Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Уроки через Skype. Обучаясь дистанционно, ребята живут насыщенной школьной жизнью

Тот, кто каждый день просыпался по звонку будильника и мчался в школу, вряд ли задумывался, как проходят уроки у одноклассников, которые учатся дистанционно. А между тем ребята с ограниченными возможностями здоровья также изучают новые темы, выполняют домашнее задание, корпят над контрольными работами и даже занимаются в кружках по интересам. И все это – почти не выходя из дома.

Не выходя из дома

Как рассказала директор центра дистанционного обучения Елена Будылёва, с 2010 года в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в островной области работает программа «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов». Сегодня на дому с применением дистанционных образовательных технологий обучаются 108 сахалинских школьников и студентов из 16 районов области, кроме Курильского и Северо-Курильского.

7a2e521b6cae828c9f43f12036a122a5.jpg

У школьников с ограниченными возможностями немало достижений на конкурсах регионального, всероссийского и международного уровней

Центр дистанционного обучения был создан как структурное подразделение Института развития образования Сахалинской области (ИРОСО). Дома у каждого ребенка-инвалида специалисты центра устанавливают комплект специального оборудования. Туда входит множество технических благ цивилизации – от компьютера до фотоаппарата и цифровой лаборатории «Архимед». Кстати, бесплатно предоставляется и доступ в Интернет.

– Кроме того, в комплекте каждый ребенок получает микроскоп, который можно подключить к компьютеру и рассмотреть различные образцы на большом экране, сделать снимки, – рассказывает методист центра дистанционного обучения Евгения Лазарева. – Ребятам также выдают набор разнообразных датчиков – для определения атмосферного давления, температуры, влажности воздуха. Детям, которые большую часть времени проводят дома, особенно интересны такие вещи для познания окружающего мира.

266ccb0fb8d8fe72d165ec2fc48643af.jpg

В комплекте каждый ребенок получает микроскоп

В зависимости от типа заболевания школьникам предоставляют специальные технические устройства. Например, на клавиатурах для детей с нарушениями зрения хорошо видны яркие крупные кнопки. Те, кто не видит, получают специальный принтер, который позволяет печатать рельефно-точечным шрифтом Луи Брайля. Ребятам, которые не могут шевелить руками, помогает головная мышь. А для детей со слабыми руками и пальцами есть мыши-джойстики с крупными кнопками.

Среди сверстников

Каждый ученик с ограниченными возможностями обучается дистанционно по своему индивидуальному плану. С учителями ребята общаются через Skype. Кроме того, педагоги разрабатывают свои учебные программы и выкладывают их в электронном варианте на образовательном портале http://sakhitti.ru. В любое удобное время школьник может зайти в Интернет и самостоятельно изучить материал.

Нередко ребятам приходится надолго уезжать на материк на лечение. На этот случай у школьников есть макбуки, с их помощью они, помимо прочего, общаются с педагогами в режиме онлайн. Ребята могут отсутствовать несколько месяцев, но при этом не отстают от учебной программы.

Ученики с ограниченными возможностями не оторваны и от школьной жизни. Если самочувствие позволяет, родители приводят их на занятия в школу. Иногда педагоги проводят уроки в формате видеоконференций, и ребята получают возможность виртуально присутствовать среди своих одноклассников.

– Мы не видим отчуждения со стороны сверстников. Чтобы дети не чувствовали себя изолированными от общества, большую работу ведут и специалисты ИРОСО, и педагоги, и родители. Ребята с ограниченными возможностями приходят на уроки в школу, проводятся совместные внеклассные мероприятия. Нет такого, чтобы ребенок был на чисто дистанционном обучении. Все равно оно смешанное – и дистанционное, и традиционное, – поясняет директор центра Е. Будылёва. – Дети-инвалиды коммуникабельны, они полностью включены в социум. Например, Илья, который живет в поселке Вал. Он приходит на уроки в класс. Или колясочник Сережа из Быкова… Одноклассники постоянно помогают ему переносить инвалидную коляску. У мальчиков много друзей среди сверстников…

Собираем роботов

Дистанционные технологии не только позволяют детям-инвалидам получать качественное образование, но и помогают ребятам включиться в социум. Способствуют этому и тематические сетевые мероприятия.

На образовательном портале центра дистанционного обучения постоянно работают три проекта: «Океан поздравлений в твой день рождения», «Давайте дружить» и «Кружок робототехники Лего». Ребята дарят друг другу виртуальные открытки, находят новых друзей изо всех уголков островного края и делятся своими успехами в конструировании роботов.

34bd012d3802ac08bee2b321d11c8c54.jpg

Из таких деталей ребята собирают роботов

Кроме изучения математики и литературы, химии и русского языка, школьники-инвалиды по желанию могут дистанционно заниматься в кружках по интересам. Учителя школ и специалисты центра организовывают для ребят дополнительное образование. Квиллинг и музыка, информационные технологии и кулинария, искусство и рукоделие – ребята могут выбирать любое занятие по душе.

Особенно любима школьниками робототехника. Каждому ученику с ограниченными возможностями в комплекте выдается набор конструкторов «Лего» с элементами программирования.

– Из этих конструкторов можно собирать различные модели роботов – крокодила, обезьянку, вратаря и другие. А можно придумывать своих. Модель через USB подключаются к компьютеру, и программа заставляет фигуру двигаться. Составляют программки сами ребята – по образцу или придумывают собственные. Можно даже наложить звуки. Крокодил, например, открывает пасть и рычит. Обезьянка бьет лапами по барабану, – поясняет педагог-психолог центра дистанционного обучения Ольга Пасынкова.

Школьники с ограниченными возможностями, их родители и педагоги принимают активное участие в региональных, российских и международных проектах. Так, осенью 2013 года проходил Всероссийский дистанционный конкурс компьютерного творчества среди детей-инвалидов «Твой шанс». В нем поучаствовали десять юных сахалинцев. Двое ребят из Холмского и Долинского районов заняли призовые места. Все участники получили дипломы и памятные подарки – талисманы зимних Паралимпийских игр – Лучика и Снежинку.

52472f6341f6f70070d4c2cfbda24130.jpg

Класс дистанционного обучения

В апреле прошлого года состоялась онлайн-встреча «Книга без границ. Минск – Южно-Сахалинск». Ребята с ограниченными возможностями смогли пообщаться с литераторами из Республики Беларусь – Андреем Жвалевским и Евгенией Пастернак.

Также прошел дистанционный конкурс чтецов «Родной край». Ребята читали стихотворения и отрывки из прозы о любви к Родине, записывали аудио- или видеоролики и размещали их на образовательном портале центра.

Сегодня юные сахалинцы готовятся к участию в Международном творческом конкурсе «Виртуальная мультимедийная энциклопедия сказок». Ребята должны придумать свою сказку или выбрать уже известную историю и преподнести ее в неожиданном формате. Можно записать аудио, создать анимационный фильм, оформить книгу с собственными иллюстрациями – в общем, есть, где разгуляться фантазии.

Сурдопедагог и дефектолог

На особом счету в деле дистанционного обучения стоит вопрос педагогический. Прежде чем начать работу с учениками-инвалидами, все учителя проходят курсы повышения квалификации в Институте развития образования.

– Педагогическая ответственность не зависит от режима: работаешь ты онлайн или в классе – разницы нет. Ты педагог, ты творишь, учишь. Другой вопрос, что технологии и работа с аппаратурой требуют особых знаний и умений. Но учителя с большим желанием и энтузиазмом осваивают новое, – замечает Е. Будылёва.

По словам Елены Юрьевны, сложность состоит в том, что на островах можно по пальцам пересчитать учителей со специальным образованием – тифлопедагогов, дефектологов, сурдопедагогов. Но в прошлом году три специалиста из сахалинского центра дистанционного обучения начали повышать свою квалификацию в Москве. Уже летом дипломы получат два сахалинских сурдопедагога и дефектолог. Всеми премудростями работы с особенными учениками они смогут поделиться с коллегами.

Кстати

С 2012 года выпускники школ с ограниченными возможностями могут получить профессиональное образование в Сахалинском промышленно-экономическом техникуме. На выбор таких студентов предлагаются две специальности: «право и организация социального обеспечения», а также «документационное обеспечение управления и архивоведение».

Екатерина Банковская

Источник: Сахалин и Курилы