Архив:

Приучить к изменчивости мира

Ясным зимним утром пришли в бассейн всего три юных героя с мамами. И хотя двум мальчикам в незнакомой обстановке было сначала не просто, спустя некоторое время они радостно плескались в малышовом бассейне. Третий же, Миша, удивил невольных зрителей проекта: он смело плавал во взрослом, отказывался от помощи инструкторов, закидывал ноги на белые поплавки…

Водную гладь и инструкторов в распоряжение посетителей краевого реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Журавлики» бесплатно предоставил велнес-центр «Магис-спорт».

– Миша – исследователь по натуре? – задаю вопрос его маме.

– Да, он большой любитель всего нового, – с гордостью отвечает Елена. – Первый раз мы пришли в бассейн, когда ему лет пять было, сейчас уже одиннадцать. Миша очень любит воду, не боится глубины. Мы ходили с ним в бассейн на Южном, там мелкого места фактически нет. Как можем стараемся.

– «Журавлики» в ваших стараниях помогают?

– У нас нет средств на платные занятия: до недавнего времени я работала, но сейчас нет возможности сына с кем-то оставлять. А в «Журавликах» мы практически с полутора лет. В центре очень хорошие специалисты, там работают реабилитационные группы. Нас приглашают в цирк, в театр кукол. Летом бывают выездные мероприятия, Евгения Мирская организовывает нам отличный лагерь.

Она – замечательный человек, никто так, как она, детьми-аутистами прежде не занимался. Различные образовательные мероприятия, занятия с психологами были и раньше, но Евгения Борисовна организовывает для наших детей общение, привлекая детей из обычных школ. Это то, чего нашим детям так не хватает в жизни.

Помогать нужно всем

Разговор с Евгенией Мирской, куратором реабилитационной группы «Гармония» центра «Журавлики», начался с вопроса о выборе профессии.

– Работаю с февраля 2008-го, в 2009-м занялась патологией эмоционально-волевой сферы. Началось с того, что я увидела в газете объявление краевого реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями. Позвонила, спросила, что это такое – ограниченные возможности? Мне объяснили: дети точно такие же, но чуть более ранимые. Сделала санкнижку, приехала, меня привели на занятия. Посмотрела, решила: не боги горшки обжигают. Первым моим подопечным был достаточно сложный семнадцатилетний мальчик с имбецильностью и аутистическими чертами. Тогда я еще не очень хорошо знала, что такое аутизм, откуда он берется и что мне делать, чем помочь такому ребенку. Пришлось обратиться к литературе, находить контакты со специалистами. Так и пошло…

В первой моей группе было пять детей 7-8 лет. В Ленинском территориальном центре попросили организовать тренинг для родителей, воспитывающих детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Мы с коллегой почитали умные книжки, написали серьезную программу с массой упражнений и пришли просвещать родителей. Они представились, сели в круг, обнялись и заплакали...

Пришлось сложить свои бумажки в кучку. А дальше началось просто человеческое общение: мы говорили о том, что для них важно и нужно. Все мамы хором твердили, что их дети не смогут научиться общаться, потому что им просто негде это делать: детский сад маленькому аутёнку не потянуть, групп кратковременного пребывания в городе катастрофически мало, территориальные центры берут таких детей только на индивидуальные занятия. Редкие выходы в кино, парк, планетарий детей больше пугают, чем доставляют удовольствие.

После встречи с родителями я пришла к заведующей: «Можно, я сделаю группу для родителей детей-аутистов? Чтобы они могли прийти пообщаться, а дети поиграть». Нам как раз тогда смонтировали игровой лабиринт. С этого началась моя группа «Гармония». Сарафанное радио сработало, привели еще детей… Я договорилась о регулярных выездах. Сейчас нас принимают игровая площадка ТЦ «Вдохновение» и соляная пещера «Кристалл», иногда ходим на экскурсии в детскую картинную галерею «Лукоморье», ездим в краевой центр иппотерапии.

Хаос тоже порядок

– Видно, что для ребят вы своя. Скажите, насколько трудно вам работать?

– Вот как, – Евгения улыбается и показывает царапины на руках. – Аутизм в своей основе есть стереотипность, потребность в однообразии окружающего мира: эта лошадь должна стоять на этом месте и нигде больше, эта тетя должна быть именно в этой рубашке, иначе мы ее не узнаем. Когда я постриглась, у половины моей группы случился шок. А я такой шок провоцирую регулярно, формирую у детей привычку, что хаос – это тоже порядок, что поход другой дорогой – это не ужас-ужас, а приключение, что за незнакомой дверью может оказаться что-то очень интересное. Я сознательно стараюсь менять наши «декорации»: приглашаю на встречи группы новых людей, приношу другие игрушки, кинолога с собакой недавно встретили… Я стараюсь сделать так, чтобы дети привыкли к изменчивости окружающего мира, поняли, что можно есть на улице, а заниматься в автобусе. Тогда, если исчезнет страх нового, будет меньше проблем с прохождением комиссий и пребыванием в школе.

– Можно только восхищаться мужеством родителей этих детей. На мероприятиях центра я все больше встречала мамочек, но знаю, что есть и папочки…

– Есть папочки, есть! В последнее время мужчин в реабилитационных центрах становится больше, они стали активно включаться в оказание помощи особым детям. В моей группе есть две чудесные семьи, я этих людей безумно уважаю. Прекрасно, когда родители не замыкаются на проблеме, а живут дальше и создают счастливые семьи.

Случается, что мужчины, не выдержав, оставляют семьи с такими детками. Но и другие истории бывают – я знаю две! – когда у ребенка появляется новый папочка. Вот такой пришел однажды на тренинг, слушал, задавал вопросы, в конце занятия настойчиво требовал литературу, методические пособия, ссылки на сайты. Папе лет тридцать, и это его первый ребенок…

Помощь специалистов

Достаточно ли того, что делается в моей группе? Чтобы помогать, нужна система. Причем система помощи не только детям, но и их родителям. Почему у меня сейчас пришли в бассейн три человека вместо девятнадцати запланированных? Потому что народ «слился», родители боятся применять навыки на практике, стараются лишний раз не тревожить ребенка и не портить себе нервы. Ведь бассейн – это новая ситуация, в которой ребенок гарантированно сорвется. Это нужно прожить, перейти, отработать. А чтобы сломать стереотип, нужно сделать усилие не только аутисту, но и простому смертному… Чтобы измениться, нужна помощь грамотного специалиста. Педагогам детсадов и школ она тоже необходима, чтобы понять и принять таких детей. Прежде чем говорить о толерантности, люди должны иметь элементарное понимание происходящего.

Просто родители наших деток функционируют в определенной форме – «уберечь, избежать, уйти». Да, умом понимают, что социализация их детям необходима, что рано или поздно они останутся с проблемой наедине. И когда ребенок вырастет, это будет сделать гораздо труднее. Потому им тоже нужно помочь.

Светлана Александрова

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ