Архив:

В театр на коляске? Легко!

Мне позвонили и сказали, что есть возможность поехать на открытие после ремонта красноярского театра им. Пушкина. Я не театрал, но почему-то ощутил волнение. В театре Пушкина я был давно. В 2005 году покупал абонемент. Не помню название спектаклей, но остались светлые воспоминания: небольшой зал, скрипка, приставные стулья, особый театральный дух…

Поездку на открытие театра для инвалидов организовало министерство социальной политики Красноярского края. Заведующая отделением социального обслуживания населения на дому центра соцобслуживания Советского района Достовалова Надежда Владимировна сопровождала нас в этой поездке. В этот день автомобиль социального такси со специальным подъёмником остановился у подъезда моего дома. Мне помогли загрузиться в машину, и мы поехали. Нас было трое колясочников и трое сопровождающих.

Пока ехали, вспомнил узкую дверь, порог при входе в драмтеатр. Признаться, не люблю ходить в общественные и культурные учреждения, потому что пока преодолеваешь препятствия — за тобой очередь собирается. Конечно, помогут, не осудят, но настроение после “пробки” уже не то. Единственное культурное учреждение, где я люблю бывать, — большой концертный зал. Он первый в городе стал доступным для своих зрителей с ограниченными физическими возможностями. Там можно обойтись самостоятельно. Там чувствуешь себя свободно.

Театр начинается с вешалки, но это для обычного человека. Для колясочника он начинается с пандуса, дверей, порожков. Мы приехали в драмтеатр за час до начала торжества, зрителей ещё не было. Это очень хорошо, потому что хотелось увидеть театр, ожидающим зрителя. Вот только жаль, что автомобиль припарковать возле здания было невозможно. Поэтому наше социальное такси высадило нас и поехало искать стоянку. А мы отправились в театр. У входа оказался очень удобный пандус: не скользкий, пологий и, как выяснилось, когда стемнело, ярко освещённый. Есть возможность развернуться на коляске. Нам открыли двери, мы прошли в вестибюль. Очень аккуратные маленькие порожки. В вестибюле — касса, удобно расположена, окно на нормальной высоте. Обычные зрители, возможно, не обращают на это внимание, но для нас эти мелочи крайне важны. Вход в фойе театра столь же удобен, наши коляски пропустили мимо “миноискателя”, но я уловил внимательный взгляд охранника, придержавшего дверь.

Фойе было залито светом. Всё блистает: зеркала, стены, лепнина, полы. Заметные, но неброские значки показали дорогу к специализированной комнате для инвалидов. Здесь можно раздеться, удобная, невысокая вешалка, есть столики, диваны. В санузле — все продумано до мелочей. Комната, где нас раздели, закрывается. Ключ у гардеробщицы, она находится в зале, при необходимости в любой момент, не мешая зрителям, можно уйти в комнату. Сюда же вам принесут заказ из театрального буфета.

Осмотрев инвакомнату, мы разошлись по театру. Зрителей ещё не было, а театр готовился к их приёму. Мимо нас проходили рабочие в спецодежде, одетые в костюмы джентльмены, администратор с папкой документов, в зале стояли и что-то обсуждали люди, на сцене шла репетиция. Мне очень понравился небольшой холл, на его стене висели огромные экраны, демонстрировались отрывки спектаклей из репертуара театра. Столики, небольшие диванчики, свет не так ярок по сравнению с фойе. Такой уютный уголок, слышна музыка, но не громко. Здесь к нам подошёл человек в рабочей одежде, представился: “Олег Рыбкин, очень рад вас видеть на открытии”. Мы тоже поздравили его с открытием. Очень хотелось задать главному режиссёру театра им. А. С. Пушкина кучу вопросов, мы не стали его задерживать, он был очень занят, до открытия оставалось тридцать минут.

Когда вошли в зал, то показалось, что он не изменился: такой же по-семейному уютный, небольшой, только совсем новый, с иголочки. И об инвалидах не забыли. Широкие двери, небольшие порожки, широкие проходы. Места для колясок расположены удобно: легкодоступны, в любой момент можно выйти из зала, никому не помешав. А главное, если придёшь не один, то рядом с местом для коляски есть кресло. Приятно осознавать, что даже об этом реставраторы позаботились.

Вечер начался. Много было сказано добрых слов о реставраторах, проектировщиках, рабочих, людях, приложивших усилия, умение, талант, чтобы театр им. А. С. Пушкина снова открыл свои двери зрителю. Как пролетели четыре часа — не заметил. Нас ждала машина, нужно было ехать домой. Собрались быстро, как говорят, по накатанному, приехал домой в девять часов вечера. Пока ехали, попросил нашего водителя Сергея Дмитриевича замерить расстояние от театра до дома. Понял, что на коляске вполне можно доехать от дома до театра, заодно и проверить доступность среды нашего города.

Теперь я знаю, что на карте Красноярска можно отметить ещё одно место, где инвалид на коляске вполне обойдётся без сопровождающего. Красивое здание, блестящий интерьер, новая мебель, но самое главное — это неизменно талантливейшая труппа театра. Которая думает, заботится и работает для своих зрителей, в том числе для зрителей с ограниченными физическими возможностями.

Владимир Ходырев

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ