Архив:

Возможностям нет границ. Изученный мир становится своим – безопасным и комфортным

Ученица Юлианна Юнусова из общеобразовательной санаторной школы невозмутимо работает за компьютером, уверенно печатая текст на клавиатуре. Никто не догадывается, что Юлианна не видит, что написано на клавишах.Она печатает на клавиатуре Брайля. 

Каждая река на карте - с руслом

Позже она сможет проверить правильность написанного текста, прикоснувшись к монитору Брайля. Юлианна демонстрирует уникальное оборудование, которым обладает школа, на выставке в рамках коллегии департамента образования, прошедшей на этой неделе в школе №42 и посвященной вопросам введения инклюзивного образования в образовательных организациях города.

Юлианна, как и ее одноклассники, возможности здоровья по зрению которых ограничены, не мыслит уроков без компьютера. С помощью специальных компьютерных программ они выполняют контрольные и даже пишут диктанты. С любимой подругой и одноклассницей Соней Калачевой Юлианна частенько общается по скайпу, а может и  в письме рассказать ей заветные тайны.

Нижневартовская санаторная школа представила и учебники по всем предметам с алфавитом Брайля, тренажеры с разными замками, шпингалетами, крючками, дверными цепочками для первоклассников, которые не видят, но тем не менее должны отлично ориентироваться в пространстве. Такие тренажеры в школе находятся в специальном кабинете социально-бытовой адаптации.

На географических картах для этих детей все прожилки рек имеют русло. Детские пальцы, проваливаясь в реки-щелки, запоминают их навсегда.

В этой школе есть схемы маршрутов - коридоров, микрорайонов, которые педагоги делают для ребят сами. С помощью специальной печи, которой располагает школа, любой плоский рисунок, карту, схему можно сделать рельефным. Печатная машинка, брайлевский принтер - все это используется для того, чтобы мир для ребят, которым недостает зрения, был выпуклым, объемным, живым, интересным, ярким, а главное - постижимым. Изученный мир становится своим - безопасным и комфортным. 

Если незрячим детям руки помогают видеть и прикосновения для них естественны, то детям-аутистам неприятно изучать мир на ощупь.

Уже пятый год нижневартовская санаторная школа учит детей с расстройствами аутистического спектра. 

- Таким ребятам важно с раннего детства учиться работать руками, потому что они не принимают этот вид деятельности, - рассказывает заведующая центром по работе с детьми-аутистами Наталья Карсакова. - Порой они приходят в первый класс и не держат в руках пишущий инструмент. Им не нравится прикасаться к внешнему миру, но мы их должны постепенно приучить к этому.

Программы создаем сами

Нет никаких готовых программ для работы с такими детьми, поэтому педагоги разрабатывают их сами. Более 25 авторских программ по работе с детьми с ограниченными возможностями, в том числе с детьми-аутистами, разработали педагоги санаторной школы. Не случайно с прошлого года санаторная школа является федеральной пилотной площадкой по апробации государственных стандартов для незрячих детей и детей с аутизмом. Такие стандарты Министерство образования в нынешнем году собирается ввести в действие для всех образовательных организаций России.

Для каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья институтом разработан отдельный государственный стандарт.

Учатся в санаторной школе и дети с диагнозом ДЦП. Именно для них школа приобрела подъемник, который тоже был продемонстрирован на выставке коллегии. Неустанно своеобразной гусеницей он ползал по ступенькам вниз - вверх, бережно перевозя на себе инвалидную коляску.

- Он обходится дешевле, чем оборудование в школе лифта, - прокомментировал директор нижневартовской санаторной школы Мухамат Ишбаев.

Но никакое оборудование не сравнится в ценности с профессионализмом специалистов.

- Мы принимаем на работу только таких специалистов, которые могут написать заявление о приеме  по Брайлю, - пошутил Ишбаев, но в этой шутке много правды.

Все педагоги сходились во мнении, что для обеспечения инклюзивного образования нужны колоссальные затраты. Ведь предполагается в каждой школе и каждом детском саду создать условия для ребенка с любой проблемой здоровья, с любым физическим недостатком. Это значит, создать не только безбарьерную среду, но и подготовить весь необходимый кадровый персонал, иметь все необходимое оборудование, весь учебный и дидактический материал. Причем одно дело, когда в специализированной школе все это работает одновременно для двадцати ребят в классе с одинаковой проблемой в здоровье, и совсем другие затраты требуются, если для одного или двух.

- Наряду с инклюзивным образованием должны остаться и специализированные школы, и коррекционные классы, - поделился мнением директор нижневартовской санаторной школы  Мухамат Ишбаев. - В них созданы особенные условия для развития таких детей. У нас есть класс, в котором учатся пятеро детей-аутистов. Таких ребят нельзя включать в общий коллектив, но они тоже имеют право учиться и развиваться. 

У родителей детей-инвалидов, по словам Мухамата Ишбаева, должен быть выбор. Согласно опросу, проведенному в 43 субъектах Российской Федерации, не все родители одобряют инклюзивное образование, 35 процентов - против. 

Тьютеры - пока родительская забота

Среди них, безусловно, и родители здоровых детей, которые считают, что ученики с ограниченными возможностями требуют к себе повышенного внимания педагогов, что сказывается на качестве образования всех остальных. Такой факт привела в своем выступлении заместитель директора департамента образования Нижневартовска Наталья Морозова.

Рассказывая о том, как вводится инклюзивное образование в Нижневартовске, она напомнила директорам школ и детских садов о том, что в нашем городе живут 672 ребенка-инвалида и 3849 детей с ограниченными возможностями здоровья. 

- Каждая школа и каждый детский сад, согласно закону об образовании,  должны иметь возможность принять любого из них, - заметила Наталья Морозова.

Один из инвалидов-колясочников, которые уже посещают детские сады, стал воспитанником средней группы детского сада №44 «Золотой ключик». Родители решили, что ребенку необходимо ежедневное общение со сверстниками, а детский сад, который находится рядом с домом, вполне подходит. Сначала пришел на разведку папа, убедился в том, что сыну будет комфортно в детском саду и тот сможет без проблем здесь передвигаться.

Адаптацией ребенка в новой среде занималась педагог-психолог детского сада Ирина Есаулкова.

- Детям, которые первое время хотели покатать коляску, приходилось объяснять, что у их нового товарища личное пространство шире, чем у них, - в него входит коляска. Прикасаться к ней нельзя, как нельзя прикасаться без спроса к чужому носу или глазу, - рассказывает она. - Дети очень гибкие и восприимчивые к любой новой информации о мире, у них, как правило, еще нет стереотипов, поэтому воспитанники быстро перестали замечать особенность мальчика, стали ценить его, как и всех других сверстников, за веселый, щедрый и компанейский нрав.

Воспитанника на коляске сопровождает в детском саду тьютер, нанятый родителями.

- Сейчас департамент образования решает вопросы юридического и финансового обеспечения введения в штатное расписание образовательных организаций  тьютеров, - рассказала Наталья Морозова. - Пока же  родители готовы сами оплачивать услуги тьютеров либо сами сопровождают детей в образовательных организациях.

Семьи должны общаться

Наталья Морозова подчеркнула также, что при введении инклюзивного образования важно и межведомственное взаимодействие, и сотрудничество с общественными организациями инвалидов, с замечаниями и пожеланиями которых департамент образования сверяет каждый свой шаг по введению инклюзивного образования. Не только в дошкольных и общеобразовательных организациях готовы принять детей с ограниченными возможностями здоровья, но и в учреждениях дополнительного образования.

Двадцать таких ребят посещают занятия в центре детского творчества. Об этом рассказал директор центра Анатолий Черногалов. По его словам, четырнадцать воспитанников с ограниченными возможностями здоровья занимаются ковроткачеством. Занятия в такой студии преподает педагог с ограниченными возможностями Гузель Мухатгалиева, которая конечно же отлично понимает своих подопечных. Ковроткачество - не просто занятие на время, не просто выход творческой энергии. Такое ремесло запросто сможет в будущем дать возможность заработать.

Другие ребята поют в фольклорном ансамбле, учатся игре на фортепиано, синтезаторе, гитаре.

- Для того чтобы все детские начинания поддерживались в семьях, в центре детского творчества был создан семейный клуб «Надежда», - рассказывает Анатолий Черногалов. - Семьям таких детей важно узнать, что они не одиноки, что они не остаются с проблемами вне общества. Они должны общаться! 

Семьи в клубе за годы его существования сменяли друг друга, как и воспитанники центра. Сегодня клуб объединяет 27 семей.

Анатолий Черногалов сетует: двадцать детей - это слишком мало, это всего лишь три  процента от общего числа детей-инвалидов, живущих в Нижневартовске, а значит, настоящая работа только начинается. 

В детских садах города открыто 167 групп компенсирующей направленности,  2 компенсирующих класса для соматически ослабленных детей, 5 коррекционных классов для детей с задержкой психического развития.

По программе «Доступная среда в г. Нижневартовске на 2011 - 2014 гг.» только в прошлом году 4 млн рублей выделено на создание доступной среды для учеников в инвалидных колясках в школах №42 и №29. В зданиях будет проведен капитальный ремонт с монтажом лифта.

Гуля Бессонова

Источник: Ugra-News

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ