Архив:

Образование для всех. Учимся вместе, без барьеров и препятствий

«Дети должны учиться вместе» — в этом социальном слогане, в этих простых словах — огромный нравственный смысл! В Москве живут 35 тысяч детей с инвалидностью. Не случайно вопрос образования таких ребят стал одним из главных на заседании Координационного совета по делам инвалидов при мэре Москвы.

Наверное, многие из вас видели на улицах столицы рекламный плакат, как будто нарисованный рукой ребенка: мальчики и девочки идут в школу, один из них сидит в инвалидной коляске. «Дети должны учиться вместе» — в этом социальном слогане, в этих простых словах — огромный нравственный смысл, ведь именно в детстве — и в школе, конечно же! — воспитываются, закладываются в душу самые важные человеческие качества, в том числе милосердие и сострадание, умение понимать и принимать другого человека как равного себе.

Вопросы образования детей с ограниченными физическими возможностями стали главными на повестке дня заседания Координационного совета по делам инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при мэре Москвы.

Сейчас в столице проживают около 1,2 миллиона инвалидов, из них 35 418 детей. Общая цифра не меняется на протяжении многих лет, но, как ни прискорбно, есть тенденция роста именно детей с проблемами здоровья. Только с 2009-го их стало больше на 4,5 тысячи. Причины тому разные. Но очень важно одно: нужно сделать все, чтобы маленькие граждане имели равные возможности со здоровыми сверстниками получить достойное современное образование. Ведь именно это залог того, что в дальнейшей, взрослой жизни они смогут занять свое место в обществе.

«От особых образовательных потребностей — к равным образовательным возможностям» — так обозначили тему обсуждения участники совета, среди которых были и представители органов исполнительной власти города, и представители общественных организаций инвалидов. А также педагоги, реабилитологи, социальные работники. В системе социальной защиты населения города работает сегодня пять реабилитационно-образовательных учреждений, в которых получают образование 1120 обучающихся.

Недавно в ведение Департамента соцзащиты населения были переданы несколько государственных образовательных коррекционных учреждений, где ребята обучаются по адаптированным образовательным программам и программам общего образования. По словам руководителя Департамента соцзащиты населения Владимира Петросяна, реорганизация позволила создать единое реабилитационно-образовательное пространство, повысить эффективность предоставления услуг.

Как было отмечено на заседании совета, Департаменты социальной защиты населения и образования Москвы проводят целенаправленную совместную работу по созданию условий для обучения детей с инвалидностью в общеобразовательных учреждениях — по адаптированным программам, со специальным сопровождением. Родители детей с инвалидностью имеют возможность сами выбирать учебное заведение для своего ребенка, — коррекционное, специальное или общеобразовательное. При этом активно развиваются инклюзивное и дистанционное образование. То есть сейчас у людей есть право выбора из множества вариантов именно той школы, того образовательного учреждения, которое наиболее подходит и «показано» каждому ребенку.

Среди других предложений, прозвучавших на заседании, было и такое: проработать вопрос создания на территории каждого района ресурсной школы, которая предоставит равные возможности получения качественного образования всем ученикам, как с инвалидностью, так и здоровым. Ведь и в самом деле дети должны учиться вместе — без препятствий и барьеров.

Прямая речь

Владимир Петросян, руководитель Департамента социальной защиты населения Москвы:

- Сегодня создаются учреждения нового типа, такие как Комплексный реабилитационно-образовательный центр инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы и проблемами психоневрологического профиля. Реорганизация уже приносит свои плоды. Наши ребята успешно сдали ЕГЭ, параллельно мы развиваем реабилитационные услуги в этих учреждениях. Работа в этом направлении будет продолжена.

Что сделано в столице для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

• За последние четыре года в столице было построено 130 зданий для учреждений образования (только в прошлом году —39), во всех проектах созданы условия для того, чтобы их могли посещать маломобильные группы граждан.

• В качестве приоритетного направления развития системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и детей-инвалидов, рассматривается инклюзивное образование. Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное.

• Все образовательные учреждения обеспечены оборудованием для реализации адаптированных программ: зрительные ориентиры, оборудованные игровые зоны, «бегущая строка», тактильная дорожка в коридоре, подъемники, лифты, пандусы, ридеры, наушники, специальные канцелярские принадлежности для детей с ДЦП, таблички с названиями кабинетов по Брайлю, подъемники, вертикализаторы.

• Сегодня инклюзивные практики реализуют 316 образовательных организаций. Инклюзивное образование получают 8654 ребенка-инвалида школьного возраста.

55da466bd396f92af72c7133dc7f5cd6.jpg

Школа стала настоящим домом

Иван Вишнивецкий, директор школы-интерната для слепых обучающихся №1:

- Нам приятно, что заседание Координационного совета по делам инвалидов при мэре Москвы, на котором обсуждалась такая важная тема, как образование детей с ограниченными физическими возможностями, прошло на базе нашего учреждения. Школа-интернат для слепых обучающихся № 1 была основана еще в 1882 году. Сейчас у нас обучаются 283 ребенка, 28 из них в дошкольных группах. Обучение проходит с 1-го по 12-й класс. Наши дети — тотально незрячие либо с остатками зрения 0,04 процента. И мы — единственная школа в столице, где все обучение ведется только на шрифте Брайля. Кроме этого, у нас есть пять вспомогательных классов, где обучаются ребята с другими сопутствующими заболеваниями.

Обучение в школе-интернате проходит по тем же общеобразовательным программам, что и в обычных школах. По окончании 12-го класса учащиеся могут выбрать сдавать ЕГЭ или традиционный государственный выпускной экзамен. Многие выбирают ЕГЭ, чтобы потом поступить в вузы. Причем сдают его неплохо. В прошлом году максимальный балл по русскому языку был 92, а по английскому — 95 баллов. Кстати, за последние три года школа выпустила пять медалистов.

Во второй половине дня у нас проходит социокультурная реабилитация. Наши дети ездят по музеям, выставкам. Есть также индивидуальные занятия по пространственной ориентировке, социально-бытовой, где детей учат навыкам самообслуживания в обычной жизни. Работают различные кружки, позволяющие ребятам реализовать себя творчески.

Ольга Юрьева

Источник: Вечерняя Москва

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ