Архив:

I-школа: окно в большой мир

Учиться можно и дистанционно. Ученик дома, а учитель - в школе, у того и другого – специальное оборудование. Так, на расстоянии, учится  и кунгуряк Никита Лузин. В повседневной жизни мы часто не задумываемся о том, как живут дети-инвалиды, с какими проблемами им приходится сталкиваться. Зачастую их мир  сужается до размеров квартиры, где они живут, а круг общения ограничивается лишь самыми близкими родственниками.   До недавнего времени едва ли не единственным "окном в большой мир" для таких людей был телевизор, но  в последние годы кое-что изменилось.

Никита Лузин родился обычным мальчиком, любознательным и активным. Бегал и прыгал, слушал мамины сказки и смотрел мультики по телевизору. А когда пошёл в детский сад, никто из родных и мысли не допускал, что в скором времени вся их жизнь  кардинально изменится. Никита однажды просто стал прихрамывать. Это и было началом всех перемен, к сожалению, безрадостных.  

Тяжёлое заболевание костей (фиброзная дисплазия) не позволило  маленькому Никите развиваться как его сверстникам. Даже ходить в школу. Учится пятнадцатилетний Никита дома. С 1 класса преподаватели  гимназии № 16 приходят к нему домой. А с прошлого года мальчик стал обучаться по специальной программе, позволяющей детям с ограниченными возможностями эти самые возможности постепенно расширять.

Учёба на дистанции

Программа, стартовавшая в Москве ещё в 2003, до нашего региона докатилась только к 2009 году. Так детки, по тем или иным причинам не имеющие возможность сидеть в школе за партой,  стали потихоньку открывать для себя новый обучающий мир i-школы. Программа «Дистанционное образование детей-инвалидов» позволяет обеспечить всем необходимым оборудованием  школу и ученика, который обучается дома. Доступ в Интернет с целью организации образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями представляет  сервисная компания «Ростелеком».

Никита показывает всякие «прибамбасы», которые  были установлены в его комнате в прошлом году.  Кроме самого компьютера, у него есть графический планшет, микроскоп, фотоаппарат, колонки, принтер. Всё это останется у него навсегда.

Уроки ведутся по расписанию. Химия, география, история, биология, английский язык.  Но  эти уроки, что называется тет-а-тет с учителем. А вот физика,  русский  язык,  математика - дистанционно. Педагоги могут связаться с Никитой по скайпу, выбрать упражнения, тесты, по электронной почте направить задания.

Связь тоже хромает

- На своём сайте i-школа представляет богатый материал, - рассказывает Светлана Красилич, учитель русского языка и литературы, работающая с Никитой, - интересные задания, дидактический материал, тесты для подготовки к годовой аттестации. Всё это, несомненно, способствует быстрому освоению и закреплению полученных знаний. Но мы не ограничиваемся только такими уроками. Всё же очные встречи для проведения занятий, когда ученик  изучает ту или иную тему в тесном взаимодействии с учителем, когда прослеживается уровень понимания и есть возможность вернуться к непонятому, гораздо эффективнее.  Но  без дистанционного обучения уроки были бы существенно обеднены.

- Если бы ещё связь всегда была хорошей, - говорит мама Никиты, Светлана Михайловна. – Бывает, что  скорость интернета очень мала, или связи с сервером нет. Иногда даже приходится заходить на сайт через домашний компьютер.  Специалисты, конечно, стараются быстро устранить неполадки, но было  бы гораздо лучше, если бы их вовсе не было.

Преподаватель математики и физики Иван Соловьёв радовался новшествам и хорошей работе оборудования только в прошлом учебном году. В нынешнем году уже с сентября  начались заморочки.

- Скорость соединения очень низка, многие сайты заблокированы из-за неграмотной фильтрации. С рабочего места в школе выхожу на специализированный сайт всё реже и всё чаще для уроков с Никитой использую личный компьютер с выходом в интернет.

c8c2da17f023b952eee7f3c544d20d2a.jpg

- А я всё равно очень доволен, что у меня есть такое оборудование, - радуется мальчик. - Такая форма обучения – и очная, и дистанционная позволяет глубже изучить предмет.  Я и вне урока могу зайти на сайт и посмотреть задания и тесты, дополнительно что-то почитать. Наконец, это просто очень интересно!

Заветная мечта

Никита очень старательный мальчик, на редкость терпеливый и настойчивый. Очень любит математику, химию, физику, мечтает досконально  изучить  информатику и стать в будущем программистом. Но пока это желание остаётся мечтой.  В школьной программе, по которой  проходит обучение мальчик, информатики нет. Если только нанимать репетиторов, но это удовольствие для семьи слишком дорогое. За последние пять лет Никита перенёс три сложные операции в Санкт – Петербурге. Ему постоянно необходимо наблюдаться у ортопедов.  Всё это влечёт за собой огромные материальные расходы, и лишних денег на платных учителей у Лузиных нет. Но Никита всё равно не унывает.  Тихий, немного застенчивый, он, тем не менее, обладает большим запасом сил. Собирается учиться дальше и в будущем непременно осуществить свои мечты.

- Так хочется попутешествовать, - признаётся Никита. – Своими ногами походить  там, где захочется, и не бояться переломов.

Недоступные радости

Болезнь Никиты такова, что перелом может быть от незначительного падения. И это невзирая на специальные пластины, которыми закреплены кости.  Так что не то, что путешествия, даже длительные прогулки для Никиты пока под запретом. Погулять можно, но либо, надев на ногу специальный аппарат, либо в инвалидной коляске. И то и другое Никита страшно не любит. Аппарат тяжёлый и громоздкий, в коляске он чувствует себя некомфортно.

- Люди смотрят, дети пальцем показывают, выкрикивают что-то, задают вопросы, - с горечью признаётся Никита. – Я так не могу.

Вот и получается, что единственные друзья у Никиты – это близкие родственники да соседский мальчик,  а окно в большой мир  – Интернет.  Он даёт возможность обучаться, узнавать новое, расширяя свой кругозор, общаться со сверстниками в соцсетях. Ведь  подросток лишён многих радостей и забав, о чём даже  не задумываются «ходячие» мальчишки и девчонки. Никита, например, ни разу не был на школьной ёлке, на линейке 1 сентября и даже не знаком с одноклассниками. Ступеньки, на пути от дома Никиты до гимназии, неприспособленные для колясочников наши улицы и человеческая чёрствость и равнодушие,  сделали эти маленькие радости недоступными для него. Но Никита отчаянно верит в лучшее.

На прощание мы с Никитой договорились, что хотя бы летом он почаще станет выбираться из дома на прогулку по набережной Сылвы, и побольше улыбаться. Улыбка ведь тоже помогает.

Справка

Пермский филиал ОАО «Ростелеком»   принимает активное участие в реализации проекта «Дистанционное обучение детей-инвалидов», предоставляя доступ к необходимым интернет-ресурсам, электронной почте, видео- и аудиосвязи.

Более 150 школ включено в процесс реализации программы на уровне края. Всего  оборудовано более 300 рабочих мест для педагогов и учеников.

В обучении принимают участие педагоги, прошедшие специальные курсы по теме «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов». В рамках реализации образовательной программы «Дистанционное обучение детей-инвалидов» интернет-связью  обеспечиваются дети с ограниченными возможностями, проживающие в более чем 100 населенных пунктах. Среди городов — Пермь, Березники, Соликамск, Кунгур и другие. В том числе и отдалённые населённые пункты.

I-школа (ЦО «Технологии обучения») – школа дистанционного образования детей-инвалидов. Уроки проходят как очно, так и дистанционно – с помощью видеосвязи, интернет-телефонии, чатов, форумов и т.д. В школе учатся дети с ДЦП, диабетом, онкологическими, нервными заболеваниями, болезнями почек, сердца и др. Обучение бесплатное.

Связь ученика и учителя происходит через программы Mac OS — iChat и Skype. Ученикам обычно выдают компьютеры модели Mac mini, у них связь в видео- или аудиоконференции происходит через веб-камеру iSingh или Logitech. Для обучения используются и другие программы этого компьютера; например Remote Desktop, TeamViewer, и др.

Искра Кунгур

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ