Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью

Архив:

Петрович, i love you!

Для Алеши Чернова школьная учеба началась с шести лет. Учение начиналось на дому в одной из школ левобережья города Красноярска. Мама Алексея по началу полагала, что его стоит сразу обучать по программе второго класса. По первому, он уже все посчитал и прочитал! Опасалась, что, мол, скучно ему будет учиться в первом классе.

Но, оказалось, что тут не до скуки. Первая учительница отнеслась к ученику-надомнику не только без любви, но даже без попытки понять его проблемы, представить себя на его месте. В результате по школе пошли разговоры, что, якобы, необучаемого от природы ребенка родители мучают знаниями. Это говорили об ученике, который в возрасте двух лет уже знал все буквы русского алфавита, а в три с половиной года умел читать.

Да, речь мальчика очень трудна для понимания незнакомых людей, не привыкших, и, по-видимому, не желающих учиться самим, пытаться лучше понимать кого-то. Алеша подольше сосредотачивается и медленнее выполняет задания, чем здоровые ученики средней школы. Он не способен сам писать. Но ведь у ребенка диагноз - ДЦП, а не геморрой от чрезмерной усидчивости.

Ладно, потом на смену упомянутой, опытной, кстати, учительнице пришла молодая педагог Татьяна Иннокентьевна. Ее саму уже, по-видимому, не воспитывали в обществе, в котором, в те годы, просто «не было» инвалидов. Не было как класса общественного или как «прослойки». С новой учительницей у ребенка появился контакт и взаимоуважение.

Так в средней школе Алеша проучился 4 года. За это время у мальчишки с очень замедленной реакцией успел выработаться рефлекторный ужас от одного слова «контрольная».

Для ребят, которые в силу своих физических и психологических особенностей не могут успешно учиться по общей школьной программе и внедрена в Красноярске с прошлого года дистанционная форма обучения. Дети учатся с помощью компьютера и Интернета на дому по общероссийской программе «Живая школа»

Сейчас, через год учебы на «дистанке», надпись «контрольная», высветившаяся на мониторе, в стресс Алешу не вводит! Ребенок спокойно, и что важно особенно - успешно, работает над заданием, полученным через Интернет. Мальчик больше не испытывает страха показаться своему учителю неповоротливым. Все оборудование, так подобрано, что даже ребенок, неспособный держать рукой авторучку или компьютерную «мышь», может неспешно, но очень уверенно работать на «компе». Для Алеши клавиатура подобрана крупной. Функции «мыши» разделены на несколько больших кнопок. Алеша нажимает на них, на «Enter», к примеру, … подбородком! Тут главное, что ему так удобно.

- Алеша у меня не «философ» по натуре. Трудности в речи не располагают ребенка к особой разговорчивости. Отсюда и не гуманитарный, а, скорее «математический» образ мышления, - рассуждает о сыне его мама, Ирина Михайловна. - Все, что имеет отношение к компьютеру ему интересно. И читает только компьютерную информацию. Сейчас меньше стал читать обычных книжек, - сетует требовательная мама.

Макрообразование через микроскоп

Иван, как и Алеша, тоже математик по складу мышления. Иван Кошкарев в школе бывает не редко. У Ивана Петровича, как любит величать себя Ваня, тоже ДЦП. Но у него с речью полный порядок. Нет препятствий в общении со здоровыми сверстниками. И мама мальчика часто возит ребенка в учебные классы 11 лицея.

Напомню, что именно это образовательное заведение Красноярска и стало цитаделью дистанционного образования нашего города.

-Там уже установилось совершенно особое отношение к больным ученикам. Чувствуется, что инклюзивное обучение инвалидов педагогами лицея осуществляется не по разнарядке, а по призванию, - отмечает мама «Петровича», Марина Викторовна, - Однако возить каждый день подрастающего мальчика через весь город для меня невозможно. Так что, дистанционное обучение мы, конечно, продолжим.

Все родители «детей-надомников» неизбежно сами становятся коллегами – преподавателями учителей «Живой школы». Некоторое сетуют на небольшое неудобство оттого, что компьютерная программа не дает возможности возвращаться к некоторым прошлым материалам.

Зато, занятия по дистанционной программе, четверть от четверти становятся все более интересными, даже увлекательными. Педагоги находят все новые формы подачи уроков. На английском, к примеру, крот, на виртуальных уроках, новые слова выкапывает, в буквальном смысле слова – из-под земли!

Ребята получают задания в форме учебных клипов с пояснениями и игровыми ситуациями.

- Пирожник, пирожник, испеки мне пирожок, - звучит просьба.

Ребенок должен сделать перевод и отправить его по «электронке». В том числе перевод речевой. Он делает на компьютере в микрофон фонозапись и также ее отправляет. Кстати, привычных оценок «от 2 до 5» в « Живой школе» стараются избегать. На школьные работы дети получают настоящие рецензии с подробным анализом ошибок. К слову, уроки русского языка на «дистанке» ведет настоящая детская писательница, Татьяна Рик. Ее уроки сами похожи на сказочки или игру.

По «природушке» дети получают типичные задания: природу увидеть и запечатлеть. Но только не в форме гербариев, как мы в свое время, а на цифровую фотокамеру!

Потом снимки отправляют московским учителям, как очередное выполненное задание «Живой школы». А с недавних пор для надомных учеников открыт и микромир. Теперь у «Петровича», как и у других ребят с «дистанции», есть собственный электронный микроскоп (лично я им завидую)! Через него ребята получили возможность фотографировать микромир и, а главное, пополнять свои макрознания в новой форме.

Сергей Баршай

Сергей Баршай от .http://zazerkalia.ucoz.ru/

Материал публиковался в газете «Городские Новости» 2008г.Красноярск.

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ