выбор, исключив какое-либо сомнение в его потребительских свойствах и характеристиках. И ее исковые требования были также в основном удовлетворены. Договор купли-продажи одного аппарата «Радуга АФ-119» и двух «Мобильных спасателей» расторгнут, с ответчика в пользу истицы взысканы их стоимость, неустойка, компенсация морального вреда и штраф.

Незваные гости

Я рассказываю об этом столь подробно не случайно. Точно так же, как обе наши героини, от ударников разносной торговли пострадали многие другие граждане, причем преимущественно пожилые и со множеством различных недугов. До недавнего времени вернуть деньги мало кому удавалось. Очень немногие решались обратиться в суд – не верили, что поможет. Хотя в ряде регионов (например, в Ленинградской и Свердловской областях) накоплен опыт судебного разрешения этой проблемы. Но вот лед и у нас тронулся: тверитяне понесли в суд товары, навязанные «с доставкой на дом». И оказалось, что закон на их стороне. 

Что касается медицинских приборов, то подобных историй теперь будет поменьше. Постановлением Правительства РФ от 05.01.2015 N 6 в Правила продажи отдельных видов товаров внесены важные изменения, которые вступили в силу с 20 января 2015 года. Продажа медицинских изделий (в том числе приборов и аппаратов медицинских для домашнего использования) вне стационарных мест торговли – на дому, по месту работы или учебы покупателя, в транспорте, на улице или в других местах – больше не допускается. Причем она должна производиться только на основании предъявляемых рецептов или в соответствии с инструкцией по применению. Любые попытки «впарить» их кому-либо иным образом – пусть даже от имени «собеса», благотворительной организации, фонда и пр. – абсолютно незаконны, и гражданам следует сообщать об этом в органы внутренних дел.

Однако до 20 января их продано немало, а в суд пришли единицы. Заметьте, в домах у Алевтины Николаевны и Надежды Алексеевны пострадали и их соседи – ровесники. А в суд обратились только эти две женщины. Будем надеяться, что эта публикация поможет растопить ледок сомнения, и наши уважаемые ветераны поверят, что правду можно отстоять.

Это тем более важно, что по лестницам уже бойко шагают коммивояжеры с электрическими чайниками, мультиварками, гриль-установками, утятами для унитаза, швабрами для ковров и отпаривателями для занавесок. Нередко это некачественные товары, и очень скоро мультиварка перестает варить, а отпариватель вместо веселых клубов пара выпускает унылую струйку воды. И в магазине они, как правило, обходятся как минимум в три раза дешевле. Так вот, знайте: при их продаже точно так же действует Закон «О защите прав потребителей».

Лидия Гаджиева

Источник: Tverlife.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ