Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Обучение исключений. Новые стандарты образования детей-инвалидов пока имеют мало общего с реальностью

Полноценное внедрение образовательных стандартов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью к 1 сентября 2016 года вряд ли возможно и будет происходить поэтапно. Об этом вчера заявил заместитель министра образования и науки РФ Вениамин Каганов. 

Напомним, в конце прошлого года Минобрнауки разрешило родителям детей-инвалидов выбирать между обычными и коррекционными школами, а такой выбор предусматривает гарантию, что общеобразовательные школы должны быть готовы к работе с особыми детьми. Эксперты отмечают, что для претворения в жизнь новых норм и предписаний предстоит еще очень долго работать.

Эффект новых стандартов обучения детей с ограниченными возможностями или умственной отсталостью проявится только тогда, когда во всех школах будут созданы условия для реализации заложенных принципов, заявил вчера Вениамин Каганов. «Сейчас эти условия есть не везде. Чудес не бывает, и вряд ли к 1 сентября 2016 года они появятся в каждой школе. Наша задача – без паники, очень разумно, напрягая все возможные ресурсы, поэтапно двигаться к тому, чтобы у нас становилось все больше школ, которые могут решить эти вопросы», – заявил замминистра. «К 1 сентября 2016 года каждый субъект должен понимать, сколько детей нуждаются в специальных условиях образования», – добавила начальник отдела департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки Лариса Фальковская.

Приказы Минобрнауки от 19 декабря 2014 года утверждают новые государственные образовательные стандарты обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью. Начать их применять необходимо с 1 сентября 2016 года. Согласно документам, каждый ребенок имеет право выбрать, в какой школе ему обучаться – в обычной или коррекционной. И, если его выбор падет на обычную школу, та должна быть готова его принять. Кроме того, для таких детей важно создать в любом учреждении индивидуальную образовательную программу, которая будет меняться в соответствии с его развитием.

«Разработчики стандарта дали возможность развивать не только инклюзивное образование, но и школы, которые работают по адаптированным образовательным программам», – заметила начальник отдела общего образования Комитета по образованию Санкт-Петербурга Надежда Спиридонова. Однако, как указала директор Института психолого-педагогических проблем детства РАО Татьяна Волосовец, в стране катастрофически не хватает кадров, способных работать с особыми детьми: «Мы поняли это после мониторинга условий в специальных коррекционных школах и специальных классах в общеобразовательных школах. На одну школу может быть всего один дефектолог».

«Мы внесли и будем вносить изменения в содержание образования педагогов, психологов, дефектологов и так далее», – пообещала директор Института детства Московского педагогического государственного университета Татьяна Соловьева. «Мы разработали программу повышения квалификации. Тысяча человек попали в этот проект. Пятьсот пройдут обучение дистанционно, еще пятьсот – очно в пяти городах (Хабаровске, Омске, Москве, Калининграде, Санкт-Петербурге). В последних двух городах очные модули уже начались», – рассказала проректор Московского городского психолого-педагогического университета Светлана Алехина. Лариса Фальковская же пообещала, что на основе этих разработок появятся аналогичные программы повышения квалификации в других субъектах России.

Помимо обучения педагогов важно подготовить и тьюторов – сопровождающих для детей с ограниченными особенностями здоровья. Обычный волонтер без специальных знаний с этой работой не справится. 

Пока же эксперты признают, что Россия находится лишь в начале пути к настоящему инклюзивному образованию. Однако в Омске по итогам апробации новых стандартов 100% родителей детей с ОВЗ и умственной отсталостью оказались довольны качеством образовательных услуг. Спешка же, как отметил в разговоре с «НИ» председатель правления фонда «Право ребенка» Борис Альтшулер, может привезти к совершенно противоположным последствиям. «Все зависит от Министерства образования. Если оно сделает порядок лицензирования школ на право ведения инклюзивного образования, поможет школам его внедрить, позаботиться о сохранении центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи, то все получится», – заметил правозащитник.

Диана Евдокимова

Источник: Новые Известия