Архив:

Артем Моисеенко: В Приморье инвалиды вынуждены жить прикованными к кроватям

Только официальная статистика насчитывает в Приморском крае 132 тысячи инвалидов. Как утверждают сами краевые власти, такое количество инвалидов стало следствием высокого уровня заболеваемости и травматизма населения, недостаточным качеством медицинской помощи и услуг, оказываемых лечебно-профилактическими учреждениями, а также другими причинами. И только общественные организации помогает людям, оказавшимся в нелегкой жизненной ситуации. 

Корреспондент ИА «Дейта» пообщался с основателем и руководителем Межрегиональной общественной организации инвалидов «Ковчег» Артёмом Моисеенко и узнал о том, что заставляет людей с ограниченными возможностями каждый день вести борьбу за свою жизнь и достигать невозможного. Руководитель общественной организации инвалидов "Ковчег" о "недоступной среде", спортсменах-инвалидах и людях, зарабатывающих на чужой беде.

- Становится ли жизнь инвалидов в Приморье легче?

С каждым годом проблем становится всё больше, и сейчас я понимаю, что именно нужно сделать, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки. В крае стали появляться активные люди на колясках, однако их должно ставиться еще больше: люди не должны лежать дома, нагружая при этом проблемами свои семьи, друзей и близких. Социальная служба организованная государством в полной мере эти задачи не выполняет. А если и пытается, то с большой натяжкой: может просто за продуктами сходить, за лекарствами, но и то за деньги. Это неправильно, сейчас данный процесс нужно налаживать.

Людям с инвалидностью необходимо выходить на улицу, но дело в том, что наши дома строились абсолютно неприспособленными: практически нигде нет пандусов, где-то даже лифтов. А где есть лифты, остается лестничный пролет, для преодоления которого все равно нужен пандус.  Следовательно, человек живет прикованным к кровати, к своей квартире. В Москве мы увидели, как решается такая проблема: нужно делать легкие откидные пандусы, которые бы не мешали соседям, не усложняли проход.

Наша организация тоже разработала такие пандусы и уже имеет опыт их установки в домах, где проживают люди на колясках. Самостоятельно оплатить такое устройство зачастую для инвалидов – непозволительная роскошь, учитывая размер пенсии. В идеале этим должна заниматься управляющие компании, но они элементарно уходят от ответа.

На доступную среду в Приморском крае ежегодно выделяется порядка 130 миллионов рублей. На часть этой суммы можно было бы, к примеру, установить пандусы в учреждениях государственной и социальной значимости. Но при этом необходимо, чтобы люди становились активными, чтобы им помогали в этом. Иначе, зачем эти пандусы будут нужны: для галочки?

191735846ca850db45be9cfcf3f78016.jpg

- Общественный транспорт во Владивостоке доступен для инвалидов?

Во Владивостоке есть общественный транспорт, рассчитанный на инвалидов. Например, большие немецкие автобусы «MAN», которые закупила городская администрация. То есть, проблема частично решилась. Масса людей на колясках теперь может хоть как-то передвигаться по городу. Но есть и обратная сторона медали: водители таких автобусов очень часто не идут навстречу инвалидам: вроде видят, что человек на остановке ждет помощи, но не обращают на него внимания. Просто, наверное, не хотят вставать с места и пачкать руки.  

Нашей организацией была выдвинута инициатива купить небольшие микроавтобусы с гидроподъемниками. Создалась организация «Инваслужба», которая возит людей с ограниченными возможностями здоровья в аэропорт, в больницу и другие объекты. Администрация Владивостока помогает в этом деле и позволяет бесплатно возить людей несколько раз в месяц по важным делам.  

Есть коммерческие структуры, которые оказывают подобные услуги, но они берут за это большие деньги. Не всякий человек сможет отдать 5 тысяч рублей за одну поездку. Есть и сознательные организации, которые относятся к такой проблеме с пониманием и берут плату поменьше. То есть, те 130 миллионов рублей, которые выделяются на «Доступную среду» могли бы решить и проблему перевозок. Можно было, к примеру, закупить 20 микроавтобусов с подъемниками для инвалидов со всего Приморского края. Таким образом, проблема интеграции маломобильных граждан в общество, в большей степени была бы решена.

- Насколько известно, в Приморье не ни одного специализированного медицинского учреждения, которое занималось бы лечением и реабилитацией инвалидов?

Ни в Приморье, ни на Дальнем Востоке таких учреждений нет. В связи с этим, люди имеющие инвалидность летают на Запад для лечения, а для них это очень тяжелое испытание: длительный перелет, смена обстановки.

В Приморском крае существует программа, направленная на развитие и поддержку людей с инвалидностью. На её реализацию из казны РФ выделили порядка 1.5 миллиардов рублей. Это огромные деньги. Но именно наша проблема, проблема людей на колясках и людей с ДЦП, не учтена должным образом. Зато принято решение построить в Уссурийске центр для людей с психоневрологическими отклонениями на 400 мест. Именно на него и потратят больше половины всей выделенной суммы. Вторую часть решено пустить на закупку различного оборудования. Да, возможно, психоневрологические больные нуждаются в помощи больше инвалидов-колясочников, но наши проблемы учитывать тоже необходимо.

Мы не раз говорили о том, что гораздо эффективнее было бы построить учреждение, допустим, на 300 мест для психоневрологических больных и на 100 мест для маломобильных инвалидов. Но, к сожалению, нас не услышали.

27b1b6adb18e8135ec39d4d50dee5b04.jpg

- Неужели и со спортом для инвалидов всё также плохо?

Примерно, да. Представьте, если человек с инвалидностью начинает заниматься физкультурой и спортом, то для него это уже большой шаг вперед. И нашим властям нужно более серьезно подойти к этой проблеме. Сейчас у инвалидов нет должной возможности тренироваться и готовиться к участию в больших соревнованиях. Администрация нам говорит: «Вы тренируйтесь сами, вот вам зал, готовьтесь к соревнованиям, собирайте команду, подготавливайте документы, и мы вас отправим». Но, на наш взгляд, это неправильно, потому что в данном случае нужны согласованные действия обеих сторон.

Представьте, каково это собрать маломобильных граждан со всего Приморья в одном месте для тренировок? Это титанический труд, потому что для этого необходимо, как минимум, финансирование. Нужно организовать жилье, питание, тренера, транспорт и продумать другие, более мелкие моменты. Ничего подобного нет, и практически все наши спортсмены-инвалиды сидят дома. За несколько дней до какого-то чемпионата мы их собираем, проводим одну-две тренировки и отправляем. В таком случае говорить о высоких результатах просто не имеет смысла.  

38e8fffd9fe256f9195ef4ca3b3fbff3.jpg

Спорт - неотъемлемая часть жизни для людей с ограниченными возможностями здоровья

- А как краевые власти поддерживают людей с ограниченными возможностями?

К сожалению, в администрации пока нет такого человека, который по-настоящему бы занялся этим делом. Наша организация была создана именно по этой причине. И за время существования сделала многое; многих людей реабилитировала. Мы выступали инициаторами и долго шли к созданию специализированной автошколы. Сейчас инвалиды могут получать водительские удостоверения, многие из них уже водят машины. Это гигантский прогресс.

Благодаря активности нашей федерации спорта в сборную России по регби на колясках вошел приморец. Раньше он об этом ничего не знал и даже не представлял, что у него откроются такие жизненные горизонты.  Сейчас он ездит на запад страны и участвует в различных чемпионатах, в том числе международных.  Администрация же участвует в этом постольку-поскольку.

Мы, конечно, прилагаем максимум усилий в этом направлении и делаем даже больше, чем можем. Но, к сожалению, действуя практически без поддержки, нам умудряются еще и палки в колеса вставлять. Существует другая организация инвалидов, которая считает себя более значимой. Из казны края на ее развитие ежегодно выделяется более 10 миллионов рублей, хотя организация имеет и другие источники дохода. По утверждению руководства данной организации, в ней состоит более 20 тысяч инвалидов по всему Приморью. Между тем, когда «Ковчег» делал автопробег по краю в более чем 17-ти городах, мы этих людей не увидели. Более того, когда мы общались с жителями этих городов, о существовании этой организации они ничего не знали. Многие инвалиды сообщали, что совершенно случайно узнавали о том, что состоят в этой организации. При этом каких-либо заявлений они не писали. Из разных источников мы узнаем, что руководство этой организации опасается нашей активности и прилагает максимум усилий для нашей дискредитации. Спрашивается, кто в этом заинтересован? Почему в это не вмешиваются власти?

1c9b4cb1f2ed0fa9d55e761d62b5229a.jpg

"Инваслужба" - абсолютно новое и бесплатное направление помощи инвалидам

В декабре 2014 года авиакомпанию «Аврора» только по суду заставили выдавать спецкресла инвалидам бесплатно, ранее требовали деньги. Как к этому относится «Ковчег»? Не пытались ли вы как-то решить данный вопрос с «Авророй» до суда?

Это, конечно, уже ни в какие ворота не лезет. Видимо, «Аврора» решила какие-то деньги заработать на несчастьях граждан. Если авиакомпания не знает закон, то кто-то им должен это объяснить. Да и в аэропорту Владивостока произошли какие-то изменения, которые не лучшим образом отразились на нас.  Раньше всё было нормально: приветствие, улыбки, общение и так далее. А сейчас негатива много. Был разговор о том, что в комнату для маломобильных граждан их сопровождающие смогут зайти лишь за деньги.

4e25ca4c2046515e8fe41ba125eea70e.jpg

В самолётах "Аврора" специальные кресла для инвалидов предоставлялись за отдельную плату

Действует ли программа «Доступная среда» в воздухе?

Пока не действует. Самолеты неудобны для людей на колясках. В них хоть и есть туалет со значком «Инвалид», но пользоваться им невозможно. Проходы между сиденьями узкие, поэтому для перемещения по борту необходима специальная коляска, которую редко встретишь даже в современных в самолетах. Что уж говорить, о лежачих инвалидах, которым необходима частая помощь на Западе России и за границей. Тем не менее, сами работники авиакомпаний помогают зайти в самолет, выйти из самолета. Отношение здесь к инвалидам хорошее.

Какие у «Ковчега» планы на ближайшее будущее?

Организация сейчас активно развивается: появились отделения в нескольких городах Приморского края, и они уже активно работают. Другие города, смотря на них, тоже готовы действовать. Такая же ситуация складывается в центральной и западной частях России. Организации «Ковчег» уже открылись в Калининградской, Мурманской и в других региональных центрах. В планах у нас объединиться во всероссийскую организацию, но это займет ещё несколько лет.

Сейчас на Западе активно развивается социальное предпринимательство. «Ковчег» тоже хочет освоить это направление, начать зарабатывать деньги и самостоятельно себя обеспечивать. Сейчас мы уже готовы оказывать строительно-отделочные работы квартир для граждан, а также на государственных и коммерческих предприятиях. У нашей организации есть большие грузопассажирские микроавтобусы, и мы готовы предоставлять услуги перевозки пассажиров и грузов. Есть и другие направления, которые в ближайшее время мы намереваемся запустить. Хочется отдельно отметить, что в «Ковчеге» уже работают люди с инвалидностью, и в дальнейшем мы планируем вовлечь еще большее количество таких людей. Надеемся, что нашу инициативу поддержит администрация Владивостока и Приморского края, а также предприниматели и население.

Источник: ДЕЙТА.РУ

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ