Архив:

Легко ли учиться инвалидам в вузах Мурманской области?

Исследование, проведенное центром независимого мониторинга «Народная экспертиза» показало, что в большинстве российских вузов не созданы условия для обучения инвалидов. В учебных заведений нет пандусов, лифтов, специальных указателей для слабовидящих, а узкие дверные проёмы – очередная преграда на пути инвалидов-колясочников.

Студентка второго курса МГГУ, член паралимпийской сборной России Екатерина Мошковская практически ничего не видит с самого рождения, но сидеть без дела не в её правилах. В гуманитарный университет девушка решила поступать на общих основаниях, имея право на внеконкурсное зачисление в вуз. Экзамены Катя сдала успешно и учится на бюджете.

Екатерина - инвалид по зрению, к условиям обучения, точнее сказать, их отсутствию, уже приспособилась. На лекциях конспектирует материал самостоятельно, а считывать информацию с доски помогают одногруппники. Но такая «безбарьерная» среда заканчивается на пороге факультета. Перешагнуть его и идти дальше помогает лучшая подруга.

«Если мне надо сходить в деканат, то всё становится сложнее. Вчера буквально, я звонила подружке, говорю, пошли со мной, я не найду там ничего, - делится своими проблемами Екатерина Мошковская, студентка МГГУ. - Она никогда не отказывает, помогает мне».

Сегодня в одном из крупнейших вузов области на очной основе обучается 21 студент-инвалид, что в два раза больше, чем в 2010 году. Пока лишь в одном учебном корпусе гуманитарного университета установлен один пандус. Оборудованы ими два здания общежития. До сентября планируют закупить ещё несколько складных пандусов.

«Проблема, которая существует на сегодняшний день у нас, - отсутствие соответствующего уровня финансирования, - говорит Юлия Заузольцева, ведущий специалист отдела по работе со студентами МГГУ. - Поэтому, всё, что мы делаем по развитию инфраструктуры, то делаем только своими силами».

Сегодня в Мурманской области действует 19 учреждений высшего профессионального образования: два государственных - МГГУ и МГТУ, два негосударственных - Мурманская академия экономики и управления и Международный институт бизнес образования. Остальные 15 вузов - это филиалы.

«У нас имеются тифлографические знаки, заказанные в Москве, - пояснила Ольга Чиркова, проректор по административной работе МАЭУ. – Они отмечают лестницы, вход в кафе, углы, чтобы слабовидяшим было легче ориентироваться в нашем вузе».

Тифлографические знаки для лиц с нарушением зрения ярко-жёлтого цвета.

В Мурманской академии экономики и управления такие указатели установлены возле дверных проёмов, лестниц и на входе в вуз. Для слабовидящих доступна и официальная версия сайта учреждения. Установлен пандус для инвалидов-колясочников. «Мы реализуем программы дополнительной переподготовки и повышения квалификации, адаптированные для лиц с ограниченными возможностями здоровья, - поясняет Анатолий Яшин, директор центра дополнительного профессионального образования МАЭУ, профессор. - Осенью у нас была программа реализована по заказу центра занятости, где обучался слушатель на программе 1С. Молодой человек, окончив программу, сейчас работает в коммерческой организации».

Доступность высшего образования это не только лифты, пандусы и расширенные дверные проёмы. Это ещё и преподаватели, которые должны быть готовы к работе с инвалидами разных категорий. Для этого нужны адаптированные учебные программы, специальные пособия, аудио и видео устройства.

Елена Долматова, проректор по учебно-методической работе МАЭУ, говорит: «22 сотрудника и преподавателя нашей академии прошли обучение, изучив методики. Мы полностью готовы к реализации учебного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Сейчас Министерство образования и науки Мурманской области ведёт мониторинг вузов по развитию инклюзивного образования в регионе. Согласно указу президента до 2020 года образование должно стать доступным для инвалидов. Не менее 25% из числа всех вузов страны должны создать безбарьерную среду для обучения «особенных студентов».

«Лидером в нашем регионе является МГТУ, - отмечает Татьяна Ларина, главный специалист Министерства образования и науки Мурманской области. - У них часть помещений одного из корпусов оборудована по всем требованиям: туалеты, пандусы, расширены места в аудиториях. На втором месте – это МАЭУ и МГГУ».

Высшее образование для людей с ограниченными возможностями - это лишь один шаг на пути к инклюзии. Нерешенной остается проблема трудоустройства инвалидов. В 2014 году занятость таких граждан в регионе составила 54%. Спрос на труд инвалидов 1 и 2 групп практически отсутствует. 

Источник: АРКТИК ТВ

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ