Архив:

Недоступная Москва

Координатор проекта «Метро для всех» Анна Смирнова — о том, почему столичная подземка не предназначена для людей с ограниченными возможностями. В сентябре 2013 года в Москве и Санкт-Петербурге появился сервис «Метро для всех» — специальная система прокладки маршрутов для людей с особыми потребностями. С тех пор сервис распространился на все метрополитены России и даже проник в Варшаву и Амстердам.

«Метро для всех» помогает узнать, какие препятствия может встретить маломобильный пассажир на своём пути. Однако без ответа оставались более общие вопросы — например, какие станции метро в принципе доступны для инвалидов? Год назад мы решили восполнить этот пробел.

Сперва мы проверили, есть ли подобная информация у государства: Москва славится своей продвинутостью в области открытых данных. Оказалось, периодически исследования в области доступности транспорта государством действительно проводятся, но их результаты представляются лишь в самой общей форме. Официальные попытки получить подробную информацию ни к чему не привели: нам посоветовали подождать, пока она будет опубликована на Портале открытых данных Москвы (информации нет и cпустя год). Так у нас появилась идея выпустить собственное независимое исследование по доступности Московского метрополитена. Оно позволило бы описать ситуацию не с эмоциональной точки зрения, а представить цифры и факты, указывающие на конкретные проблемы и трудности, требующие решения.

Теоретически нам всего лишь нужно было собрать и проанализировать статистические данные. Но на практике оказалось, что просто цифрами не обойтись. Сложнее всего — сформулировать, какие препятствия можно считать преодолимыми, а какие нет. Сможет ли человек с загипсованной ногой воспользоваться эскалатором? Сможет ли инвалид-колясочник заехать в метро, если перед входом в него есть бордюр высотой три сантиметра? Считать ли лестницы, оборудованные рельсами, доступными для мам с детскими колясками?

На подготовительную работу ушло полгода: мы разговаривали со специалистами по универсальному дизайну и представителями фокус-групп, изучали ГОСТы и СНиПы, перепроверяли данные и собирали информацию — например, количество перил у пандусов. Анализ данных занял ещё пару месяцев, а результатом почти годичной работы стал доклад «Москва: Доступность метро». 

В нём собраны результаты исследования не только отдельных элементов инфраструктуры — лестниц и турникетов, — но и маршрутов внутри станций, а также переходов между ними.

(К сожалению, за время, предшествовавшее выпуску доклада, некоторые данные изменились: были открыты две новые станции, а на некоторых заработали лифты, — но в целом картина не изменилась, и все основные выводы исследования по-прежнему актуальны.)

Летом 2014 года в московском метро и прилегающих подземных переходах:

  1. не работали 30 % установленных лифтов (16 из 52);
  2. только 40 % пандусов (не путать с рельсами для детских колясок) могли использоваться инвалидами-колясочниками;
  3. треть выходов из метро была оборудована старыми узкими турникетами шириной около 55 сантиметров;
  4. для взрослых инвалидов-колясочников без сопровождения были доступны лишь 14 из 195 действовавших станций;
  5. лишь на 70 станциях были маршруты на вход и выход, доступные для людей с затруднениями передвижения (пожилых людей, беременных женщин, людей с травмами и хроническими заболеваниями, способных пользоваться эскалаторами);
  6. для пассажиров с детскими колясками вход и выход были оборудованы на 126 станциях.

5abc9b67e1f22d92b7c8d4b884571101.jpg

beb184e5d1fd3cb2c36ae72e6195a99c.jpg

Подробную информацию о доступности каждой станции метро можно узнать с помощью интерактивной инфографики. В отличие от доклада, инфографика использует самые свежие данные. Мы планируем в будущем создать на её базе полноценную справочную систему.

Мы обнаружили множество проблем на разных станциях московской подземки. Например, «Строгино» обозначена на всех схемах как доступная для инвалидов, но самостоятельному въезду колясочников на станцию мешают ступеньки перед входами. А из подуличного перехода на поверхность можно попасть только по длинным пандусам, оборудованным поручнями с одной стороны вместо двух, — хотя по техническим нормам там и вовсе требуется установка лифта. На станциях «Марьина роща» и «Деловой центр» лифты установлены, но для того, чтобы попасть на станции, всё равно нужно воспользоваться эскалаторами, на которые колясочников без сопровождающих обычно не пускают. Почти всегда проблемы на отдельных станциях являются следствием системных проблем московского метро: даже если улучшающая доступность инфраструктура существует, её использование ограничено или вообще невозможно.

1d8e5828b4cab8992a1b21d4038fad40.jpg

«Метро для всех» — не общественная организация, в наши задачи не входит написание запросов во властные структуры. Мы хотим привлечь внимание к ситуации с доступностью метро и предоставить заинтересованным людям достоверную информацию. Наши методики и данные открыты, распространяются под свободными лицензиями. Мы верим, что всё это постепенно изменит ситуацию к лучшему.

Анна Смирнова

Источник: Village

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ