Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Незрячий перед сенсорным экраном. Насколько «дружелюбны» современные гаджеты?

«Войти. Входящие. Прочитать. Ответить» – бесстрастным металлическим голосом с неведанным акцентом вещает персональный компьютер. Это не набор бессмысленных глаголов, это единственная возможность для незрячего человека стать юзером.

По словам председателя Санкт-Петербургской региональной организации ВОС Алексея Колосова, сегодня незрячие люди чаще всего используют для работы на ПК специальные программы, в основе которых преобразование текста на экране в речевые сообщения. При помощи этих программ незрячий или слабовидящий человек может набрать текст и даже его отредактировать (хотя, конечно, с меньшими возможностями, чем визуально), получить и отправить e-mail, выйти в Интернет. Недоступным для интерпретации все еще остается графическое изображение – картинки или фотографии, к которым нет текстового описания.

Смартфоны теперь тоже стали более «дружелюбны» к незрячим. Подобно персональному компьютеру, «умный» телефон может проговаривать все, что есть на экране. Но степень «дружелюбности» зачастую зависит от операционной платформы, на которой работает смартфон.

– С iOS, операционной системой Apple, несколько проще, – говорит Алексей Борисович, тут же показывая, как просто сделать из обычного устройства аппарат для незрячего. – Специальные возможности в айфоне есть в базовом пакете. Достаточно в меню «настройки» установить флажок VoiceOver – и ваш айфон адаптирован. На Android-смартфоне же сначала нужно скачать необходимое приложение, установить его и только после использовать. И эти манипуляции должен проделать ваш зрячий помощник.

«Умные» телефоны способны стать для незрячих неким подобием поводыря, и это еще одно направление развития современных технологий. На смартфон устанавливается специальный GPS-навигатор, который подскажет слепому, где он находится, возле какого дома, в каком направлении и сколько по времени ему нужно двигаться до цели – в общем, все почти так же, как и на навигаторе для водителя.

– Такие навигаторы – хорошее подспорье, – говорит Алексей Борисович. – Но во все времена главным орудием незрячего человека была и остается белая трость.

Увы, ни один навигатор не убережет от открытого люка, стойки с рекламой, припаркованного на тротуаре автомобиля или другого препятствия. Слепые старшего поколения в отличие от молодежи GPS-навигаторы не очень жалуют: они привыкли к трости и доверяют только ей. Всякие «говорилки» им только мешают.

– Хотя есть случаи, когда пожилые люди начинают изучать компьютер и добиваются успехов, но они единичны, – поясняет Алексей Борисович. – Дело тут даже не столько в его стоимости, айфон тоже весьма недешевое удовольствие, а в привычке и психологической неуверенности. Многие просто опасаются учиться, думая, что не разберутся во всех этих премудростях.

Как раз для тех, кто хочет оставаться на связи без премудростей, существуют специальные «телефоны-слепсунги». Народное название объясняется просто: первые телефоны для слепых делались на базе аппаратов известной фирмы. «Слепсунги» внешне ничем не отличаются от обычного телефона, но снабжены «говорящей» программой. Функционал таких телефонов минимален – лишь телефонная книга, SMS и звонки.

Кроме доработки уже существующих устройств разрабатываются и специальные тифлоустройства. Увидев их впервые, догадаться, что это такое, достаточно сложно. Плеер? Электронная книга? И то и другое, да еще с различными дополнительными функциями: диктофон, небольшой текстовый редактор, Wi-Fi с возможностью выхода в Интернет. Дисплея этот прибор не имеет – ведь слепым он совершенно не нужен, есть несколько кнопок и аудиовыход для наушников.

– Создавать новые программы и устройства нужно обязательно привлекая в команду разработчиков незрячих людей, – уверен Алексей Борисович, – ведь только так можно сделать конечный продукт действительно полезным и удобным для слепых.

Жаль, моего собеседника не слышат те, кто устанавливает банкоматы и другие терминалы с сенсорными экранами, в настоящее время во множестве появляющиеся в государственных и коммерческих структурах. Устройства эти зачастую закупаются без учета возможностей инвалидов по зрению, без рельефной клавиатуры и без аудиовыхода. Их «дружелюбия» Всероссийскому обществу слепых еще предстоит добиться.

Ирина Сидорина