Архив:

Эксперты ОНФ: Решить проблему парковок для инвалидов можно только комплексными мерами

На сайте regulation.gov завершилось общественное обсуждение подготовленного МВД законопроекта, который увеличивает штраф за парковку на местах для инвалидов с 3 тыс. до 5 тыс. руб. Эксперты ОНФ считают, что только ужесточением санкций проблему не решить – нужны комплексные меры с участием ГИБДД, СМИ, местных администраций, общественности.

Активисты ОНФ в феврале этого года дали старт в регионах комплексной проверке качества услуг для инвалидов, в том числе доступности объектов городской инфраструктуры, включая парковки. По итогам рейдов, которые прошли в 12 регионах, на 72 автостоянках было выявлено свыше 200 нарушений правил остановки или стоянки в местах для инвалидов, 69 нарушений организации парковок, 95 фактов несоответствия их доступности для инвалидов.

25 февраля было проведено расширенное заседание пяти рабочих групп ОНФ, где обсуждалась госпрограмма «Доступная среда на 2011–2020 гг.», по итогам которого были сформулированы и направлены в правительство предложения ОНФ по парковкам для инвалидов. Присутствовавшие на мероприятии представители МВД учли мнение активистов ОНФ при подготовке соответствующего законопроекта.

Согласно действующему КоАП, за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств в местах, отведенных для транспортных средств инвалидов, налагается штраф в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб. Авторы законопроекта предлагают убрать минимальный штраф и оставить только максимальный – 5 тыс. руб. В марте законопроект прошел общественное обсуждение и после антикоррупционной экспертизы будет готов к внесению в Госдуму.

Необходимость усиления административной ответственности разработчики законопроекта объясняют неэффективностью действующих норм. Количество нарушителей, которые привлечены к ответственности за то, что незаконно оставили свои автомобили в местах, отведенных для инвалидов, растет. Если за 2013 г. было привлечено к ответственности около 30 тыс. граждан, то за 2014 г. – уже почти 34 тыс.

Эксперт ОНФ по делам инвалидов, руководитель Национального центра проблем инвалидности Александр Лысенко полагает, что увеличение штрафа будет способствовать повышению эффективности его применения, однако исключительно повышением штрафов проблему не решить – требуется предпринять ряд системных мер.

В первую очередь ответственность за соблюдение прав инвалидов должны нести дорожные инспекторы, считает эксперт. «Я каждый день наблюдаю на улицах Москвы, как инспекторы ГИБДД «не замечают» нарушителей», – отмечает Лысенко.

При этом, считает он, нужно повышать информированность водителей – автомобилисты должны четко знать, что если на стоянке находится знак «Парковка для инвалидов», то нужно неукоснительно соблюдать данное требование, а не рассматривать его лишь в качестве рекомендации. По мнению Александра Лысенко, хорошей предупредительной мерой могло бы стать размещение всей необходимой информации, в том числе требований к парковкам для инвалидов, на интернет-сайтах органов ГИБДД всех уровней, в региональных и муниципальных СМИ, на информационных стендах муниципалитетов и управляющих компаний.

Не должно существовать и административных барьеров. «Сегодня гражданин с инвалидностью, например, из Владимира или Калуги лишен права оставлять машину бесплатно в Москве, так как у него нет специального парковочного разрешения, которое выдают только жителям Москвы и Московской области. Это противоречит федеральному закону о социальной защите инвалидов», – констатирует Лысенко.

Он также считает, что инспекторам ГИБДД необходимо предоставить право проверять законность установки на автомобиль знака «Инвалид», поскольку в настоящее время такой знак устанавливается по желанию водителя. Например, в свидетельстве о регистрации транспортного средства ставить отметку «Разрешена установка знака «инвалид».

По мнению Лысенко, недостаточно эффективна и существующая в настоящее время мера наказания за неправильную организацию парковочных мест. «Во время рейда даже в Москве мы не нашли ни одной парковки для инвалидов, которая бы в полной мере соответствовала существующим правилам. Уверен, что размеры штрафов по этой статье, которые налагаются на должностных лиц (сейчас от 2 до 3 тыс. руб.) и юридических лиц (от 20 до 30 тыс. руб.) также недостаточны. Мы благодарим МВД за уже оперативно принятые решения, но предлагаем быть в деятельности по защите прав инвалидов-водителей до конца последовательным, принять во внимание весь комплекс вопросов в этой сфере и предложить обществу «дорожную карту» по исправлению ситуации. Эксперты и активисты ОНФ со своей стороны окажут в этом министерству и сотрудникам ГИБДД всю необходимую поддержку», – заключил Александр Лысенко.

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ