Вряд ли стоит удивляться тому, что о Стивене Хокинге снимают байопики. Английский ученый – живой символ столетия. Боковой амиотрофический склероз лишил его возможности двигаться, он владеет только мимической мышцей щеки. Но болезнь не тронула мозг Хокинга, и с помощью подаренного друзьями синтезатора речи он общается с людьми и пишет научно-популярные книги. А за плечами у англичанина ряд выдающихся открытий в теории загадочных черных дыр. Сознание человека, заключенное в темницу его безжизненного тела, благодаря новейшим технологиям раз за разом вырывается наружу, чтобы, подобно птице, витать между звездами и галактиками, открывать их тайны и рассказывать о них людям – обычно подобные сюжеты годами выдавливают из себя писатели-фантасты, но тут автором выступает сама жизнь.
В 2004 году BBC выпустила блестящий телевизионный фильм «Хокинг» с Бенедиктом Камбербэтчем в главной роли, настоящую драму идей, разворачивающуюся на фоне постоянно прогрессирующей болезни главного героя, которая никак не отражается на градусе остроты его споров и дискуссий с другими выдающимися физиками Роджером Пенроузом и Фредом Хойлом, и не мешает роману с симпатичной и чуткой студенткой лингвистического факультета Джейн Уайлд, будущей женой. «Это история о поиске начала времени», - говорят титры в самом начале ленты, и не обманывают. Герои рассуждают о кривизне пространства-времени, теории Большого взрыва и Теории относительности Эйнштейна в кафе, в поезде, на кухне и на дружеской вечеринке, наиболее эмоциональные сцены связаны по большей части с отдельными прозрениями Стивена Хокинга или его научными спорами, в основном, с главным оппонентом Хойлом, соавтором стационарной модели Вселенной.
При этом научные размышления главного героя тесно перекликаются с различными сюжетными ходами. Собственно, и начинается все с того, что 21-летний Хокинг узнает – жить ему осталось 2 года. Но время, согласно современной теоретической физике – это не абсолют, герой бросает ему вызов, часы Пенроуза с обратным ходом стрелок толкают его мысль от коллапсирующих звезд назад к большому взрыву. При этом весь фильм обрамляют картины нобелевского интервью Арно Пензиаса и Роберта Уилсона. И лишь в конце выясняется, как с Хокингом связан описываемый ими эксперимент – обнаруженное реликтовое излучение является отголоском Большого взрыва, отстаиваемого главным героем, и опровергает стационарную модель Хойла. А тем временем сама жизнь Хокинга опровергает выводы врачей, он до сих пор живет и работает, недавно ему исполнилось 73 года – и здесь время оказывается чем-то относительным и глубоко индивидуальным.
Спустя 10 лет американцы сняли свой фильм о Хокинге. Отличия голливудской версии от версии ВВС настолько хрестоматийны, что только на их основе можно писать научный трактат о разнице подходов двух кинематографических школ.
Первое, что сделали американцы – сместили акценты с самого Хокинга на его первую жену Джейн. В результате «драма идей» осталась только фоном, на котором разворачиваются картина самопожертвования сильной и красивой женщины. Узнав о диагнозе своего друга, она не побоялась связать с ним судьбу. Как с ухмылкой рассказывает друзьям оскароносный Эдди Редмэйн-Хокинг, «там» у мужчин автоматическая система, и болезнь на нее никак не влияет, у него и Джейн появляется трое детей. Но в какой-то момент супруга знакомится в церкви с обаятельным руководителем хора Джонатаном и влюбляется в него. В 1985 году Хокинг заболел пневмонией, швейцарские врачи второй раз поставили на нем крест и предложили Джейн отключить его от системы искусственного жизнеобеспечения. Но она на время отправляет Джонатана в отставку, везет супруга в Кембридж и тем самым спасает его от неминуемой смерти. Расстанутся они лишь тогда, когда сам Хокинг увлечется своей обаятельной и жизнерадостной сиделкой, будущей второй женой. И лишь тогда верная Джейн с чувством выполненного долга оставит Стивена и вернется к Джонатану.
Нет, о физике в фильме тоже говорят, к примеру, Редмэйн с друзьями обсуждают гипотезу о связи секса с «секретом вселенной», обозначены основные этапы успехов и достижений ученого на пути к всемирному признанию. При этом здесь Хокинг предстает в романтическом образе алхимика, отправляющегося на поиски философского камня – «теории всего», одной единственной формулы, которая включит в себя все известные науке фундаментальные взаимодействия и объединит отдельные объясняющие их теории. Однако голливудский Хокинг показан в первую очередь с другой стороны, не идеальной (в платоновском смысле), а «человеческой, слишком человеческой». С той, где он оказывается в первую очередь не гениальным ученым, а беспомощным инвалидом. И сами его научные интересы становятся лишь смутным образом творческого пути преодоления, который проходит сильный человек, пытаясь справиться с неизлечимой болезнью. Хокинг вполне мог бы писать стихи или сочинять музыку, сюжет бы практически не изменился, так как он, в общем-то совсем не физике, а о чем-то другом, возможно, не менее важном.
Сделать выбор между ВВС и Голливудом – все равно как между любовной лирикой Катулла и поэмой Лукреция «О природе вещей», кстати, тоже излагающей своеобразную модель стационарной вселенной. И там, и там поэты-современники упоминают имена одних и тех же богов, но это и единственное, что объединяет их произведения.
Олег Саломатин
Источник: БалтИнфо