Архив:

Как чувствуют себя инвалиды на московских дорогах

Четыре ступеньки вниз, спотыкаюсь по очереди о три порожка - и вот я в гостях у автомобилистов-общественников. Сочетание слегка режет слух, но надо привыкать: ведь если для кого-то автомобиль - это престижная вещь, для других - хобби, то для инвалидов-опорников машина - это ноги, движение, скорость... Да просто сама жизнь.

Общероссийская общественная благотворительная организация инвалидов-автомобилистов города Москвы (ИНАВТО) была создана в июне 1994 года и сейчас объединяет около тысячи человек. Моя собеседница - председатель ИНАВТО Лариса Алексеевна Морозова.

Ей было всего тридцать два года - в роддоме при родах заразили стафилококком. Больше месяца пролежала с температурой 40, а когда стафилококк все-таки удалось убить, оказалось, что поражены хрящи тазобедренных суставов. Ребенка, слава богу, спасли, но... Приговор врачей: ходить больше не сможет.

Не сломалась, собралась, нашла в себе силы аспирантуру окончить. Правда, любимую работу в МИСИ пришлось оставить. А ведь именно там, на военной кафедре, она получила когда-то водительские права. Разве она могла предположить, что через несколько лет автомобиль станет для нее... Как сказать? Судьбой? Жизнью? Всем? Лариса Алексеевна до сих пор старается делать все, чтобы не сесть на коляску, сохранить активность и хоть с большим трудом, но передвигается с помощью костыля.

«Стою и жду, когда совесть проснется...»

Оставшись без работы, можно тихо болеть дома, но двое сыновей не давали расслабиться. А еще она научилась шить и даже начала этим зарабатывать. Мало того, когда образовалось общество инвалидов, Лариса Алексеевна окунулась с головой в общественную работу и возглавила транспортную комиссию ВОИ.

Вскоре автолюбители отделились в самостоятельную организацию и создали ИНАВТО. В начале июня этого года организация отметила свое 15-летие. Чем сейчас живет общество? Как изменилась жизнь инвалидов за прошедшие годы? Как чувствуют себя инвалиды на московских дорогах? Об этом и о многом другом я говорю с председателем ИНАВТО Ларисой Алексеевной Морозовой.

- С прошедшим вас праздником - можно так сказать? Все-таки пятнадцать лет - дата. Наверное, многое переменилось за эти годы...

- До 2005 года правительство России выплачивало инвалидам 60 процентов стоимости автомобиля «Ока», а по закону города Москвы получали хоть небольшие, но деньги на ремонт и бензин. Закон о монетизации все это отменил, и инвалиды опять оказались запертыми в своих квартирах.

- Вообще-то московский трафик - испытание не из легких даже для здоровых людей...

- К сожалению, культуры общения среди водителей нет. Знак «инвалид за рулем» означает, что автомобилем управляет инвалид первой и второй группы или на этом автомобиле перевозят инвалида первой и второй группы. Если бы люди помнили, что для инвалида даже ручное управление дело не из легких, что не всегда можно быстро отреагировать на подсечку или другой резкий маневр на дороге... Если бы не создавали сложности такому водителю, а наоборот, помогали!

- В последнее время один из острых вопросов - приспособление городской среды к нуждам людей с ограничением жизнедеятельности...

- Наша организация обращалась по этому вопросу в правительство Москвы. В настоящее время мы работаем с префектурами и управами.

Ведь есть такие предприятия, организации, где в первую очередь надо устанавливать пандусы, подъемники, дополнительные перила и т. д. Я говорю о поликлиниках, больницах, домах и других объектах, где трудятся и проживают инвалиды...

- В кризис денег на все не хватает...

- Но ведь часто и не требуются особые материальные затраты! Скажем, у здания нашей префектуры Северо-Западного округа есть пандус, который выходит на тротуар, а для спуска с тротуара инвалиду на коляске нужен пологий съезд, но он далеко впереди, за шлагбаумом, то есть до него еще нужно ехать. В слякоть и гололед такие виражи инвалиду практически недоступны.

Почему бы просто не перевернуть бордюрный камень для съезда с тротуара около пандуса и не бросить несколько лопат асфальта? Разве это требует так уж много денег?! Или другой пример: при входе в нашу управу есть замечательный пандус, но заехать на него и даже зайти невозможно, потому что там всегда припаркованы другие машины, как будто специально, как будто другого места нет! Если бы люди думали не только о себе, а хоть чуточку, хоть немножко о других... Еще пример: ВВЦ, территория огромная, и инвалид с больными ногами никогда никуда не дойдет. Так вот одна смена охранников пропускает инвалидов на машине, а вторая - ни в какую. Приходится вызывать начальника охраны, он без вопросов пропускает.

Но почему тогда одна из смен охранников так упорствует?! Или еще: на Шаболовке, на территории завода, есть магазин, ступенек там нет - очень удобно для людей на колясках или с палочкой. Но когда я подъехала на автомобиле к шлагбауму, с меня стали требовать деньги. Я достала документы и объяснила, что по закону города Москвы стоянка для машины инвалидов всегда бесплатна.

На что охранник стоянки на плохом русском языке мне объяснил, что у них свои законы и законам города Москвы они не подчиняются, мол, у них главный закон - это приказ начальника их торговой точки...

- И что вы делаете в таких ситуациях?

- Стою и жду, когда у человека совесть проснется. Чем дольше не просыпается совесть, тем длиннее образуется сзади хвост из машин. Тогда уже люди из очереди объясняют: зачем издеваться, пропусти человека.

Как правило, это действует, и меня пропускают. Но не у каждого инвалида такие крепкие нервы, чтобы это все выдержать. Поэтому наша организация обращается официально к директорам таких торговых точек, рынков или других подобных заведений и просит принять меры. Хотя сломить тупое сопротивление таких людей - дело нелегкое.

Вопросов пока больше, чем ответов

- Вы общественная организация, значит, каждый заинтересованный человек может обратиться к вам со своими проблемами?
- Да, можно прийти или позвонить в наш офис на улицу Народного Ополчения, дом 12, корпус 6, мы ежедневно здесь принимаем, кроме выходных. И люди идут, звонят - просят помощи. Вот, например, сейчас освобождаются парковочные места, убирают ракушки с улиц и вместе с этим массово сносят гаражи инвалидов, хотя по закону города Москвы стационарные гаражи и ракушки для инвалидов сохраняются.

Так, перед Новым годом был вопиющий случай, когда наш инвалид Борис Петрович Примочкин из района Щукино перед снегопадом приболел и оставил машину перед домом, не стал загонять в гараж. А когда поправился, пошел в гараж менять резину, приходит - ни гаража, ни резины, ни инструментов. Гараж снесли и даже не поставили в известность. Мы долго просили, писали, требовали, и вот только сейчас ему пообещали установить гараж.

Конечно, есть более сложные вопросы. У одного из сотрудников нашей организации ампутирована нога выше колена, и ему дают третью группу инвалидности (первая степень), и получается, что на машине с ручным управлением он не имеет права ездить, а должен управлять обычным автомобилем. В ГИБДД нам разъяснили, что эта норма была узаконена Верховным Советом СССР, поэтому теперь мы будем подавать в Конституционный суд жалобу.

- Ваша организация общероссийская. Вы часто общаетесь со своими отделениями в регионах?

- Довольно часто. Буквально недавно приезжала глава отделения из Владимирской области, для того чтобы мы подобрали правовые документы по вопросу защиты инвалида, которого хотят выселить из квартиры за долги по квартплате.

Ситуация банальная: ТСЖ делает квартплату, равную пенсии инвалида, образуется долг за неуплату, а если есть долг, то инвалид даже субсидию получить не может, а долг все растет и растет... В регионах это не единичная ситуация, стараемся помочь своим коллегам.

- А как у москвичей с квартирным вопросом?

- Вот как раз сейчас мы собираем документы, чтобы обратиться к депутату Хованской по поводу квартиры для молодой семьи инвалидов. От Кати отказалась мама еще в младенчестве, девочка была пятой в семье и родилась с болезнью ног. Она оказалась в интернате, а когда выросла, то в санатории познакомилась с Сергеем, членом нашего общества.

Образовалась молодая семья, но жить ей негде, поскольку Сергей живет в маленькой двушке с родителями и маминым новым мужем. А Кате интернат не дал квартиру, и она поселилась с мамой, отчимом и семьями своих братьев и сестер, но привести туда еще мужа невозможно. Будем стараться помочь семье.

- Вы помогаете и на работу устроиться. Как вам это удается, ведь и здоровым людям сейчас нелегко найти работу?

- Иногда через знакомых, пишем письма на предприятия, просим помочь с трудоустройством. Чаще нам говорят, что штат набран, но бывает, что работодатели откликаются. Кроме того, еще в первые годы существования ИНАВТО мы организовали свою мастерскую по установке ручного управления, выпускали полиграфическую продукцию - значок «водитель-инвалид», рекламную продукцию.

К сожалению, сейчас заказов мало. Еще в начале деятельности у нас сложились хорошие отношения со многими производствами: Подольским аккумуляторным заводом, Московским шинным заводом и др., которые по льготным ценам снабжали нас своей продукцией.

Есть еще МАКИ - Московский автомобильный клуб инвалидов, мы с ними дружим, принимаем участие в ралли и других мероприятиях.

Управление занятости Западного округа предложило нам очень хорошую форму работы: мы нанимаем инвалида для работы в нашей организации, а зарплата выплачивается из фонда занятости - до 7 тысяч рублей, нам это очень помогает. Кроме того, сейчас много членов нашего общества работают на лизинговые компании, это в основном лежачие люди, которые прикованы к кровати.

- Работа для лежачего - это реально?

- Они выполняют надомную работу по Интернету. Это очень удобная форма сотрудничества: руководитель лично приезжает на дом, чтобы заключить трудовой договор, подписать приказ о зачислении. Заработная плата перечисляется на сберкнижку, а бригадир - один из инвалидов, но более мобильный и образованный - получает задание, распределяет его и составляет отчет. В бригаде около 10 человек, поэтому вполне реально контролировать работу каждого.

- Можно представить, насколько для этих людей важна работа...

- Это огромный жизненный стимул! Человек, начиная активно работать, погружаясь в Интернет, общается с миром, с людьми, переосмысливает свое существование. Кроме того, люди, объединенные в бригаду, переписываются друг с другом, у них появляются общие заботы, интересы... Да без преувеличения, у них начинается совсем другая жизнь!

За справкой на третий этаж

- Насколько я знаю, у инвалидов часто возникают проблемы с налоговой инспекцией...

- Да, налоговые инспекции под маркой борьбы с коррупцией просто преследуют инвалидов - иначе не скажешь. Работодатели и так не горят желанием иметь с нами дело, а когда начинаются претензии налоговиков, расследования, угрозы, проверки, то фирме проще отказать в работе.

- В чем суть конфликта?

- Фирма, которая берет инвалида на работу, имеет льготы при налогообложении.
Но, как правило, инвалидам платят мало, и люди стараются работать в двух-трех местах, законодательство это разрешает, но льготы по налогообложению должны быть на одном предприятии. С инвалидов требуют, чтобы они давали показания против предприятий, на которых работают, чтобы они не пользовались налоговыми льготами.

Не первый раз наша организация сталкивается с налоговой, сложности возникают на каждом шагу и по разным поводам.

- Не только по работе?

- Вот простой пример. Мы третий год в течение месяца не можем получить справку от налоговой об отсутствии задолженности по уплате в бюджет. Справка нужна для получения спортивного гранта по программе «Теннис на коляске». Дама, которая должна нам выдать эту справку, сидит на третьем этаже. Я подняться туда физически не могу. Мне заявляют: «Пусть приходит тот, кто может дойти». Но в нашей организации работают только инвалиды! И даже если не опорники - люди плохо слышат, имеют заболевания психики и т. д., поэтому, кроме меня, пойти некому! Вы поймите, это для здорового человека не проблема, а у нас-то... Ну, короче, дама, страшно недовольная, все-таки спускается за документами, а поскольку ей надо проверить данные по компьютеру, то мне назначается встреча через несколько дней. Приезжаю и узнаю, что у нас... рубль задолженности по ЕСН...

- Рубль?! Один?

- Да! Но весь фокус в том, что наша организация ВООБЩЕ освобождена от единого социального налога, откуда может взяться долг?! Так я и ездила в это отделение № 28 полтора месяца, пока мне всетаки не выдали справку.
Вот такие у нас... крутые виражи иной раз.

Все зависит от людей

- 2009 год провозглашен в Москве Годом равных возможностей. Вы ощутили это на себе?

- К сожалению, не все правильно понимают это название...

- Но я знаю, что день рождения вашей организации вы справляли в байк-центре «Ночные волки»...

- Да, и мы им очень благодарны, в их лице мы нашли очень хороших друзей. Они все взяли на себя: организовали столы, световое шоу, помогли с программой - и все безвозмездно. Представляете, что значит такой праздник для инвалидов?! Его ведь ждут, к нему готовятся целый год.

А знаете, все очень просто: все зависит от людей.

- Сейчас лето - время отпусков. Собираетесь отдыхать?

- В прошлом году мы открыли для себя Турцию. Нашли один очень недорогой отель, полностью приспособленный для инвалидов, собрали группу и отправились на отдых. Ехали тяжелые колясочники со всей страны. Это незабываемые впечатления. Мало того что в Турции в каждом отеле обязательно есть номера для инвалидов, но этот отель - нечто особенное! Там, знаете, есть специальные сопровождающие, которые проводят тебя к морю, встретят, в бассейне - подъемник, комнаты большие, на коляске можно проехать везде, даже на балконы... Для многих наших инвалидов-колясочников это был первый выход из дома, не то что из страны. После этой поездки наши инвалиды стали срочно оформлять загранпаспорта, и уже сейчас звонят желающие поехать. А что? Может быть, и получится, особенно если нам помогут...

- У вас не слишком приспособленное для колясочников помещение - подвал...

- Да вы знаете, нам еще крупно повезло, что СевероЗападный округ нам выделил это помещение! Оно, конечно, не приспособлено для инвалидов, сами видите, везде порожки, крутые ступеньки, по которым даже человеку с тросточкой тяжело спуститься, а на инвалидной коляске вообще невозможно. Мы платим за аренду этого помещения, а также за свет, телефон, Интернет. Что, поверьте, нам совсем нелегко дается. Конечно, необходимо выделять организациям инвалидов более удобные помещения. Но, несмотря на все, нам, я считаю, повезло, ведь помещение - это большое дело, потому что многие инвалидные организации остались вообще на улице. А действующий федеральный закон ставит все инвалидные общественные организации в равные условия с коммерческими и обязывает участвовать в конкурсе на предоставление помещений в аренду. Как возможно, а?! Видимо, в Год-то равных возможностей так и должно быть, чтобы хоть в чем-то мы были наравне со здоровыми людьми...

Наталья Козырева

Источник: Газета «Вечерняя Москва»

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ