Архив:

Жизненное кредо Игоря Батищева

Когда журналисты спрашивают Батищева про хобби, он отвечает:- У кого-то - охота, у кого-то - рыбалка, а у меня - детишек этих растить...В ноябре ему исполнится 60 лет. Время подводить некоторые итоги, пусть и предварительные. Впрочем, оценку его труда уже дало общество: директор Липецкой специальной коррекционной общеобразовательной школы для слепых и слабовидящих детей стал первым в Липецкой области народным учителем России.

Последний раз возросшее внимание средств массовой информации к школе-интернату было связано с тем, что в открывшийся здесь детский сад для слепых малышей (первый и единственный пока в стране) приехали ребятишки из других регионов. Заодно журналисты рассказали о самом детском садике, о чудесных, волшебных - светлой сенсорной и темной сенсорной - комнатах. Здесь свой «Млечный путь» - вмонтированные в ковер огоньки, меняющие цвет. Я видела, как тифлопедагог Оксана Соколова ползала по этому ковру с маленьким Сашей, и Саша, у которого, оказывается, сохранилось свето­ощущение, правильно называл цвета. Уже выучил! А в светлой сенсорной комнате другой малыш становился на круглые «кочки», потом бойко отрывал их - они прикрепляются к ковру на «липучках». В этих дорогостоящих комнатах, о которых стоило бы рассказать отдельно, маленькие ребята уже ориентируются, здесь для них жизненное пространство, которое развивает, обогащает.

Помню: вышли тогда телесюжеты (приезжали съемочные группы и из других городов страны, были напечатаны статьи, репортажи, очерки. Но никому из журналистов, восторгавшихся детским садом, Игорь Батищев не сказал тогда об одном своем решении. А оно, особенно по нашим временам, дорогого стоит: Батищев, оказывается, пригласил к себе на работу маму слепых брата и сестрички из Элисты. Ведь ясно: из Воронежа родители в детский сад приедут навестить своих раз в неделю, а из Элисты-то сколько добираться! Так пусть же эти братик и сестричка вместе с другими не только воспитываются в Липецке по уникальным методикам, получают образование, но и знают - мама рядом. Конечно, она согласилась с радостью и благодарностью. Об этом я узнала случайно.

...Если отец и мать ребенка, родившегося с дефектом зрения, приходят к выводу, что учиться в обычной школе ему будет невозможно, они приезжают сюда, на улицу Механизаторов, без особой радости. Им показывают школу. Их приглашает к себе в ка­бинет директор и отвечает на любые вопросы, рассказывает, куда поступают выпускники - и в технический университет, и в педагогический, и в техникумы разные. Родители, может быть, впервые чувствуют поддержку и начинают понимать, что слабое зрение или даже слепота их ребенка - хоть и инвалидность, но все же не тупик.

Образование здесь равноценное, только обучение длится 12 лет - все-таки надо учитывать состояние детей, часто обремененных еще и другими серьезными заболеваниями. В медицинском блоке школы работают свои врачи, медсестры. Есть физиотерапевтический кабинет, процедурный, массажный, кабинет лечебной физкультуры, стоматологический.

За годы директорства Игоря Ивановича школа стала центром непрерывной медико-психолого-педагогической реабилитации детей с тяжелыми нарушениями зрения. Он вспоминает:

- Я провел свою первую линейку первого сентября и решил про тогдашних первоклассников: что бы ни случилось, этих крошек выращу и выпущу из школы умными, добрыми, сильными!

...Звонок на перемену. Мальчишки выбегают во двор с фут­больным мячом. Играют, и весьма уверенно. Иногда к футболистам присоединяется Игорь Иванович. А футбол у слепых получается потому, что человек может ориентироваться на голос и на стук мяча. Сейчас в мире и игра специальная придумана для слепых - голбол. Внутри мяча - колокольчик. Липецкие ребята выигрывали на российских чемпионатах, на первенстве Европы.

В школе есть предмет «социально-бытовая ориентировка». В результате этих занятий дети знают, как самостоятельно пой­ти на почту, в магазин. Умеют вести себя на остановке, узнать номер подъехавшего автобуса или троллейбуса. Ребята (даже полностью слепые) могут почи­нить одежду, выгладить ее. Мальчики умеют вставить стекло, девочки - готовить еду.

...Лет пятнадцать назад я увидела в кабинете директора чертеж-мечту: комплекс «детский сад - школа». Не такие это были годы, чтобы что-то строить, да и теперь тяжело. Но вот он - второй корпус, где на первом этаже детский садик, а на верхних уютные, удобные спальные комнаты. Ребята шагают в учебный корпус по застекленным переходам, один из которых - зимний сад.

Но пока чертеж оставался только чертежом, Батищев превратил подвал школы в дополнительный этаж, где разместилась брайлевская часть огромной библиотеки, помещения для духового оркестра, занятий ритмикой и танцами. Пристроили новый вестибюль - красиво, просторно. Здесь много диванчиков, на которых так уютно посидеть.

Игорь Иванович принял один из бесхозных загородных пионерских лагерей. После капитального ремонта круглогодичный оздоровительно-обра­зовательный комплекс «Звездный» возродился. Отдыхают здесь ребята на каникулах, а сироты живут все три летних месяца. Сироты... Официально опекун каждого - сам Батищев. Многие ученики называют его батей. Для сирот он - отец в полном смысле слова. На вопросы журналистов, кем себя ощущает в школе, отвечает: отцом. Вот как сказал мне десятиклассник Сережа Бочаров. Он как раз сирота:- Родители от меня отказались. В интернате мне хорошо! Кого же мне считать батей, если не директора нашего!

В конце мая, перед отъездом в «Звездный», Сережа позвонил мне по мобильному телефону - попрощаться на лето. Такие телефоны есть почти у всех учеников - не роскошь, а необходимость.

Свои главные «тезисы» Игорь Батищев сформулировал давно:

- Помогать надо так, чтобы дорога не привела бы наших детей из школьного интерната в «собесовский». И еще: я не прошу каждый день рыбу, мне необходимо достаточное количество удочек, чтобы каждый воспитанник эту рыбу научился ловить сам.

Помню, как побывала на одном из выпускных вечеров. Батищев приглашал на сцену очередного выпускника, вручал аттестат, удостоверение «младший медицинский работник - массажист», удостоверение об окончании музыкальной школы (а такая здесь тоже есть). И тут же говорил, куда этот выпускник пойдет. Он про каждого всё знает! Двое ребят - в Курское специализированное музыкальное училище, с которым заключен договор, несколько - в Кисловодское медицинское училище, с которым тоже имеется соответствующее соглашение. Знает точно, кто будет поступать в технический университет, в педагогический, в техникумы, на какие факультеты. Я смотрела на Батищева и выпускников, стоявших на сцене, с чувством уважения и спокойствия за каждого.

Слышу иногда: раз в этой школе маленькие классы, значит, и работать здесь легче, чем в обычном учебном заведении. Глубокое заблуждение. В одном классе - и слепые, и слабовидящие дети. Один пишет рельефно-точечным шрифтом по Брайлю, другой - в обычной тетради, но в очках с сильными линзами, у третьего зрение получше, и он испытывает меньшее напряжение. А учитель-то должен вести урок в удобном для каждого темпе и вместе - для всех. Иногда Игорь Иванович разговаривает с сотрудниками школы очень резко. Сказал, как отрезал:

- Когда я вижу, что человек работает вполсилы, что равнодушен...

Голосом Батищев - в деда, Матвея Васильевича. Тот на железнодорожной станции «Грязи» состоял при особой должности. Тогда ведь не было микрофонов. Очередной поезд подъезжал к станции, дед звонил в спе­циальный колокол и возвещал:

- Поезд из Москвы, литерный, прибывает...

А бабушка, Мария Тарасовна, умела лечить без лекарств ячмень, ангину, свинку... Она твердо знала: добро добром к человеку и вернется. Люди шли к ней за советами, помощью. Игорь Иванович повторяет:

- Счастье, что у меня бабушка такая была... От нее на всю жизнь запомнил, что на зло нельзя отвечать злом.

Заслуг и побед у воспитанников Батищева столько, что не хватило бы газетной страницы на простое перечисление. Скажем, велосипедный пробег из Липецка в Сочи! Восхождение на Эльбрус! Это всё задумано в школе и осуществлено. Правда, и пробегу, и восхождению предшествовали многомесячные тренировки под руководством учителя физкультуры Алексея Чернобая.

А тонкие спектакли театра «Паяц», которым руководит профессиональная актриса Екатерина Пастухова! А поездка лучших вокалистов школы в Великобританию, в рамках официального визита тогдашнего президента страны Владимира Путина! А выступление ребят вместе с Монсеррат Кабалье в Москве, на Соборной площади Кремля! А творческая мастерская «Вдохновение», которую ведет член Союза художников России Вячеслав Михайлович Канищев! О его уникальной методике, благодаря которой прекрасно рисуют слабовидящие дети, «Липецкая газета» рассказывала не раз.

Школу Батищева я называю про себя Фондом добрых событий. Добрые события накапливаются в каждом и становятся жизненным капиталом. И Игорь Иванович повторяет:

- Вы знаете, мне и моим коллегам очень приятно, что никогда нашего выпускника не встретишь на улице с протянутой рукой.

Ольга Васильева, Ольга Белякова (фото)

Источник: lpgzt.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ