Архив:

Будет ли свет в салоне для незрячих? Минтранс готовит сюрприз для инвалидов: их изолируют в особых вагонах метро

В метро могут появиться вагоны для инвалидов. С такой инициативой выступили сенаторы, и уже обсудили ее в Совете Федерации с чиновниками Минтранса и руководителями метро из разных городов. Автор идеи — председатель Комитета СФ по регламенту Вадим Тюльпанов полагает, что вход в эти вагоны должен быть разрешен только незрячим, инвалидам-колясочникам, беременным женщинам и родителям с маленькими детьми. По его мнению, наличие таких вагонов должно быть вписано в закон о метрополитене, который сейчас готовят в правительстве, а принять планируют в осеннюю сессию.

Идея на первый взгляд гуманная. Вот только много ли пользы она принесет инвалидам?

Начальник Московского метрополитена Дмитрий Пегов отреагировал на инициативу сенаторов философски: «Если федеральное законодательство поставит перед нами такую задачу — будем выполнять. Но возникнут вопросы».

Есть вопрос и у меня: интересно, а когда Вадим Тюльпанов последний раз был в московском или питерском метро и представляет ли, что в нем творится в часы пик?

А вот Пегов честно признает, что в это время плотность наполнения вагонов достигает 10 человек на квадратный метр. Если один из вагонов состава отдать инвалидам, то в остальных давка усилится. Это может вызвать неудовольствие пассажиров и попытки взять штурмом полупустой «привилегированный вагон». Чтобы этого не происходило — к каждому такому вагону нужно приставить хотя бы двух охранников. Всего в масштабах московского метро это до 18 тысяч человек. Их еще нужно где-то найти. Впрочем, и охрана может не помочь. «В час пик поток заносит людей в вагоны. Куда затолкали — туда и вошли», — кается Пегов.

Может быть, эти 18 тысяч людей использовать более рационально? Например, в качестве сопровождающих в транспорте для людей с ограниченными возможностями. В столичном регионе 30 тысяч колясочников и 16 тысяч незрячих. И сопровождение им нужно куда больше, чем отдельный вагон. И, может быть, людям с ограниченными возможностями все-таки не стремиться в метро в пиковые нагрузки, а пользоваться им при помощи сопровождающих в остальное время, когда все вагоны полупусты и специального просто не потребуется?

Председатель общества инвалидов московского района Новокосино Валерий Астров (инвалид-колясочник) полагает, что вопрос об особых вагонах вообще переворачивает тему доступной среды с ног на голову: «Проще всего перекрасить вагон в другой цвет, но как нам до этого вагона добраться? У нас многие неходячие месяцами из дома выйти не имеют возможности. У меня она есть. И я могу спуститься на лифте в метро в своем районе. Но выйти из него на центральных станциях глубокого залегания, где лифтов нет, не представляется возможным без посторонней помощи. Приспосабливать под наши нужды новые станции, не давая выхода со старых, нет смысла. Нужно делать либо все, либо ничего».

Министр посольства Японии в России Токура Фуруя, который присутствовал на обсуждении, заметил, что в Японии есть отдельные вагоны для женщин, детей и инвалидов. Но главным достижением он считает все-таки не это, а наличие лифтов и туалетов для колясочников на каждой станции.

«Я думаю, что «отдельный вагон», это все-таки метафора, символ большой задачи, которую предстоит решить, — таково мнение замминистра транспорта Николая Асаула. — Важно, чтобы закон закрепил гарантии того, что маломобильные группы смогут пользоваться транспортом. Каждый метрополитен будет сам решать эту задачу, исходя из условий, а мы — проверять, чтобы не было показухи».

Что же касается сенаторов, то они не считают «отдельный вагон» метафорой. В решении комитета по итогам заседания написано, что Минтранс совместно с властями субъектов федерации, в которых есть метро, должен «рассмотреть возможность организации пилотного проекта по выделению специального вагона в составе поездов метрополитена»... А вот о том, как помочь до этого вагона добраться — нет ни слова.

«Мне всегда бывает страшно в метро, — признается певица, член Общественной палаты Диана Гурцкая. — Там все спешат, не обращают внимания на человека с тростью, случайно ломают трости. Дай Бог, если мы перестанем бояться ездить в метро. Но для этого нужно, чтобы экспертами в этом проекте выступали мы сами. Спросите у нас, удобно ли нам будет то, что вы собираетесь для нас сделать».

Диана не видит света, но очень хорошо видит главную проблему. Она в том, что спрашивать, выслушивать, обустраивать удобную для людей с ограниченными возможностями безбарьерную среду — это так сложно. Зрячему сенату гораздо удобнее не видеть того, что инвалиды, может быть, и не хотят вовсе для себя «гетто» в виде отдельного вагона. Они хотят реальной помощи. Но гораздо проще сделать специальный вагон для незрячих, который будет отличаться от остальных только отсутствием ненужного освещения.

Всероссийское общество инвалидов не поддерживает идею введения специальных вагонов для инвалидов в московском метрополитене. Об этом на круглом столе в Совете Федерации заявил советник председателя организации Евгений Бухаров.

«К сожалению, то, что предлагается - создание единственного доступного вагона - на мой взгляд, как раз коснется отделения инвалидов от остального общества, вопросов сегрегации и сепарации. Я в прошлом был директором департамента интеграции и координации подготовки Паралимпийских игр в Сочи, и, надо сказать, что все вопросы, которые касались предоставления отдельных входов, отдельных сервисов для инвалидов как раз вызывали не положительную реакцию со стороны Международного паралимпийского комитета», - сказал Е.Бухаров.

По его мнению, надо говорить не об отдельных вагонах, а о комплексе доступности метрополитена для маломобильных групп граждан.

«В тех же местах, где это невозможно сделать из-за глубокого залегания станций, надо говорить о решении комплексной проблемы транспортной доступности с городом и городским департаментом транспорта», - добавил Е.Бухаров.

Ранее председатель комитета СФ по регламенту и организации парламентской деятельности Вадим Тюльпанов предложил выделить особый вагон в составе поездов метрополитена, предназначенный для перевозок женщин с детьми, беременных женщин, инвалидов-колясочников, лиц пожилого возраста, нуждающихся в сопровождении.

Эту инициативу поддержало министерство транспорта РФ. Как сообщил на круглом столе заместитель министра транспорта Николай Асаул, в законопроекте «О метрополитенах», который министерство планирует внести в Госдуму уже в 2015 г., будут установлены нормы перевозок маломобильных групп граждан, однако каждый метрополитен будет самостоятельно разрабатывать механизмы реализации актов закона.

В свою очередь начальник столичного метрополитена Дмитрий Пегов на пресс-конференции рассказал журналистам, что метрополитен не планирует вводить отдельные вагоны для инвалидов. Он отметил, что необходимо воспитывать культуру, а не подменять ее «палочной» дисциплиной.

Михаил Зубов

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ