Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Проект с ограниченными возможностями

Столичное правительство обсуждает, как Москва превращается в город равных возможностей. Как приспосабливается к нуждам колясочников и других маломобильных граждан. Достижения первых шести месяцев 2009-го неоднозначны. В этом можно убедиться, послушав чиновников, назначенных "главными по доступности".

"В Куркине построили школу с лифтом. Но в ней нет детей-инвалидов"

- Стационарных приспособлений для доступа инвалидов нет даже в здании, где сидит Параолимпийский комитет, - обозначил глубину проблемы на "круглом столе", проведенном на выставке "Москва для всех-2009", первый замглавы Москомархитектуры Пшимаф Шевоцуков.

Сама выставка в Малом Манеже не отличалась обилием разработок, способных помочь человеку в коляске или незрячему. Трехмаршевые пандусы для подземных переходов, подъемник-платформа, крепящийся вдоль лестницы, модифицированные кабинки мобильных туалетов - вот и все достижения. Зато на "круглых столах" прозвучал весь спектр мнений о перспективах "Москвы для всех".

Например, типовые школы и детсады вообще не поддаются стопроцентной переделке в "общедоступные".

- Нужно разрабатывать новые типовые проекты, - сообщил Шевоцуков. - В каждом районе должны появиться по одной-две школы и детских сада, стопроцентно приспособленных для детей с особыми нуждами. Проще иметь несколько таких учреждений и доставлять туда детей на автобусах, чем пытаться приспособить все. Вот в Куркине построили школу с лифтом, но в этой школе нет детей-инвалидов. Лифт пришлось закрыть.

- Одна-две приспособленные школы, детских сада, музея? В цивилизованной стране сказали бы, что мы - дикари, - возмутился известный в России специалист в области реабилитации профессор Александр Лысенко. Есть же международный опыт. Все специализированные нормы и правила, например, в Англии давно отменены, их сменил универсальный дизайн.

"Инвалидный" спуск из торгового центра - прямо под колеса

- Сформулированы исчерпывающие требования по доступности всего, что строится в городе. Отныне в поступающих на согласование проектах должен иметься особый раздел с перечнем необходимого маломобильному населению, - отчитался Шевоцуков.

Но в устаревших СНиПах тоже имелось немало требований, способных сделать город более доступным. Только кто их выполнял?

- Сотрудники нашего департамента и представители Общества инвалидов участвуют в проверках построенных объектов, - поделилась Галина Леонова, заместитель начальника управления по социальной интеграции лиц с ограничениями жизнедеятельности департамента соцзащиты населения Москвы. - Вместе с Госстройнадзором оцениваем, насколько приспособлено новое здание для маломобильных граждан, фиксируем нарушения, составляем акты с замечаниями. Это в теории. А в жизни - мы давали отрицательные заключения, а потом оказывалось, что объект функционирует.

К примеру, на приемке необъятного торгово-развлекательного центра "Метрополис" на Ленинградском шоссе, 15 бдительные проверяющие сразу углядели, что наклон у пандусов - 16%. Норма - 10%, хотя пандус даже с таким уклоном способен одолеть только мужчина недюжинной силы. А спуск колясочников на улицу выходил прямо под колеса машин. Но это не отменило торжественного открытия шикарной новостройки.

Точечное человеколюбие или общий подход?

В первом квартале Года равных возможностей департамент соцзащиты поучаствовал в проверке 433 вводимых объектов, но только чуть более 5% из них оказались полностью приспособленными для колясочников, слабовидящих и глухих. Не слишком вдохновляющая статистика. А локальные удачи и достижения, о которых принято рапортовать, вызывают массу вопросов.

- Город приспосабливает квартиры и оборудует входные группы в домах подъемниками и пандусами. Но не во всех домах, а в тех, где живут инвалиды. То есть в другую квартиру человек в коляске уже не войдет и в гости в соседний дом тоже поехать не сможет, - доложил Пшимаф Шевоцуков, предлагая публике самой оценить пользу "точечного" человеколюбия.

- К нам пришло письмо от инвалида, - развила тему Галина Леонова. - Жалуется: у него в доме подъезд обустроили, он решил навестить сестру, но попасть к ней не смог.

Недавно на специальной конференции "по доступности" председатель комитета Госстройнадзора Москвы Анатолий Зайко сообщил журналистам: Москомархитектура уже доработала ряд типовых проектов жилых домов так, чтобы им не требовались пандусы и подъемники, - теперь лифт и вход в подъезд выведены в них на нулевую отметку. Но большинство типовых серий, уточнил он, продолжают штамповаться все в том же, неприступном для маломобильных граждан, формате.

А это значит, что почти все типовое жилье завтра придется приспосабливать для людей с ограниченными возможностями. При этом в новостройках, построенных по старым проектам, но оснащенных подъемниками, значительная их часть, по признанию Анатолия Зайко, не действует: эксплуатационные службы не желают их обслуживать.

Звучит невероятно, но в проектах так называемых линейных объектов - тротуаров, дорог, пешеходных наземных переходов, - как сообщил глава Мосгосстройнадзора, до сих пор нет специального раздела по доступности для инвалидов. То есть город продолжает сооружать на пути человека в коляске все новые и новые барьеры.

Наталья Давыдова

Источник: izvestia.ru