Архив:

Путешествия на колесиках. Вокруг света на инвалидной коляске

Жительница Гвардейска Светлана Нигматуллина объездила полмира и жалеет только  об одном: поздно поняла, что способна путешествовать, сидя в инвалидной коляске. Ее болезнь развивалась с детства и в конце-концов лишила  Свету возможности передвигаться самостоятельно. Светлана не сдалась: она сама зарабатывает себе на жизнь, занимается общественными делами. И коляску себе подобрала специально под  кочевой образ  жизни: легкую, компактную, с электронным управлением. Она легко помещается в багажник.  

Добраться в любую точку планету, по мнению Светланы, не так уж трудно. "Надо лишь предупредить авиакомпанию о том, что человек передвигается в коляске,  указать ее параметры и какая помощь требуется при посадке на борт, - говорит она. - В международных аэропортах функционирует служба помощи Disability. Правила и качество услуг различны. Но нигде меня не грузили, как мешок с картошкой. Лишь недавно была ошарашена ответом в аэропорту Челябинска: "Не нравится – сидите дома"…"

Светлана поделилась с Клопс.Ru своими путевыми заметками.

Неаполь

Италия - мой первый самостоятельный выезд за границу, но, как ни странно, проблем не было совсем. Ни одного похожего дня и никаких накладок.

dd9e141a15acbfcc081b0153f2647aec.jpg

Было много смешных недоразумений и глупостей. Например, огромный чемодан шмоток, который я привезла с собой в надежде, что буду наряжаться три раза в день  - к завтраку, обеду и ужину. Теперь мой багаж состоит из зарядного устройства для коляски, кед, джинсов, пары маек, бикини и солнечных очков.

Вылетев из Москвы транзитом через Киев, я и моя подруга, приземлились в Неаполе. Этим же вечером мы должны были сесть на паром Неаполь-Палермо и отправиться на отфутболенную аппенинским сапогом Сицилию в гости к моему другу Игнацию. До отплытия парома у нас было несколько часов свободного времени, и мы поехали кататься по Неаполю.

Он, правда, грязный. Правда. Очень. А сами горожане как-то удивительно равнодушны к этой проблеме. В модных шпильках переступают через банановые корки. Мусорные кульки волочатся за машиной - их защемили дверью, помои сыплются на асфальт. У входа в дорогой отель - вонючая гора мусора.  Какая-то жижа течет по дороге - помыли рыбный прилавок. Брррр… 

Он, правда, шумный. Очень. Он очень живой! Как в фильмах с участием Марчелло Мастроянни и Софи Лорен. Люди поют, очень громко разговаривают, жестикулируют, все улыбаются, едят и пьют вино, мужчины бессовестно строят глазки и кричат вслед: «Bellissima!»

Сумасшедший трафик. На дорогах есть светофоры. Они даже работают. Еще на дорогах встречаются регулировщики. Они болтают по телефону по своим личным делам. Они ездят не то что плохо или неаккуратно, они ездят наоборот. Здесь ценят наглость и стальные яйца, потому нарушил правила - свой. Не нарушил – сейчас подрежем и кокнем твое авто!

Сицилия

Вечером мы погрузились на паром. Он очень большой и комфортный, с кинотеатром, магазинами, рестораном, каютами и лифтами, а службы помощи инвалидам - нет. Но после обращения на ресепшен через пять минут в дверях моей каюты стоял приятный итальянец Джованни, который оказался метрдотелем ресторана и имел свободное время, которое с удовольствием, как он сказал, потратит на меня. К моему счастью, на обратном пути он также работал. Денег не взял. Спасибо, Джованни!

Утром нас встретил мой друг. К счастью, у  его авто был большой багажник, иначе наши чемоданы остались бы на причале, об этом говорил взгляд Игнацио. Вообще в Италии есть одно значительное неудобство для колясочников. Это размеры багажников, они очень малы.

Палермо  -  город заброшенной красоты. Изредка встречаются причёсанные улицы. Всё уставлено машинами и увешано бельём. Кругом установлены часы, но  они показывают разное время. Обычное дело - на тротуаре шириной меньше метра мужики выставляют стол и играют в карты, все обходят их по проезжей части. Если тротуар чуть шире, его загромождают барахлом на продажу. По-английски никто не знает ни слова, по-итальянски все говорят одновременно.

Одним из любимых десертов у сицилийцев является мороженое с булкой бриошь. Эдакий гамбургер с мороженым или молотым льдом с соком. 

Если итальянцы в большинстве своем стройны, то сицилийцы весьма упитанны. Существует шутка, что жители острова едят и пьют так, как будто завтра должны умереть.

Знаменитая итальянская экспрессия, "роковые страсти" не очень типичны для сицилийцев. И лакейская услужливость тоже не в их крови, но это очень гостеприимный народ.  

Тунис

Это был мой первый опыт поездки за границу по системе all inclusive.

Пляж в отеле не был достаточно комфортным для меня, в сравнении с испанским. Здесь не было удобных дорожек к морю и специальных колясок для купания. Но парни, работающие на пляже, помогали без проблем - неважно, даешь чаевые или нет. Один из них сказал: "This is my job, no problem, madamе".

82f9bf97bbb674cadf3694e9854510bf.jpg

Меня хватило только на три дня такого отдыха без забот. На четвертый я вышла за пределы отеля, и мне сразу же повезло. Я познакомилась с водителем такси, прекрасно говорящим на итальянском. Ему я пожаловалась на скудность экскурсий "Пегаса", и он предложил мне увидеть пестрый и дружелюбный Тунис, пропитанный историей и запахом восточной кухни. В течение трех дней он возил меня по стране за очень символичные деньги. Еще и накупил кучу подарков в виде сладостей и чая.

Древние ароматы и веяния нового времени - мне кажется, именно в Тунисе эти две противоположности смешиваются исключительно удачно. В современном виде страна больше всего напоминает греющегося на солнышке бродячего кота - вроде и живётся не очень сытно, зато тепло и уютно, и есть время подремать.

В Тунисе существует параноидальный запрет на фотографирование мостов, башен телекоммуникаций, военных и правительственных зданий. Полиция строго следит за соблюдением этого закона. Особенно не рекомендуется фотографировать президентский дворец в Карфагене, если нет желания провести беседу с людьми в форме. Здесь я не была послушной.

А вот местных жителей, передвигающихся в колясках, я не увидела нигде.

Таиланд

Мы отдыхали на Краби, в самой глуши провинции, почти на границе с Малайзией. Краби славится своими живописными пляжами, захватывающими дух островами, коралловыми рифами, высоченными пальмовыми рощами, пещерами, водопадами, горячими источниками, храмами для медитации, национальными парками, огромными черепахами и тропическими рыбами, которых можно увидеть недалеко от берега. И закатами! Какие там закаты!

Тем, кто любит бурную ночную жизнь и пофестивалить  — точно не сюда. И понятно, что надеяться на доступную среду было бы глупо. Но я рискнула, вооружившись обещаниями моих друзей помогать мне всегда и везде.

92d9b507dd41bb0376be85e91ead4d16.jpg

По прилету в аэропорт Пхукета меня ждал один очень невеселый сюрприз. Мне выдали мою электроколяску в разбитом состоянии. Служба выдачи багажа "имела невозмутимое лицо". Но их невозмутимость исчезла сразу же, как только мы взяли в руки фотоаппарат и начали фотографировать поломанный каркас, разбитые коробки аккумулятора и т.д. Только после этого они зашевелились, стали куда-то звонить и выписали мне акт от компании Airberlin. Но больше всего я была расстроена от мысли, что моему свободному передвижению – хана, что мои друзья будет вынуждены возить меня все 14 дней на допотопной коляске, которую мне выдали в аэропорту.

Но вдруг появился улыбающийся таец, который заверил меня, что за три дня он отремонтирует коляску и привезет ее на виллу, а это ни много ни мало почти 260 км. И он сдержал свое обещание. Его улыбка была первая, и с нее начался мой удивительно красивый отдых в этой стране, в стране улыбок и релакса.

Проживание на вилле на самом берегу моря было очень комфортным. Хозяйка позаботилась о деревянных пандусах и с радостью помогала в организации всех наших поездок.

071c138e3a67dbea6c01e8253ec40629.jpg

Пляж был по-настоящему девственен и безлюден. Во время отливов вода уходила, и можно было легко гонять на коляске по утрамбованному песку. Состояние полной свободы и счастья. Время от времени отправлялись на острова на длиннохвостой лодке (лонгтейле). Лодочники с трепетом относились ко мне и бережно - к коляске. Ее крепили канатами, закрывали брезентом.  Каждый раз, когда мы отплывали от берега и начинались волны, я вспоминала всех святых, и спрашивала  себя, зачем я села в эту лодку? Но на следующий день как ни в чем ни бывало рисовала на песке моим друзьям новый маршрут.

Австрия

По прилету в Зальцбург мне сразу же бросились в глаза гладко заасфальтированные  дороги и тротуары с заниженными бордюрами. Транспорт в городах и деревнях ходит строго по расписанию, и все автобусы приспособлены для передвижения на колясках. В автобус надо заходить во вторую дверь. Водитель выйдет и поможет заехать по откидному пандусу. Ему лучше сразу сообщить название остановки или перед ней нажать кнопку, которая находится на перилах напротив парковочного места коляски.

А вот с доступом в исторические здания почти всегда и везде, увы, была, проблема. Но я старалась увидеть максимально много из возможного.

f8d9e63b590285f8537887f8fe7a2dd4.jpg

Так я попала в Гозау – это городишко около Австрийских Альп. Город без улиц, дома растут на лугах очень беспорядочно. Там мы остановились в небольшом  апарт-отеле. По словам немногословной, но гостеприимной хозяйки Любы, кстати, оказавшейся самой настоящей русской, в ее отель только один раз заглядывали туристы из России. И в этих краях ей никогда не приходилось видеть путешественников в инвалидной коляске. В общем, она была удивлена. Так же, как и водители деревенских автобусов, которые никогда не пользовались подъемниками. Было видно, что они не знают, на какую кнопку нажимать, но при этом любой транспорт абсолютно приспособлен для людей с ограниченными возможностями.

Австрия – это одна из стран, в которую я влюблена и по которой я "шагала" беспрепятственно и с удовольствием.

Например, озеро Гозаузее. На заднем плане - потрясающей красоты горный массив Дахштайн, вокруг озера проложена ровная дорожка шириной в 1,5 метра. Идеальное место для прогулки в коляске.

В Гальштадте я легко поднялась на фуникулере и еще раз смогла насладиться красотой региона.

К слову о льготах: при покупке билетов на транспорт или для посещения достопримечательностей российское удостоверение инвалида не действует практически нигде. Также ты не можешь воспользоваться специальным местом на парковке. На мой взгляд, это одна из международных глупостей.

По дороге  вглубь Верхней Австрии, мы заглянули в  город, в стиле ретро - Бад Ишль, где перекусив очередной порцией шоколада в знаменитой кондитерской «Цаунер», открытой аж в 1821 году, направились  в летнюю резиденцию императора кайзера Франца-Иосифа. Но, к сожалению, мы смогли заехать только на первый этаж виллы, где кроме сувенирного магазина нет ничего. По парку тоже не удалось прогуляться – кругом ступени и был ремонт. Мы так и не поняли, за что заплатили деньги и почему на кассе нас предупредили о недоступности.

Последним пристанищем был арендованный дом Марианны, учителя музыки и английского, в коммуне Фордерштодер. Горы там пониже, но луга пошире и молоко послаще. 

В этой стране, пожалуй, в единственной на Западе, еще до сих пор носят традиционные национальные костюмы. У Марианны их больше 40. 

Марианна,  показала нам все окрестности и самые красивые виды и согласилась нас отвезти в Линц, третий по величине город Австрии и любимый город Гитлера. Прибыв в Линц, вдруг пошел дождь и чтобы не терять время мы придумали прокатиться на теплоходе по Дунаю. Что само по себе было хорошей идеей и мысль, о том, что ты плывешь по второй по размеру реке Европы, доставляла дополнительные приятные ощущения. На теплоход я заехала без помощи и разместилась на корме за столиком кафе. Мы заказали чай и традиционный пирог города «Линц» и я слушала рассказ о местности и стране. 

Перед отъездом она пригласила нас в свой дом на обед. На террасе, с видом на горы мы, греясь на солнце, ели кнодели с соусом из собранных ею местных грибов, морковный пирог и салат из руколы, которая росла возле дома как обычный сорняк, и запивали все клубничным компотом. Домой мы решили возвращаться пешком, и Марианна дала нам сухарей, чтобы мы по дороге смогли покормить лам и белых осликов, которые паслись на лугах.  

На следующий день мы с чемоданом, забитым имбирными пряниками, шоколадом, тыквенным маслом летели домой.

Израиль

Так получилось, что Израиль, была первая страна, посещение которой нельзя было назвать очередным моим путешествием, туда я приехала по срочной необходимости, за медицинской помощью и не имела возможности двигаться по стране с финансовой и туристической легкостью.

Поселившись недалеко от Тель-Авива, в абсолютно русифицированном городе Ашдоде я никак не могла уловить «запах» страны и увидеть какой-то крючок, за который зацепился бы мой взгляд. Обычный спальный, не очень чистый город, с гуляющими повсюду котами.

Транспорт ходит нормально, и кафе с ресторанами имеются, хотя и дорогое это удовольствие - путешествие по Израилю.

На каждой остановке слева, на тротуаре начерчен квадрат. При виде «своего» автобуса ты должен встать в него и тогда водитель выйдет и поможет заехать в салон по откидному пандусу. При выходе надо нажать кнопку и водитель поможет выйти из автобуса. Но, по-честному, делают они это с большой неохотой.

Море, как море, всегда с волнами, широкий пустынный пляж в будни и заполненный с после обеда пятницы и всю субботу. Население не так уж и ревностно соблюдает каноны иудаизма, позволяя себе, например, в Шабат пойти отдыхать на пляж. Приходят семьями, со столами, шезлонгами, холодильниками, в которых обеды, ужины, алкоголь, фрукты и мороженное. Все едят, причем не переставая. А субботним вечером они идут танцевать на площадь набережной «а-Кшатот». Просто для своего удовольствия.

Люди встают в круг и, двигаясь против часовой стрелки, танцуют под разную музыку, в одиночку и парами, старики, девушки и парни, взрослые мужчины, и женщины разных возрастов, толстые, худые, стройные и не очень – танцуют все! Атмосфера единения и праздника без причины. Потрясающее зрелище.

Израиль, как и любая другая страна, которая имеет древнюю историю с сохранившиемся строениями и улицами, во многом не приспособлена для передвижения на коляске. Но мне очень надо было попасть в Иерусалим. 

Мои друзья-израильтяне предупредили меня, что я вряд ли смогу добраться до Храма Гроба Господня. На пути к Храму по улицам старого города сплошные ступени. Но я решила рискнуть. Меня согласился отвезти и сопроводить Дмитрий – друг одной моей калининградской знакомой. По дороге в Иерусалим Дима мне рассказал, что такое Шабат, и что в этот праздник делать нельзя. Хотя легче рассказать, что можно. Так, за моими вопросами и его рассказами, достаточно быстро добрались до Иерусалима. 

Мы купили карту старого города, но прежде решили спросить у местных жителей дорогу, с наименьшим количеством ступеней. Первый попавшийся горожанин, сказал, что знает улицу с лестницей только в одном месте. Мы двинулись вперед, но решили снова обратиться за помощью. И нам нарисовали на карте другой путь с несколькими ступеньками. Но решив рискнуть еще раз и следующий человек, сказал, что знает дорогу без единой ступени. И эта дорога, действительно, беспрепятственно привела нас в Храм.

В какой-то момент по дороге моё внимание отвлекли лотки сувениров и вывески на русском «Золотой город панорама кафе и терраса» вместе с «Жемчужина Востока – иконы, сувениры, свечи». Заглядевшись, я вместе с толпой народа ввалилась на какой-то двор и обнаружила перед собой невзрачную постройку, словно собранную из кусков разных конструкторов. Посмотрев удивленно на Диму, он кивнул головой и улыбнулся. Переступив порок Храма, я увидела, наконец-то, то, за что зацепился мой взгляд. Свет, который сочился из потолка Храма. Я подняла голову и не могла оторваться.

Наиболее важным местом внутри Храма считается часовня-кувуклия, куда попасть можно только выстояв очередь. Иногда ждать надо пару минут, иногда ожидание растягивается. Ко мне подошли служители Храма, в буквальном смысле растолкали толпу и запихнули меня внутрь часовни. Все случилось так быстро, что я толком ничего и не поняла. Потом погладив по голове, сказали, чтобы я шла и все у меня будет хорошо. 

Позднее, в разговоре с одним израильтянином я рассказала историю моего попадания в Храм. Он засмеялся и сказал: «Кто хочет попасть в Храм, тот попадет, Господь покажет дорогу». 

До Стены плача мы также гладко дотопали пешком. Со стороны Стена смотрелась даже более интересно, чем вблизи.

Стена Плача уже почти две тысячи лет заставляет евреев лить слёзы по утраченному Храму, разрушенному в ходе Иудейской войны. Фундамент, сложенный во времена царя Ирода из гладко отшлифованных камней, уцелел один из всего огромного комплекса. Считается, что если засунуть в щель между плитами записку, то желание сразу отправится к богу, прямо как беспроводное соединение хорошего качества. 

Перед Стеной -  девочки на право, мальчики налево. 

В Стене на уровне моей головы я увидела нишу и заглянула туда своим носом. Думая, зачем засовывать их в щели, которые переполнены по самое «не могу», я просто положила все записки туда. Как выяснилось позже, что и эту нишу в Стене никто из моих знакомых не видел никогда.  Я не стала много размышлять по этому поводу, а просто приняла это как подарок судьбы.

Эпилог

Путешествовать - это очень просто! Даже в инвалидной коляске! Все что нужно — это виза, свободное время, нарисовать маршрут, купить билеты, найти простое, но удобное жилье, немного денег и плечо друга! 

Светлана Нигматуллина

Источник: Клопс.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ