
В России, по данным Росстата, проживают более 580 тыс. детей-инвалидов, и перед этими детьми и их семьями возникает множество трудностей в процессе интеграции в общество. Эти трудности связаны не только с проблемами со здоровьем ребенка-инвалида, но и с его воспитанием, обучением, а в дальнейшем - с трудоустройством.
Получение образования ребенка с инвалидностью является важнейшим условием его адаптации в обществе. И очень важно, чтобы ребенок с инвалидностью посещал школу вместе со здоровыми сверстниками. "Инклюзия" - так называется процесс совместного обучения людей с ограниченными возможностями здоровья с нормально развивающимися сверстниками. К инклюзии у многих россиян достаточно спорное отношение, многие родители детей-инвалидов не готовы отдать своих детей в школу, не понимая всей важности совместного обучения. А их немало!
В инклюзивных школах не делается разделения между детьми-инвалидами и их сверстниками без инвалидности.
У детей-инвалидов формируется уверенность в собственных силах, они учатся адекватно оценивать свои способности.
Воспитывается уважение общества к людям с инвалидностью, окружающим становятся более понятными их проблемы.
У детей с инвалидностью появляется больше возможностей для общения, их жизненное пространство расширяется за границы "инвалидского" мира, что очень важно для формирования мировоззрения ребенка, его самовосприятия и самооценки.
В Ставрополе в течение последние пятнадцати лет усилиями представителей ведущих вузов города, краевых властей, руководства средних общеобразовательных школ №21, 35, 39, общественных организаций инвалидов ("Вольница", СГО ВОИ) и многих других неравнодушных людей создаются условия для появления в городе системы непрерывного инклюзивного образования. Дети с инвалидностью имеют возможность посещать вместе со здоровыми сверстниками детский сад, школу, а потом получить высшее образование в университете.
Детский сад
Для самых маленьких детей с инвалидностью в Ставрополе были адаптированы детские садики. В детском саду комбинированного типа №76 впервые в истории города были созданы условия для детей с ДЦП, передвигающихся в инвалидных колясках, а также для ребят с другими серьезными патологиями, которые испытывают сложности в передвижении. В садике для маленьких воспитанников с инвалидностью не только была создана безбарьерная среда, но и приобретены дорогостоящие средства реабилитации детей-инвалидов, чтобы помочь малышам в буквальном смысле встать на ноги, укрепить свое здоровье и максимально компенсировать ограничения жизнедеятельности. К таким средствам реабилитации относятся: вертикализатор, костюм "Адели" для лечения ДЦП, тренажеры для обучения ходьбе, ортезы, а также многое другое, что необходимо детям-инвалидам.
Как рассказывает Светлана Мерзликина, руководящая необычным инклюзивным садиком, за 15 лет, в течение которых на базе дошкольного учреждения вместе воспитываются здоровые сверстники и дети-инвалиды, только однажды нашлась одна из родительниц, которая высказалась против такой практики. Другие родители понимают необходимость совместного пребывания ребят и не препятствуют тому, чтобы ребята играли и гуляли вместе, дружили, независимо от того, есть у них какие-то физические ограничения или нет.
Принимают детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и детском садике №36 г. Ставрополя. Для детей с проблемами со зрением созданы группы в детском саду №45, а малышей с нарушениями слуха ждут в детском саду №39. В детском саду комбинированного типа №29 специализируются на воспитании ребят с нарушением психического развития и снижением интеллекта до F-70.
Школа
Детей-инвалидов, достигших школьного возраста, ждут в трех ставропольских общеобразовательных школах: №21, 35 и 39. Во всех этих школах создана безбарьерная среда для детей с инвалидностью, чтобы они могли не только получать необходимые знания, но и общаться со своими здоровыми сверстниками, заводить друзей, участвовать в спортивных и культурных мероприятиях школы. Так, в средней общеобразовательной школе №21 учатся совместно со здоровыми детьми 56 ребят с инвалидностью, в том числе 4 инвалидов-колясочников. В школе реализована система социально-психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными нуждами. С детьми-инвалидами проводят психолого-педагогическую коррекцию по рекомендациям ИПР, помогают им адаптироваться в школьном коллективе, а остальным детям - научиться толерантному отношению к людям с нетипичными психофизическими свойствами. Директор школы №21 Александр Борисович Кизима в 2014 году вошел в десятку лучших руководителей школ России.
Но, конечно, не все так благополучно, как могло бы быть. Вот что рассказывает Александр Борисович: "На второй этаж таких ребят до сих пор «всем миром» заносим на руках. Впрочем, иногда я даже рад, что у нас до сих пор нет лифта. Дети помогают друг другу передвигаться по школе. Что это, если не школа доброты? Для меня инклюзия – это не только пандусы, расширенные двери, специальные условия. Это, в первую очередь, особая атмосфера, в которой формируется настоящая Личность. А лифт, я надеюсь, у нас скоро появится".
Для детей-инвалидов в школе разрабатывается индивидуальное расписание, у каждого из них своя программа, при необходимости они могут получать знания дистанционно. В школе был создан центр дополнительного образования, в который дети направляются сразу по прибытии в школу и куда могут вернуться в любое время дня при необходимости. Успехи школы №21 были отмечены на общероссийском уровне. В 2013 году она стала победителем Всероссийского конкурса среди инклюзивных школ "Образование для всех" в номинации "Лучшая инклюзивная школа".
Университет
Но самым большим достижением в работе по созданию в Ставрополе системы непрерывного инклюзивного образования является то, что к этой работе подключился Северо-Кавказский Федеральный университет. Теперь на его базе дети с инвалидности, окончившие школу, могут получить профессиональное и даже послевузовское образование.
В течение многих десятилетий единственным образовательным учреждением на Ставрополье, в котором инвалиды могли получить профессию, было Ессентукское профессиональное училище-центр реабилитации инвалидов, и люди с тяжелой формой инвалидности не могли рассчитывать на получение высшего образования. Однако благодаря российско-канадской программе по инвалидности в СКФУ были созданы условия для обучения инвалидов. Хотя о создании полноценной безбарьерной среды в вузе пока говорить не приходится, слишком большой объем работы в этой сфере еще предстоит, но первые успехи уже имеются. Люди с инвалидностью, имеющие серьезные физические ограничения, получили в условиях вуза высшее образование, а несколько человек, имеющие ограниченные возможности здоровья, успешно защитили диссертации и получили ученую степень.
У выпускников СКФУ с инвалидностью уже есть первые всероссийские и международные успехи. Так, Юлия Мельник, закончившая университет с красным дипломом, вначале закончила аспирантуру в СКФУ и получила степень кандидата педагогических наук, стала преподавателем в вузе, а после выиграла грант на проведение лекционной деятельности в США в рамках программы Фулбрайта для ученых и деятелей искусств Международного Института образования. Она стала первым человеком с инвалидностью из России, который в рамках этой программы преподает в США. В настоящее время Юлия читает курс лекций по инклюзивному образованию в Индианском университете, входящем в сотню лучших мировых университетов.
Для включения инвалидов с детства в пространство вуза в СКФУ был создан многопрофильный сервис-центр социального образования и социально-реабилитационных услуг, входящий в структуру Института образования и социальных наук. На базе этого центра проводят работу не только со студентами университета, имеющими инвалидность, но и с теми инвалидами, которые вследствие имеющихся у них психических или интеллектуальных особенностей не имеют возможности обучаться в вузе. С ними проводят занятия в рамках дополнительного образования, что очень важно для них самих и для их семей, способствует их социальной интеграции и саморазвитию.
Источник: Регион online NEWS-R