Архив:

"Я не обязана ни перед кем оправдываться"

Наше общество однозначно взяло курс на максимальную интеграцию инвалидов, на предельную их инклюзивность, то есть включенность во все стороны жизни. И вдруг новость – у нас в городе гастролирует цирк лилипутов. Что же это такое «Сияние маленьких звезд», форма самореализации людей с ограниченными возможностями или очередной замкнутый мир? На этот и другие вопросы ответила артистка цирка Ольга Безмен.

- Знаете, для меня чувство собственного достоинства не пустые слова. Но ставить так вопрос, что группа инвалидов собралась в труппу, чтобы дать над своими изъянами потешиться публике, я бы так не стала говорить. Наша труппа приписана к госцирку. Труппа насчитывает уже шестидесятилетнюю историю. У цирка немало интересных страниц. И в нынешнем составе нашей труппы есть Заслуженные артисты России.

-Я пытаюсь разобраться, а не обидеть, не дай бог, кого-то. Дело в том, что я знаком с одним мужичком маленького роста. Он выступал в ночных клубных шоу, позволял вытворять над собой нелепые обидные шутки. Я опасаюсь, что усилиться мнение о том, что так можно поступать со всеми маленькими людьми.

- А я считаю, что я не обязана ни перед кем-то оправдываться. «Ах, я такая или не такая». Я считаю, что маленький рост, или другая форма инвалидности, не дает право на какие-то преимущества перед другими людьми в обществе. Но это не должно быть и поводом для ограничения прав.

- Приходилось сталкиваться с дискриминацией?

- И еще с какой! Я же не всегда была циркачкой. В нашей среде практически нет потомственных артистов цирка. У всех вполне рослые родители. Обычно они далеки в своей повседневной жизни от цирка. И мои родители не исключение. К примеру, мама работник в финансовой сфере, а папа строитель. Выросла я в Минске. В школе очень хорошо училась. Попыталась поступить в мединститут. Мне сказали «Ну какой вы доктор? Кто за вас будет таскать больных? Потом попыталась пойти учиться на логопеда. И меня снова не взяли…

-Из-за малого роста?

- Вот именно. Мне было сказано, что мои 135 см. слишком мало для этой профессии и, что дети не смогут отличать маленького педагога от остальных ребят. Потом я пыталась пойти в медучилище. И снова было сказано – нет! Я не очень ограничена в подвижности, никак неограниченна ни в передвижении, ни в общении. И тем не менее выяснилось, что для меня в этом мире нет места!

- Тем не менее в Интернете в «Вашем Круге» можно прочесть «неоконченное высшее…» Какой ВУЗ не погнушался принять маленькую абитуриентку и почему же в итоге «неоконченное»?

-В конце концов я стала учиться на специалиста библиотечной отрасли. А не оконченным образование осталось, так это цирк поманил меня. Там же в Минске. Да, тогда там выступала наша московская труппа маленьких артистов. Объявили кастинг среди маленьких кандидатов. И я решила попробовать. Много пришлось осваивать с нуля. Помогали старшие артисты. С особой благодарностью я всегда вспоминаю Вячеслава Павлова.

- Оля, а помните свой первый номер? Вы говорили, что «кошатница» с детства?

-Да, конечно помню! Но первый номер был, как ни странно, в жанре воздушной гимнастики. Я очень цепкая. Как-то мы общались с гимнастами довольно серьезного уровня и «на спор» повисли на канате. На одной руке на канате эти ребята вообще не смогли удержаться. Но и на кольцах, на двух руках я их «перевисела» только так!.

- Вот вам и «ограниченные физически…»

- Да, но тут нужно понимать специфику, нюансы цирковой техники. А потом мне врачи просто запретили выступать «на воздухе». Мы давно выступаем в паре с моим мужем, Сергеем Носковым, в двух номерах. В нашем номере, действительно, дрессированные кошки. А во втором номере мы раскручиваем тарелочки на бамбуковых палочках.

- А что за инцидент у вас был, газеты пишут, что вас кошки травмировали?

-Это в Уфе случилось. Нам передали группу чужих кошек. Мы получили их почти в «наследство» от других артистов, уехавших по контракту в Канаду. А кошки народ своенравный. Вот так и вышло, что знакомство началось с драки. Исцарапали меня тогда довольно сильно. Даже скорую пришлось вызывать.

- Вернемся к вопросу о конкурентоспособности маленьких артистов.

- Дело даже не в том, что физически крепкий артист по определению может больше. Но риск травмироваться у нас тоже повыше. Это со стороны не всем понятно. Не так давно не стало нашей подруги Нины Рудь. Ее кончина настолько ясно показывает, что артист нужен только работоспособный и молодой. Отработал - и тебя забудут, закинут тут же! Я не жалуюсь на нашу администрацию. Тут не в ней даже дело. Это такая жестокая система. А тогда даже прозвучало предложение не перевозить гроб с нашей подругой на ее малую Родину, а похоронить в том городе, где ее не стало! А ведь она была Заслуженной артисткой России! После этого даже говорить о номерах, связанных с высшей сложностью исполнения и тем более связанных с риском, думаю просто бессмысленно. Вот вы Сергей были у нас на представлении, вам самому оно как, понравилось?

- Не все, но много номеров очень веселых. Я смеюсь не тогда, когда маленький человек спотыкается и падает. Но я действительно и радовался и смеялся. Есть живой юмор. А ваш, Оля, номер с истинно артистическим шармом. Так что хоть и шел на представление с некоторой опаской, но теперь подтверждаю: «смех и радость вы несете людям» А куда колесите после Красноярска?

- Потом в Иркутск едем. Мы действительно совсем не бываем дома. Еще вопрос, что такое наш дом. Квартира у нас с мужем на Юге, мама в Минске, а сам цирк московский. Вся наша жизнь проходит «на чемоданах». Кстати, в вашем городе я уже в третий раз. Уже есть круг знакомых. Вот у вас кофе с удовольствием попила. А со своей мамой я вижусь раз в два года. Теперь, хотя бы, Интернет связывает нас с друзьями. Но «безлимит» доступен не везде. Поэтому, когда отрываюсь от манежа, то уже на весь отпуск. Ни с кем из коллег в это время общаться не тянет. Но, пока, я получаю кайф от цирка! Вон, вы рассказали, про мужчину, что позволяет насмехаться над собой за плату. Знаете, меня тоже приглашали на ночной подиум. То ли номер им нужен был, то ли было интересно посмотреть на малеСергей Баршайнькую полуодетую женщину? Но, это уже не цирк, и я никогда не стану участвовать в подобном шоу! А уйдет удовольствие от цирка, займусь еще чем-нибудь. Я умею многое. Вон, костюмы, как вы сказали «с шармом», мы, как правило, сами их и украшаем.

Для газеты "Городские новости" записал

Сергей Баршай от http://zazerkalia.ucoz.ru/