Архив:

К чему приведет затяжной кризис российского здравоохранения?

Отечественная медицина и здравоохранение вот уже долгие годы находятся в стадии бесконечного реформирования. Однако доступность и качество медицинских услуг как не устраивала, так и не устраивает пациентов, а врачи выступают против существующей модели страховой медицины. 

Ко всем сложностям добавилась и крайне непростая ситуация в российской экономике. Поэтому потребовалось даже правительственное совещание, на котором обсуждались первоочередные антикризисные меры в сфере здравоохранения.

Страховая медицина работает на четверть

Как известно, в ходе течения тяжелой болезни наступает кризис, после которого следует либо выздоровление, либо летальный исход. Поэтому лечение должно носить оперативные, точные и кардинальные меры. Полумеры и неверные решения лишь приближают к печальному финалу.

Президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному Собранию в декабре 2014 года заявил о необходимости в течение 2015 года завершить переход к страховым принципам, отладить механизмы и сформировать централизованную систему государственного контроля за качеством работы медицинских организаций. Он отметил, что страховая медицина в России так и не заработала по-настоящему, и подчеркнул, что работа здравоохранения по страховым принципам должна быть понятна гражданам и медицинским работникам.

Фонд независимого мониторинга «Здоровье» провел опрос среди врачей и представителей среднего медицинского звена о работе в рамках системы обязательного страхования в РФ. Согласно результатам мониторинга, 74% медработников полагают, что действующая в России модель страховой медицины не обеспечивает доступную и качественную медпомощь.

В опросе Фонда «Здоровье», проведенном в декабре – январе с помощью мобильного приложения, приняли участие 6174 респондента, в том числе 5359 врачей и 815 представителей среднего медицинского персонала из 87 регионов России. Результаты учитывались по регионам, где проголосовали более 50 человек. Таким образом, учтены ответы 5123 респондентов, в том числе 4437 врачей и 686 представителей среднего медицинского персонала из 46 субъектов РФ.

Согласно результатам опроса, в целом по России только 26% опрошенных медиков считают, что действующая в России модель страховой медицины в рамках системы ОМС обеспечивает доступную и качественную медицинскую помощь. Лидерами врачебного недовольства стали Кемеровская область, Республика Мордовия, Архангельская, Ивановская, Волгоградская области – 82–89% ответов со знаком минус. Среди тех, кто в значительной мере считает действующую систему эффективной, – Республика Чувашия (52% положительных оценок).

В России работают более 60 страховых медорганизаций с общим объемом собственных средств около 30 млрд рублей. В 2013 году общая сумма взысканий с медиков составила более 18 млрд рублей. В том же году в связи с удержанием и отказами в оплате медпомощи медорганизации не получили более 19 млрд рублей. Из 19 млрд рублей 2,1 млрд страховщики направили на собственные цели.

«Это очень показательная цифра. Страховая медицина примерно так и работает в нашей стране – процентов на 25. И уровень доверия к ней как у граждан, так и у медработников соответствующий», – сказал директор Фонда «Здоровье» Эдуард Гаврилов.

В частности, он напомнил, что страховые медорганизации тратят на себя около 4% средств, выделяемых государством на лечение граждан в рамках ОМС. Страховщики также оставляют себе 30% от сумм, которые, по их мнению, больницы и поликлиники предъявили к оплате «необоснованно», а также 50% от штрафов за неоказание, несвоевременное оказание или оказание медицинской помощи ненадлежащего качества и 10% от суммы сэкономленных средств.

«Страховые получают больше половины своих доходов за счет начисления штрафов. Им выгодно искать огрехи, а не отстаивать права пациентов и контролировать конечный результат лечения», – говорит Э. Гаврилов.

Большинство медицинских работников (48%) полагают, что функции контроля и экспертизы качества медицинской помощи, оказываемой в рамках системы ОМС, должен осуществлять Росздравнадзор, еще 19% считают, что этим должны заниматься территориальные фонды ОМС, и только 15% полагают, что этим должны заниматься страховые медицинские организации.

«Пока среди врачей бытует мнение, что страховые работают на себя и просто ищут способы отъема денег. Многие учреждения держат специальные отделы, которые проверяют все данные, прежде чем отдать их на проверку страховым организациям. Это нездоровая ситуация», – заявил директор фонда «Здоровье».

Он напомнил, что при текущем дефиците бюджета Федерального фонда ОМС более 43 млрд рублей в ближайшие три года из бюджета фонда планируется потратить 180 млн рублей на жилищные субсидии сотрудникам фонда. При этом проработать в ФФОМС претендентам на получение жилья нужно только год.

По мнению главы фонда, необходимо совершенствовать систему ОМС, убрав, в частности, лишнюю прослойку в виде страховых организаций, так как в нынешнем виде они не выполняют изначально возложенные на них функции по контролю качества оказанных медуслуг и ориентированы на получение собственной прибыли.

«Необходимо устранить дублирующие звенья — частные страховые медицинские организации — и предусмотреть расширение функций территориальных фондов ОМС по контролю эффективности расходования ресурсов. Средства нужно распределять не через СМО, а через фонды напрямую. При этом контроль за качеством и доступностью медицинской помощи нужно возложить исключительно на Росздравнадзор, чтобы страховые медицинские организации эти функции не выполняли», – сказал Гаврилов.

Правительственный взгляд 

Ключевой темой совещания о первоочередных антикризисных мерах в сфере здравоохранения, прошедшего в Уфе, стала задача, которую объявил премьер-министр Дмитрий Медведев, «при любых условиях обеспечить объем гарантированной государственной медицинской помощи, сделать все, чтобы нынешние экономические трудности не сказались на ее качестве, на ее доступности для людей».

И первоочередная задача – это стабилизация на рынке лекарств, то есть предотвращение дефицита и борьба «с необоснованным ростом цен в так называемом регулируемом сегменте», при этом увеличив на рынке долю качественной отечественной продукции.

Но судя по всему, справиться с этой задачей правительству пока не под силу.

«К сожалению, в настоящий момент мы сталкиваемся с повышением стоимости лекарств», – признал глава правительства.

Если говорить о процентах, то в целом ряде регионов рост цен на лекарственные препараты превышает 15%. По экспертным оценкам, цены на лекарственные препараты вырастут в текущем году приблизительно на 20 %, отметил Д. Медведев.

Но если судить по существующей динамике роста цен, то данные цифры явно занижены.

По словам главы правительства, нельзя допустить вымывания с рынка дешевых лекарственных препаратов. Планируется внести изменение в законодательство, которое будет предусматривать разовую индексацию цен нижнего и среднего пакета из перечня жизненно необходимых и важнейших препаратов.

Речь идет также о возможности компенсации расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, которые связаны с закупкой иностранных препаратов, медицинских изделий и расходных материалов для обеспечения нуждающихся граждан, в том числе имеющих право на льготное лекарственное обеспечение в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. На эти цели зарезервированы довольно значимые средства, сказал Д. Медведев.

В целом правительство ориентируется на мониторинг и контроль за ситуацией и просит руководителей субъектов Российской Федерации заниматься тем же.

Первый заместитель министра здравоохранения Игорь Каграманян привел следующие цифры: в 2014 году объем фармацевтического рынка в нашей стране составил более 900 млрд рублей, а рынка медицинских изделий – около 200 млрд. В денежном выражении на этом рынке более 70% занимает медицинская продукция зарубежного производства.

«Если говорить об объеме обязательств государства на 2015 год, связанных с тем, что вы перечислили, Дмитрий Анатольевич: это базовая программа ОМС, программа государственных гарантий обеспечения льготных категорий граждан, – то без учета затрат на приобретение медицинской техники запланированы расходы в объеме более 410 млрд рублей», – отметил он.

По его словам, регулирование цен в рамках перечня ЖНВЛП себя оправдало, показало эффективность. По итогам 2014 года, по данным мониторинга Росздравнадзора, в розничном сегменте цены на ЖНВЛП увеличились на 0,34%, в госпитальном сегменте – на 4,5%. В январе по сравнению к декабрю 2014 года соответствующий рост составил около 4%, тогда как цены на лекарства, не входящие в перечень ЖНВЛП, увеличились до 15% по отдельным наименованиям.

«При этом считаю необходимым подчеркнуть, что более 50% перечня лекарств, не входящих в ЖНВЛП, покрываются перечнем ЖНВЛП», – подчеркнул Игорь Каграманян.

Он отметил, что с конца декабря 2014 года Росздравнадзор помимо ежемесячного мониторинга уровня цен сегмента ЖНВЛП перешел на еженедельный анализ цен.

По январю 2015 года отмечается, что в нижнем ценовом сегменте ЖНВЛП – это препараты до 50 рублей – фактические цены продаж приблизились к предельным зарегистрированным. «Имею в виду то, что в этом сегменте 83% – это доля отечественных препаратов. Это говорит о том, что производство этих препаратов действительно на грани рентабельности», – сказал замминистра.

Также Каграманян остановился на некоторых вопросах оптимизации финансовых затрат, антикризисных мер в части резервирования средств на амбулаторное лекарственное обеспечение, а также централизации торгов.

Замминистра промышленности и торговли России Сергей Цыб подчеркнул, что Минпромторг реализовывает комплекс мер в рамках поддержки отечественных производителей. Подготовлено два проекта постановлений по дополнительным преференциям, которые внесены в правительство, относительно поддержки в части лекарственных препаратов по списку жизненно необходимых, а также медицинских изделий.

«Это по препаратам-аналогам, где если есть два и более российских производителя, то соответственно дорогу получает российский производитель», – отметил Сергей Цыб.

Еще одна мера поддержки – финансирование проектов в рамках государственной программы развития фармацевтической и медицинской промышленности.

«В этой части мы по списку ЖНВЛП дополнительно профинансировали более 130 проектов… Надо еще, наверное, отразить то, что за последние пять лет производство лекарственных средств в России увеличилось в два раза, объемы инвестиций за последние пять лет в отрасль сейчас, по данным аналитических агентств, уже превышают 100 млрд рублей».

Президент Республики Башкортостан  Рустэм Хамитов для начала рассказал, что 2015 год с точки зрения экономики начался противоречиво. «С одной стороны, мы имеем индекс промышленного производства в пределах 100%, может быть, даже чуть больше, с другой стороны, недополучили налогов на 14% меньше по отношению к январю 2014 года. Поэтому понятно, что мы переводим контроль над ситуацией в режим ручного управления», – сказал он.

Говоря о регулировании цен на лекарственные средства, Хамитов отметил, что в январе средневзвешенная цена поднялась на 2%, а по некоторым препаратам – на 11% и выше. «Тенденция, что называется, налицо», – заметил он.

Также он отметил, что республика работает над строительством медицинских объектов в форме ГЧП. «Строить нужно, денег становится все меньше», – заявил Хамитов. «Нет закона о ГЧП, он нам нужен. Сейчас в этой ситуации нужно быстрее его принимать, пусть с какими-то ошибками, шероховатостями, недоработками, может быть, но мы можем привлечь частные ресурсы на то, чтобы достраивать наши объекты здравоохранения», – добавил президент Башкортостана.

Также, по его словам, «в сложившихся условиях нужно индексировать затратную часть программы госгарантий не раз в год, как это раньше было, а раз в квартал. Это на сегодняшний день важно, потому что все плывет и фиксировать нужно ежеквартально».

«В прошлом году мы оказали помощь почти 7 тыс. граждан, при этом, что называется, вместе решали эту проблему: 60 млн – федеральный бюджет, 240 млн – ФОМС и 500 млн – республика. В этом году ФОМСа нет, средств федерального бюджета нет, и мы, вообще говоря, потеряем в два, а может быть, даже в три раза количество высокотехнологичных операций. Это кроме числа спасенных жизней еще и отток квалифицированных специалистов», – рассказал он.

Хамитов также поднял вопрос о состоявшейся передаче муниципальных полномочий по оказанию медицинской помощи на уровень субъектов. «Надо поправить эти законы и в законе «О здравоохранении» записать или по крайней мере точно прописать, что может делать муниципалитет, как может организовать работу. Даже денежками они помогали немного, крупные муниципалитеты, городские образования деньги давали. Сегодня этого нет, республика фактически один на один со всей огромной системой здравоохранения», – отметил он.

Хамитов затронул и такой важный вопрос, как орфанные заболевания. «У нас 327 таких пациентов. Мы выделили 400 млн рублей в прошлом году, в этом году нужно на 508, это без учета падения курса рубля. Реально все эти препараты импортные, все без исключения. Это будет уже 1 млрд рублей в этом году. Мы такие ресурсы найти не сможем.

Этот вопрос надо, конечно, решать. Помощь от федерального уровня нам нужна, потому что в прошлом году передали на наш уровень, но без финансирования. В этом году без помощи мы не сможем этот вопрос решить», – констатировал он.

Глава республики также рассказал, что отсутствует законодательное закрепление источников финансирования расходов на обеспечение жильем инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, ставших на учет после 1 января 2005 года. «Эти расходы мы берем на себя. Это тоже десятки, в некоторых случаях сотни миллионов рублей. Эта льгота предусмотрена федеральным законом. Но она никак не обеспечивается федеральным финансированием», – сказал он.

Кроме того, Хамитов высказался за срочное упрощение процедуры закупки дорожающих лекарственных средств в рамках федерального закона о контрактной системе, а также о наделении регионов правом определения государственного фармацевтического оператора для обеспечения лекарствами льготных категорий граждан и лечебных учреждений.

Он также выступил за поддержку отечественных производителей медпрепаратов в целях решения проблемы импортозамещения.

Мэр Москвы Сергей Собянин тоже отметил рост цен на лекарства. Он затронул тему импортозамещения и подчеркнул, что, по его сведениям, «отечественные производители под условие долгосрочных семилетних контрактов готовы заместить большую часть импорта, который нам поставляется. Даже патентованные лекарства в онкологии. Многие из них заканчиваются в этом году, можно уже будет производить дженерики».

Кроме того, по его мнению, необходимо провести переговоры на уровне вице-премьеров или министров с поставщиками импортных лекарств.

«Их у нас не так много. Мы знаем, что Большая фарма – это четыре основных производителя, но они нас практически не знают, они работают через посредников, маржа которых доходит до совсем больших цифр, неприличных просто, как было, собственно, при поставках медицинского оборудования, когда в результате надлежащей работы они снизили свои цены в 5–6 раз», – считает Собянин.

По его мнению, сегодня надо на все реагировать оперативно. «Мне кажется, все эти вещи, что касается наших бумаг, распоряжений и проектов законов, надо делать в течение недели, потому что мы находимся в совершенно другой ситуации и каждая неделя – это миллиарды рублей из регионального и федерального бюджета», – заключил он.

Сергей Тюрин

Источник: ТПП-Информ

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ