Архив:

Объединяющая идея

Термин «люди с ограниченными возможностями» появился впервые на Западе. Это тот случай, когда политкорректность выполнила свои функции в демократическом обществе. В России людей с теми или иными отклонениями в развитии - по рождению или в результате несчастных случаев - устойчиво называют инвалидами. Причем такое обозначение социальной группы имеет в общественной лексике несколько негативное и пренебрежительное значение.

Все оттого, что у нас, мол, и для полностью здоровых граждан условий нет, что тут сделаешь для людей, которым объективно требуется особая забота и внимание для развития. За ними в общественной оценке прочно закрепился стереотипный ярлык неполноценности, что очень прискорбно и совсем не соответствует действительности, ведь часто люди с ограниченными возможностями как личности развиты куда лучше тех, кто поспешно считает себя «полноценными».

В современных цивилизованных социумах существует несколько принципов, которые поддерживают изнутри структуру гражданского общества. Один из них - предоставление со стороны государства всем гражданам равных шансов на личностное развитие. Признавая тот факт, что уже по рождению не все люди равны, общества, например, реализующие модель социального государства, стремятся исправить ситуацию по принципу равных возможностей. Отсюда такое уважение к общественной работе волонтеров. Другой принцип - интеграция людей с ограниченными возможностями в общество с помощью социальных сетей и создания особой инфраструктуры с целью, чтобы «инвалиды» чувствовали себя частью единого социального организма, важной частью целого. Наконец, третий принцип можно выразить формулой «кому многое дано, с того многое и спросится». Он означает пресловутую социальную ответственность: каждый гражданин посильно вносит свой вклад в общую копилку поддержания социальной целостности и мира.

Общество гуманизма - гражданское общество - всецело зависит от своей целостности. Каждый человек в нем должен чувствовать свою ценность для целого. Он должен знать, что способен приносить пользу не только себе, но и остальным. Государство дает ему возможность быть значимым. Поэтому для всех слоев социума создаются соответствующие условия: начиная от образования и заканчивая городской инфраструктурой, специальным сектором услуг, особым вниманием.

Решение проблем российской действительности в этом контексте может быть различным: например, дистанционная работа и образование. Но половинчатыми или достаточно узкими мерами ситуацию коренным образом не изменить. То же дистанционное образование не решает проблем изоляции людей с ограниченными возможностями от остального общества. Виртуальная паутина может заменить реальное общение, но далеко не полностью. Ведь, как правило, «инвалидам» не хватает обычного, простого, душевного человеческого общения. К тому же люди такой среды не привыкли объединяться, пытаясь бороться в одиночку или с помощью родных со своими недугами. Поэтому необходима разработка комплексных мер, направленных на преобразования в данной сфере на глубоком социокультурном уровне. Необходимо сломать стереотип отношения к «инвалидам» как к неполноценным людям, считающимся общественным балластом. Эта задача сколь трудна, столь и важна для России, страдающей от острой нехватки объединяющих идей.

Станислав Гвизда
Клуб Молодежного Действия, Тверь
Федеральная программа МГЕР «Фабрика Смыслов»

Источник: molgvardia.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ