Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью

Архив:

Доступная школа: как развивается инклюзивное образование в Москве

Сегодня в столице проживает около 30 тысяч детей с ограниченными возможностями. И в приоритете находится их совместное обучение с другими ребятами в обычных школах. Как развивается инклюзивное образование в городе?

Возможность получения образования всеми детьми, независимо от ограничений возможностей их здоровья, закреплена в законе "Об образовании в РФ" от 29 декабря 2012 года.

Согласно этому документу, инклюзивное образование – это равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом всех индивидуальных возможностей и особенностей.

Говоря проще, инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычной школе. При этом не стоит забывать, что ребята по-прежнему могут получить образование и в специальных коррекционных учреждениях.

Ранее заммэра по вопросам социального развития Леонид Печатников сообщил, что столичные власти отдают приоритет совместному обучению маломобильных и остальных детей. Однако при этом в городе останутся и коррекционные школы.

"Там, где можно проводить образование в инклюзиве, мы будем стремиться это делать. Это хорошо и правильно не только для детей с ограниченными возможностям по здоровью, но и для того, чтобы у здоровых детей не было ограниченных возможностей по морали", - отметил Печатников. По его словам, коррекционные школы при этом не исчезнут. Они смогут стать и частью общеобразовательных комплексов. 

В свою очередь заместитель руководителя департамента образования Татьяна Васильева сообщила, что сейчас в столичных образовательных учреждениях учатся более 20,5 тысяч детей-инвалидов. При этом дети с ограниченными возможностями учатся наравне с другими ребятами в 316 школах. Ребята также обучаются и в коррекционных школах.

bd0d5d335df655e7111c2ff252c1d386.jpg

Однако, как полагает главный детский невролог Москвы Татьяна Батышева, о полноценном инклюзивном образовании в нашей стране на данный момент говорить рано. По ее мнению, инклюзия предполагает наличие специальной системы, помогающей детям с особенностями в развитии учиться наравне с обычными детьми. И для этого необходимо психологически подготовить, в первую очередь, здоровых детей.

"Подчас они даже не видели никогда ребенка с особенностями. Их родители, которые тоже не видели и против выступают. И конечно, прежде всего, учителя. Поэтому необходимо всячески поддерживать коррекцию, но при этом мы должны стремиться к тому, чтобы каждый ребенок с особенностями мог учиться в обычном классе", - сказала Батышева.

Она также добавила, что оборудование для таких детей должно быть индивидуальным. "Если мы говорим об инклюзивном образовании для каждого ребенка, значит, мы должны понимать, что есть дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, есть невидящие дети, неслышащие дети. И перечень совершенно разный. Значит, поэтому у нас должны быть школы, адаптированные для различных патологий наших детей", - отметила главный невролог Москвы.

54053ab54d8df1782d7c3b1569bd7800.jpg

Эксперты отмечают, что ребенок с особенностями развития должен учиться в той среде, которая на данный момент соответствует его возможностям. Кроме того, в случае необходимости к нему должен прикрепляться тьютор. Тьютором в инклюзивном образовании считается помощник-сопровождающий, и педагог сопровождения, и специалист, проводящий дополнительные занятия. Главная задача сопровождающего – поддерживать ребенка в его самостоятельных действиях, чтобы в дальнейшем он мог социализироваться и жить обычной жизнью среди сверстников.

В столице давно есть различные формы инклюзивного образования. Особенные дети обучаются, в частности, в общеобразовательных школах №1429 и №1447 в ЦАО. Сначала инклюзивная практика обучения там была экспериментальной, однако оказалась успешной и развивается уже много лет. Инклюзивным образованием занимаются и частные школы.

В школе №518 также обучаются ребята с ограниченными возможностями. Школа эта была одной из первых, где ввели такую форму обучения.

Мнение эксперта

Виктор Панин, председатель Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг:

Инклюзивное образование в столице необходимо развивать. Во-первых, оно способствует скорейшей социализации детей, имеющих проблемы со здоровьем. Таким ребятам необходимо чувствовать поддержку и знать, что они ничем не хуже других, что они способны учиться и общаться в нормальной среде. Во-вторых, остальных учеников это учит толерантности и нормальной социализации. У ребят меняется отношение к жизни, они понимают, что не все так просто в этом мире.

Я не считаю, что школе как-то особенно тяжело приспосабливаться под ребят с ограниченными возможностями. В городе реализуется программа развития безбарьерной среды. Любая школа, вне зависимости от того, практикует ли она инклюзивное образование в своих стенах, должна участвовать в этой программе. В частности, необходимо устанавливать пандусы и расширять проходы. И важно помнить, что в любом нормальном обществе не принято акцентировать внимание на недостатках, а считается нормой относиться к любому человеку с уважением и на равных.

Ольга Салманова, учитель географии, ГБОУ СОШ №518:

В нашей школе наравне со всеми учатся и ребята с особенностями развития. И остальные дети не удивляются, не задают вопросы, а только помогают своим особенным товарищам. Мы все вместе ездим на турслеты, например. Мы давно развиваем у себя инклюзивное образование, и ни у одного ученика маломобильные ребята не вызывают никаких вопросов. Они относятся к ним, как и ко всем остальным.

Алена Ульянова

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ