Архив:

Эксперт: создание новых образовательных стандартов для детей с ОВЗ шло в условиях беспрецедентной открытости

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена – основной разработчик федеральных образовательных стандартов для детей с ОВЗ. И это не случайность. Именно здесь более 200 лет назад зародилась практика систематического обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. 

Какой опыт был положен в основу разработки новых стандартов, как удалось консолидировать позиции родительских организаций и профессионального сообщества при создании документов, корреспонденту РИА Новости Оксане Барановой рассказал проректор по учебной работе РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург) Виталий Кантор.

- Виталий Зорахович, какой опыт был взят за основу при разработке стандартов?

— Прежде всего, мы основывались на традициях российского специального образования, которыми ни в коем случае нельзя пренебрегать, какие бы инновации ни предлагались в этой сфере. Нам это, наверное, особенно понятно, ведь именно наш университет фактически является родоначальником всей российской практики систематического обучения тех, кого сейчас называют лицами с ограниченными возможностями здоровья.

В структуре созданного в 1797 году Петербургского Воспитательного дома – предтечи нынешнего Герценовского университета – в 1806 г. было открыто училище для глухонемых – первое в истории нашей страны специализированное учебное заведение для детей с проблемами в развитии. И за более чем 200 лет эта практика доказала свою эффективность, а накопленный опыт, бесспорно, заслуживает того, чтобы на него опираться.

Вместе с тем, Герценовский университет всегда руководствовался принципом единства традиций и инноваций. Работая над образовательными стандартами для детей с ОВЗ, мы учитывали не только опыт прошлого, но и современные передовые образовательные практики, в том числе зарубежные. Наш университет всегда являлся и является одним из инициаторов и ведущих интеграторов многих инноваций в системе образования в целом, и в сфере специального образования и его кадрового обеспечения – в частности.

И в этом смысле важнейшее значение при разработке Стандартов имел наш уникальный внутренний научно-образовательный ресурс. Герценовский университет является единственным вузом в стране, где на уровне самостоятельных структурных подразделений представлены фактически все направления коррекционной педагогики и психологии.

Впрочем, мы не замыкались в себе: напротив, в ходе разработки и апробации Стандартов активно использовали теснейшие контакты, как с научными учреждениями соответствующего профиля, так и с нашими сетевыми партнерами – ведущими университетами страны, готовящими кадры для системы образования. И, конечно же, мы постоянно взаимодействовали с образовательными учреждениями.

- Тем не менее, без жарких дискуссий не обошлось. Раскройте секрет, в чем был камень преткновения при разработке стандартов?

— Камней преткновения, из-за которых стопорилась бы работа, на самом деле не было. Дискуссии велись исключительно для того, чтобы создать максимально четкий документ. То есть борьбы "против" не было — была только борьба "за", каким бы сложным ни представлялся сам предмет полемики.

Например, поскольку образовательная интеграция или инклюзия — относительно новое явление для нашей страны, то видение этого процесса у участников обсуждения порой оказывалось разным. Но обсуждение всегда было конструктивным, именно оно и позволило в конечном итоге создать полновесный документ, с достаточной четкостью регулирующий вопросы инклюзивного образования детей с ОВЗ в его соотнесенности с дифференцированным обучением в специальных школах.

Нередко полемика возникала в контексте выстраивания взаимоотношений с родительской общественностью, ведь при создании Стандартов мы исходили из того, что родители детей с ОВЗ – это партнеры. И потому одна из главных задач для нас заключалась в том, чтобы не только выработать согласованную позицию внутри профессионального сообщества, но и консолидировать ее с позицией родительской общественности. В этом коллектив разработчиков Стандартов во главе с ректором нашего университета В.П. Соломиным видел свою особую социальную миссию. Установка на партнерство с родителями воплощена и в самих Стандартах – в них зафиксирована необходимость учета позиции родителей и даже оформления неких договорных отношений с родителями при определении и реализации образовательного маршрута их ребенка. Отмечу еще одно принципиально важное обстоятельство: работа над Стандартами велась в условиях беспрецедентной открытости и гласности.

- Вы  довольны итогом этой работы?

— Считаю, что рождение Стандартов —  абсолютно беспрецедентное событие. Причем, кроме своей ценности в нормативно-правовом плане, они имеют важнейшее значение с точки зрения изменения общественного сознания. За последние десятилетия наше общество прошло путь от едва ли не игнорирования инвалидов, когда их словно бы "не замечали", до создания  документа, который не просто признает существование детей с ОВЗ и их родителей, но вводит их в единое и целостное образовательное пространство страны. При этом в полной мере легализуя их как с точки зрения прав, так и с точки зрения обязанностей.

И потому нельзя не радоваться самому факту того, что это получилось. Рожден инновационный документ, который, с одной стороны, сохраняет традиции образования детей с проблемами в развитии, а с другой — создает все необходимые предпосылки к тому, чтобы модернизировать и совершенствовать эту систему. При этом надо понимать, что мы имеем дело отнюдь не с неким закостеневшим документом, ведь нормативно-правовое регулирование образования детей с ОВЗ обязательно должно будет идти вслед за усилением внутреннего многообразия и усложнением контингента детей с особыми образовательными потребностями.

Источник: РиаНовости

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ