Архив:

Почему мы живем в слепоглухом обществе?

Что знают люди о слепоглухих? Абсолютное большинство россиян уверено, что слепоглухие - это несчастные, глубоко депрессивные люди, которые требуют от окружающих жалости и сочувствия. В нашем обществе существует стойкое убеждение, что самое важное, в чем нуждаются такие - особые - люди, так это материальная поддержка, льготы и субсидии. Как же сильно они заблуждаются! Каждый слепоглухой человек больше всего нуждается в том, чтобы не чувствовать себя исключенным из общества, а ощутить себя его значимой частью.

Возможно ли это? Ведь слепоглухой человек лишен главного, что позволяет нам ощущать себя членами одного общества - средств коммуникации. Слепоглухой ребенок без специализированной помощи не может нормально развиваться, а взрослый человек не способен решить большинство бытовых проблем. Слепоглухой даже не может сам выйти на улицу, так как его там подстерегает слишком много опасностей. Например, он не увидит машин, а так как у него еще и отсутствует слух, то он даже не услышит приближение транспорта.

626d18ff5a91760be6855388a411ca79.jpg

Но и при слепоглухоте человек может достичь успехов в жизни, получить образование, завести семью, реализовать свой творческий потенциал. Примером того, что слепоглухой может достичь даже тех высот, которые не под силу большинству людей без инвалидности, является Александр Суворов, доктор психологических наук, профессор, автор десятков научных трудов, общественный деятель. Александр Суворов - слепоглухой. Он ослеп в возрасте 4 лет, а слух потерял в 9 лет, но благодаря собственным усилиям, вниманию и заботе неравнодушных людей - талантливых ученых и педагогов, а также помощи самоотверженных друзей смог достичь невероятных успехов.

Однако таких, как Александр Суворов, в России, да и во всем мире, единицы. Большинство слепоглухих так на всю жизнь и остаются вне общества - не в силах преодолеть те барьеры, которые оно - это общество - перед ними возводит. Конечно, у слепоглухих людей возникает множество социальных и психологических проблем, однако многие из них вполне решаемы, как показывает опыт Александра Суворова. На самом деле главные препятствия для успешной интеграции слепоглухих в общество связаны не столько с их физическими и психологическими проблемами, сколько с равнодушием нашего общества и существованием физических и социальных барьеров, создаваемых нами самими, нашим обществом, не желающим учитывать особые потребности людей, которые чем-то отличаются от нас.

В детстве главные трудности связаны с социализацией ребенка-инвалида, его психическим и умственным развитием, воспитанием, обучением. Взрослея, слепоглухонемой сталкивается с теми же проблемами, что и его сверстники: необходимостью найти свое место в жизни, самореализоваться, получить профессию, потом найти работу, завести семью, детей. Но препятствий для достижения этих целей у слепоглухого человека значительно больше, чем у здоровых людей, и эти барьеры часто являются непреодолимыми. Это приводит к тому, что большинство слепоглухих оказывается в условиях ограниченности жизненного пространства: человек не покидает пределы своего жилища неделями, месяцами или даже годами. Если члены его семьи не были обучены специальным методам общения с людьми, которые не имеют возможности ни видеть, ни слышать, то человек оказывается в полной изоляции - он тотально одинок. Как говорит о себе одна из героинь немецкого фильма, посвященного этой социальной проблеме: «Слепоглухие — самые одинокие люди на свете».

f59265156c945e15c2c587458af7f384.jpg

В самом тяжелом положении оказываются люди, утратившие возможность говорить и слышать при рождении или в раннем возрасте. Они испытывают значительно больше трудностей в процессе интеграции в общество, чем инвалиды других категорий, и чем старше становятся, тем с большими трудностями им приходится сталкиваться, тем больше барьеров преодолевать. Так уж исторически сложилось, что детям-инвалидам в нашей стране традиционно оказывается значительно больше внимания, чем взрослым инвалидам. Со слепоглухими детьми занимаются по мере сил в специализированных детских домах или коррекционных школах, интернатах, но после завершения учебы и достижения 18 лет так нуждающиеся в помощи и внимании окружающих люди оказываются вне общества. Они не могут получить профессиональное образование, им негде работать, они не могут жить самостоятельно, а порой им даже негде жить...

Государство такую категорию инвалидов, как слепоглухие, игнорирует. В России отсутствует система помощи взрослым слепоглухим людям в их реабилитации и интеграции в общество. Более того, отсутствует даже официальная статистика по этой форме инвалидности. Только в конце 2014 года в России стартовала первая Всероссийская перепись слепоглухих, организованная Фондом поддержки слепоглухих «Со-единение» совместно с Фондом Общественное Мнение (ФОМ).

bdd0e40a213164188d0b2132de14e5d2.jpg

По неофициальной статистике, в России проживают около 12-15 тыс. слепоглухих. Данные, предоставляемые общественными организациями инвалидов, демонстрируют, насколько серьезная проблема существует в этой сфере. Среди слепоглухих лишь незначительное число людей может похвастаться наличием профессионального образования. В российских образовательных учреждениях отсутствуют даже минимальные условия для обучения слепоглухих людей. В таких условиях среди слепоглухих очень высок процент тех, кто не имеет никакой профессии. Вообще, получение профессионального образования - сложная задача для любого человека с ограниченными возможностями здоровья, имеющего серьезную форму инвалидности. По данным статистики, почти каждый третий человек с инвалидностью (29,3%) не получил профессионального образования, но среди слепоглухих, по неофициальным данным, таких людей более 90%. И это только по оптимистичным оценкам!

Трудоустройство - еще одна проблема, с которой большинству слепоглухих без помощи общества не удается справиться. В России не проводится работа по трудоустройству слепоглухих, и единичные случаи трудоустройства представителей данной категории инвалидов являются, скорее, счастливым исключением из правил. Проведенные социологические исследования показывают, что в России трудоустроены около 39,2% инвалидов, однако среди слепоглухих, как показывает контент-анализ различных источников, работают менее 5%, причем большая их часть трудоустроена неофициально, т.е. фактически слепоглухой работник не имеет никаких прав и льгот. Профессии, на которые при определенной доле везения может рассчитывать слепоглухой, примитивные и низкооплачиваемые, подразумевающие монотонный однотипный труд.

Очень серьезная проблема, о которой говорят еще реже, чем о проблемах с образованием и трудоустройством слепоглухих - это семья и дети. Вступление в брак для любого инвалида является серьезной проблемой, однако для слепоглухих она приобретает еще большую остроту. Так, среди инвалидов других категорий женаты порядка 37,2% людей с инвалидностью, а среди слепоглухих - не более 3-5%. Эти цифры демонстрируют, насколько сложно складывается у слепоглухих личная жизнь, и как тяжело им дается достижение таких жизненно важных целей, как завести семью и родить детей.

Вступить в брак человеку, который не видит и не слышит, оказывается очень сложно, так как круг его общения существенно ограничен. Если же слепоглухой человек все же решается создать семью, то чаще всего брак заключается не по любви, а по соглашению - чтобы не быть одиноким. Но и такого партнера для брака слепоглухому найти очень сложно. Обычно слабовидящие пытаются создать семью с человеком с проблемами со зрением, а глухие - с глухими. А с людьми без инвалидности, не владеющими техникой общения со слепоглухими, им очень сложно установить контакт без тифлосурдопереводчика. И что же делать в такой ситуации слепоглухому? Соответственно, среди слепоглухих очень мало тех, кто счастлив в личной жизни и у кого есть дети.

93db619449a2d2e74479d4e081ec4764.jpg

Большинство слепоглухих испытывает дефицит общения. Многие слепоглухие признаются, что у них вообще нет друзей, и круг их общения ограничен родственниками, врачами и социальными работниками. А ведь они так же, как и любой другой человек, нуждаются в общении, в семье, детях, в возможности реализовать свой потенциал и почувствовать себя нужными и значимыми. Ведь если человек не видит и не слышит, это совершенно не означает, что он не способен чувствовать и мечтать, любить и страдать...

Помочь слепоглухим в общении с окружающим миром могло бы развитие технических средств и технологий общения, а также активное привлечение к работе по реабилитации и абилитации слепоглухих тифлосурдопереводчиков. Эти задачи вполне выполнимы, однако пока что ни государство, ни общество не прикладывают усилий для их достижения. Архитектурные, социальные, психологические барьеры - это реалии российского общества, которое не желает учитывать особые потребности людей с нетипичными свойствами. Наличие этих барьеров делает многих слепоглухих изгоями в обществе. Мы не хотим слышать об их проблемах, мы не хотим видеть их потребности - мы сами становимся слепыми и глухими, боясь потревожить тот уютный мирок, в котором живем.

Источник: Регион online NEWS-R

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ