Архив:

Две вселенных Стивена Хокинга

Подобно алхимику, искавшему философский камень, он пытается открыть «теорию всего», единую формулу, которая описывала бы все известные на сегодняшний день фундаментальные взаимодействия. Только тело его не слушается, а жена любит другого – в российский прокат выходит «Вселенная Стивена Хокинга», голливудская версия биографии знаменитого физика, пришедшая на смену «драме идей» от BBC.

Вряд ли стоит удивляться тому, что о Стивене Хокинге снимают байопики. Английский ученый – живой символ столетия. Боковой амиотрофический склероз лишил его возможности двигаться, он владеет только мимической мышцей щеки. Но болезнь не тронула мозг Хокинга, и с помощью подаренного друзьями синтезатора речи он общается с людьми и пишет научно-популярные книги. А за плечами у англичанина ряд выдающихся открытий в теории загадочных черных дыр. Сознание человека, заключенное в темницу его безжизненного тела, благодаря новейшим технологиям раз за разом вырывается наружу, чтобы, подобно птице, витать между звездами и галактиками, открывать их тайны и рассказывать о них людям – обычно подобные сюжеты годами выдавливают из себя писатели-фантасты, но тут автором выступает сама жизнь.

В 2004 году BBC выпустила блестящий телевизионный фильм «Хокинг» с Бенедиктом Камбербэтчем в главной роли, настоящую драму идей, разворачивающуюся на фоне постоянно прогрессирующей болезни главного героя, которая никак не отражается на градусе остроты его споров и дискуссий с другими выдающимися физиками Роджером Пенроузом и Фредом Хойлом, и не мешает роману с симпатичной и чуткой студенткой лингвистического факультета Джейн Уайлд, будущей женой. «Это история о поиске начала времени», - говорят титры в самом начале ленты, и не обманывают. Герои рассуждают о кривизне пространства-времени, теории Большого взрыва и Теории относительности Эйнштейна в кафе, в поезде, на кухне и на дружеской вечеринке, наиболее эмоциональные сцены связаны по большей части с отдельными прозрениями Стивена Хокинга или его научными спорами, в основном, с главным оппонентом Хойлом, соавтором стационарной модели Вселенной.

При этом научные размышления главного героя тесно перекликаются с различными сюжетными ходами. Собственно, и начинается все с того, что 21-летний Хокинг узнает – жить ему осталось 2 года. Но время, согласно современной теоретической физике – это не абсолют, герой бросает ему вызов, часы Пенроуза с обратным ходом стрелок толкают его мысль от коллапсирующих звезд назад к большому взрыву. При этом весь фильм обрамляют картины нобелевского интервью Арно Пензиаса и Роберта Уилсона. И лишь в конце выясняется, как с Хокингом связан описываемый ими эксперимент – обнаруженное реликтовое излучение является отголоском Большого взрыва, отстаиваемого главным героем, и опровергает стационарную модель Хойла. А тем временем сама жизнь Хокинга опровергает выводы врачей, он до сих пор живет и работает, недавно ему исполнилось 73 года – и здесь время оказывается чем-то относительным и глубоко индивидуальным.

Спустя 10 лет американцы сняли свой фильм о Хокинге. Отличия голливудской версии от версии ВВС настолько хрестоматийны, что только на их основе можно писать научный трактат о разнице подходов двух кинематографических школ.

Первое, что сделали американцы – сместили акценты с самого Хокинга на его первую жену Джейн. В результате «драма идей» осталась только фоном, на котором разворачиваются картина самопожертвования сильной и красивой женщины. Узнав о диагнозе своего друга, она не побоялась связать с ним судьбу. Как с ухмылкой рассказывает друзьям оскароносный Эдди Редмэйн-Хокинг, «там» у мужчин автоматическая система, и болезнь на нее никак не влияет, у него и Джейн появляется трое детей. Но в какой-то момент супруга знакомится в церкви с обаятельным руководителем хора Джонатаном и влюбляется в него. В 1985 году Хокинг заболел пневмонией, швейцарские врачи второй раз поставили на нем крест и предложили Джейн отключить его от системы искусственного жизнеобеспечения. Но она на время отправляет Джонатана в отставку, везет супруга в Кембридж и тем самым спасает его от неминуемой смерти. Расстанутся они лишь тогда, когда сам Хокинг увлечется своей обаятельной и жизнерадостной сиделкой, будущей второй женой. И лишь тогда верная Джейн с чувством выполненного долга оставит Стивена и вернется к Джонатану.

Нет, о физике в фильме тоже говорят, к примеру, Редмэйн с друзьями обсуждают гипотезу о связи секса с «секретом вселенной», обозначены основные этапы успехов и достижений ученого на пути к всемирному признанию. При этом здесь Хокинг предстает в романтическом образе алхимика, отправляющегося на поиски философского камня – «теории всего», одной единственной формулы, которая включит в себя все известные науке фундаментальные взаимодействия и объединит отдельные объясняющие их теории. Однако голливудский Хокинг показан в первую очередь с другой стороны, не идеальной (в платоновском смысле), а «человеческой, слишком человеческой». С той, где он оказывается в первую очередь не гениальным ученым, а беспомощным инвалидом. И сами его научные интересы становятся лишь смутным образом творческого пути преодоления, который проходит сильный человек, пытаясь справиться с неизлечимой болезнью. Хокинг вполне мог бы писать стихи или сочинять музыку, сюжет бы практически не изменился, так как он, в общем-то совсем не физике, а о чем-то другом, возможно, не менее важном.

Сделать выбор между ВВС и Голливудом – все равно как между любовной лирикой Катулла и поэмой Лукреция «О природе вещей», кстати, тоже излагающей своеобразную модель стационарной вселенной. И там, и там поэты-современники упоминают имена одних и тех же богов, но это и единственное, что объединяет их произведения.

Олег Саломатин

Источник: БалтИнфо

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ